Общая характеристика работы*
Актуальность темы диссертационного исследования. Высокий уровень
научных разработок и новейших промышленных технологий добычи нефти и газа
требует подготовки специалистов, обладающих не только достаточным объемом
общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, но и высокой
степенью профессиональной мобильности, умением оперативно и творчески
реагировать на вопросы динамично изменяющейся практики, способностью решать
весь спектр производственных задач. Он также должен быть знаком с современными
информационными технологиями, применяемыми на производстве, уметь
пользоваться базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт.
Компьютер становится средством и необходимым компонентом прогресса на
производстве и в научных исследованиях.
Особенности развития нефтегазодобывающей промышленности Республики
Татарстан связаны с трудностями разработки и извлечения остаточных запасов нефти
и, как следствие, с необходимостью применения высокотехнологичных методов
воздействия на нефтяные пласты, что требует высокого уровня профессиональной
компетентности
специалистов. Современному
специалисту, работающему в любой отрасли и востребованному на рынке труда,
необходимы не только профессиональная мобильность, творческая активность,
системное восприятие действительности, но и умение принимать ответственные
решения по проблемам отрасли. Так, экономисты-менеджеры, работающие в
нефтяной промышленности, должны ориентироваться в технологии добычи и
переработки нефти, в новых информационных технологиях и применять их для
решения профессиональных задач.
Для формирования требуемой профессиональной компетентности необходима
оптимизация учебного процесса и реализация принципа профессиональной
направленности экономической подготовки специалистов нефтедобывающей отрасли.
Все это может быть достигнуто за счет использования компьютерных средств
обучения и контроля, которые позволяют более эффективно использовать учебное
время, развивать познавательную активность и формировать устойчивые навыки
самостоятельной работы, профессиональные знания и умения.
В условиях информатизации образовательного процесса одним из эффективных
средств обучения становится электронный учебник. Он позволяет осуществить
автоматизацию и интенсификацию педагогического труда, реализовать активные
формы обучения, учитывать индивидуальные
способности обучающихся.
Использование электронного учебника требует пересмотра содержания образования,
создания определенной информационной среды, решения проблемы сочетания
возможностей компьютерных технологий с традиционными формами обучения.
Систематические исследования в области проектирования и реализации
профессиональной подготовки с использованием компьютерных технологий,
проводимые в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран,
позволили разработать большое количество компьютерных систем.
Вопросам, связанным с использованием информационных технологий в учебном
процессе вуза с целью его интенсификации посвятили свои исследования
Г.Н. Александров, О.Г. Ашхотов, И.Б. Ашхотова, М.М. Бежанова, Я.А. Ваграменко,
А.В. Войтишек, О.М.Здравомыслова, В.В. Иванов, Г.Л. Катыс, П.Г. Катыс,
* Автор выражает глубокую благодарность кандидату технических наук Хацриновой Ольге Юрьевне за
помощь, оказанную в работе над диссертацией.
3
высококвалифицированному
Стр.3
Г.А. Квашнин, Ю.В. Кожевников, В.И. Метечко, Л.А. Москвина, А.В. Тихомиров,
И.В. Роберт, Ю.Б. Рубин, И.А. Смольникова, Ю.А. Чернышев, В.Ф. Шолохович и др.
Динамичное развитие информационных технологий и их внедрение в учебный
процесс требуют от педагогов постоянного повышения своего профессионального
уровня. Знания, умения, навыки работы с информационными технологиями можно
приобрести только в том случае, если при повышении квалификации преподавателей
будут использоваться новейшие достижения в информационной сфере. Этой
проблеме посвящена работа А.И. Башмакова, И.А. Башмакова.
Проблемы подготовки студентов строительных и технических вузов с
использованием информационных технологий рассмотрены в исследованиях
В.П. Баклова, С.А. Башарина, В.А. Беловика, Ю.А. Бычкова, И.Н. Гошцыной,
В.М. Золотницкого, Г.В. Ерофеевой, О.Б. Журавлевой, Б.И. Крука, С.М. Куценко,
В.М. Малютина, В.Н. Стройновой. Вопросам использования новых информационных
технологий в подготовке инженеров нефтяной и химической отраслей посвящены
работы В.Н. Галимова, Г.А. Круглова, М.Г. Круглова, Ю.В. Копыленко,
Л.М. Червякова, М.М. Ханнанова и др.
В то же время, в педагогике не существует универсального подхода к проблеме
создания электронных учебников. Исследования показали, что сложность
проектирования электронных учебников связана не только с материальным
оснащением вуза, но и с проблемой недостаточной компетентности преподавателей в
области использования новых информационных технологий. Преподаватели вузов
стремятся использовать достижения в информационной сфере. Этот процесс
недостаточно
подкрепляется
научно-обоснованными
методическими
рекомендациями. Деятельность преподавателя часто реализуется на стихийной
основе, базируется на традиционных методиках и технологиях, которые не
обеспечивают эффективности учебного процесса. Часто просто переносится текст
учебника на электронный носитель. Отдавая должное проведенным исследованиям,
отметим, что проблема проектирования и использования электронного учебника в
процессе подготовки экономистов-менеджеров для нефтегазодобывающей отрасли до
настоящего времени не являлась предметом специального исследования.
Недостаточно раскрыты понятие «электронный учебник», принципы отбора его
содержания, недостаточно обоснованы способы использования электронного
учебника в учебном процессе вуза.
Ограничиваясь рамками нашего исследования, мы можем констатировать, что в
время имеет место противоречие между необходимостью
настоящее
информатизации учебного процесса в высшей профессиональной школе,
позволяющей готовить
экономиста-менеджера, отвечающего современным
электронного
требованиям нефтегазодобывающей отрасли и педагогической неразработанностью
процесса отбора и структурирования содержания электронного учебника,
учитывающего специфику процесса подготовки таких специалистов и особенности их
профессиональной деятельности.
Проблема исследования: каковыми должны быть структура и содержание
дисциплине «Бухгалтерский
учебника
по
исследования:
содержание
профессиональной
нефтегазодобывающем предприятии), обеспечивающего подготовку экономистовменеджеров
для работы в нефтегазодобывающей отрасли.
Объект
экономистов-менеджеров для нефтегазодобывающей отрасли.
Предмет исследования: содержание и структура электронного учебника по
дисциплине «Бухгалтерский учет» (на нефтегазодобывающем предприятии).
4
учет» (на
подготовки
Стр.4
электронного
Цель исследования: разработать и обосновать содержание и структуру
дисциплине «Бухгалтерский
учебника
по
учет» (на
нефтегазодобывающем предприятии), отражающего особенности и перспективы
развития нефтегазодобывающей отрасли.
Анализ специальной литературы, изучение опыта работы педагогов –
исследователей, выявление противоречий в подготовке специалистов для нефтяной
промышленности позволили выдвинуть гипотезу исследования: применение
электронного
учебника
по
дисциплине «Бухгалтерский
нефтегазодобывающем предприятии) будет способствовать успешной подготовке
экономистов-менеджеров в решении профессиональных задач, если:
• отбор содержания электронного учебника отражает состояние, региональные
особенности, перспективы отрасли и специфику профессиональной деятельности
экономистов-менеджеров;
• структура содержания электронного учебника строится в соответствии с
фреймовой моделью;
• содержание электронного учебника включает систему интегративных,
профессионально-направленных,
дифференцированных
задач,
позволяющих
сформировать профессионально значимые качества, необходимые для работы в
нефтегазодобывающей отрасли;
• обязательным компонентом структуры электронного учебника является
многофункциональная система контроля, отражающая профессиональные требования
к экономисту-менеджеру.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования поставлены
следующие задачи:
1. Определить требования к профессиональной подготовке экономистовменеджеров
для нефтегазодобывающего предприятия с учетом специфики отрасли.
2. Выявить перспективные подходы к созданию и применению электронных
учебников в системе высшего профессионального образования.
3. Разработать и обосновать содержание и структуру электронного учебника по
дисциплине «Бухгалтерский учет» (на нефтегазодобывающем предприятии).
4. Экспериментально проверить эффективность применения электронного
учебника в подготовке экономистов-менеджеров.
Теоретическую базу исследования составляет теория формирования содержания
образования, разработанная в отечественной дидактике (С.Я. Батышев, А.П. Беляева,
В.П. Беспалько, В.С. Леднев и др.).
В исследовании учитывались тенденции и закономерности развития
экономического знания и педагогических основ профессиональной деятельности
(Ю.А. Бабаев, А.А. Кирсанов, Ю.С. Татур и др.). Кроме того, исследование
базировалось на научных трудах, связанных с проблемой информатизации обучения
(Л.И. Анциферов, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, В.В. Лаптев, Е.И. Машбиц,
Д.Ф. Сьюэлл и др.), проблемой создания учебника (В.П. Беспалько, Д.Д. Зуев,
А.А. Кыверялг, И.Я. Лернер, А.С. Лында, Н.М. Скаткин и др.).
В качестве основных методов исследования были использованы:
1. Теоретические методы (анализ, моделирование), позволяющие выявить
специфические для исследуемого процесса противоречия, обосновать отбор и
структурирование содержание электронного учебника по дисциплине «Бухгалтерский
учет» (на нефтегазодобывающем предприятии).
2. Эмпирические методы (наблюдение, изучение результатов деятельности,
анкетирование), формирующий эксперимент, обобщение педагогического опыта.
5
учет» (на
Стр.5