Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 638984)
Контекстум
Электро-2024

Отбор и структурирование содержания электронного учебника по дисциплине “бухгалтерский учет”(на нефтегазодобывающем предприятии) (90,00 руб.)

0   0
Первый авторГафурова
ИздательствоКНИТУ
Страниц16
ID302403
Гафурова, А.Я. Отбор и структурирование содержания электронного учебника по дисциплине “бухгалтерский учет”(на нефтегазодобывающем предприятии) : Автореферат / А.Я. Гафурова .— Казань : КНИТУ, 2007 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/302403 (дата обращения: 16.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ГАФУРОВА АЛЬФИРА ЯВДАТОВНА ОТБОР И СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ» (НА НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ) 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Казань – 2007 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет» и ГОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт». <...> Научный руководитель Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Иванов Василий Григорьевич доктор педагогических наук, профессор Матушанский Григорий Ушерович, Казанский государственный энергетический университет доктор педагогических наук, профессор Нуриев Наиль Кашапович, Казанский государственный технологический университет Ведущая организация ГОУ ВПО «Казанский государственный технический университет» Защита состоится «17» октября 2007 г., в 14.00 часов, на заседании диссертационного совета Д 212.080.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования при Казанском государственном технологическом университете по адресу: 420015, Казань, ул. <...> С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казанского государственного технологического университета Автореферат разослан «17» сентября 2007 г. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного технологического университета «17» сентября 2007 г. Режим доступа: http://www.kstu.ru Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент 2 Т.А.Старшинова Общая характеристика работы* Актуальность темы диссертационного исследования. <...> Компьютер становится средством и необходимым компонентом прогресса на производстве и в научных исследованиях. <...> Особенности развития нефтегазодобывающей промышленности <...>
Отбор_и_структурирование_содержания_электронного_учебника_по_дисциплине_“бухгалтерский_учет”(на_нефтегазодобывающем_предприятии).pdf
Общая характеристика работы* Актуальность темы диссертационного исследования. Высокий уровень научных разработок и новейших промышленных технологий добычи нефти и газа требует подготовки специалистов, обладающих не только достаточным объемом общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков, но и высокой степенью профессиональной мобильности, умением оперативно и творчески реагировать на вопросы динамично изменяющейся практики, способностью решать весь спектр производственных задач. Он также должен быть знаком с современными информационными технологиями, применяемыми на производстве, уметь пользоваться базами и банками данных, обобщающими весь мировой опыт. Компьютер становится средством и необходимым компонентом прогресса на производстве и в научных исследованиях. Особенности развития нефтегазодобывающей промышленности Республики Татарстан связаны с трудностями разработки и извлечения остаточных запасов нефти и, как следствие, с необходимостью применения высокотехнологичных методов воздействия на нефтяные пласты, что требует высокого уровня профессиональной компетентности специалистов. Современному специалисту, работающему в любой отрасли и востребованному на рынке труда, необходимы не только профессиональная мобильность, творческая активность, системное восприятие действительности, но и умение принимать ответственные решения по проблемам отрасли. Так, экономисты-менеджеры, работающие в нефтяной промышленности, должны ориентироваться в технологии добычи и переработки нефти, в новых информационных технологиях и применять их для решения профессиональных задач. Для формирования требуемой профессиональной компетентности необходима оптимизация учебного процесса и реализация принципа профессиональной направленности экономической подготовки специалистов нефтедобывающей отрасли. Все это может быть достигнуто за счет использования компьютерных средств обучения и контроля, которые позволяют более эффективно использовать учебное время, развивать познавательную активность и формировать устойчивые навыки самостоятельной работы, профессиональные знания и умения. В условиях информатизации образовательного процесса одним из эффективных средств обучения становится электронный учебник. Он позволяет осуществить автоматизацию и интенсификацию педагогического труда, реализовать активные формы обучения, учитывать индивидуальные способности обучающихся. Использование электронного учебника требует пересмотра содержания образования, создания определенной информационной среды, решения проблемы сочетания возможностей компьютерных технологий с традиционными формами обучения. Систематические исследования в области проектирования и реализации профессиональной подготовки с использованием компьютерных технологий, проводимые в США, Канаде, Англии, Франции, Японии, России и ряде других стран, позволили разработать большое количество компьютерных систем. Вопросам, связанным с использованием информационных технологий в учебном процессе вуза с целью его интенсификации посвятили свои исследования Г.Н. Александров, О.Г. Ашхотов, И.Б. Ашхотова, М.М. Бежанова, Я.А. Ваграменко, А.В. Войтишек, О.М.Здравомыслова, В.В. Иванов, Г.Л. Катыс, П.Г. Катыс, * Автор выражает глубокую благодарность кандидату технических наук Хацриновой Ольге Юрьевне за помощь, оказанную в работе над диссертацией. 3 высококвалифицированному
Стр.3
Г.А. Квашнин, Ю.В. Кожевников, В.И. Метечко, Л.А. Москвина, А.В. Тихомиров, И.В. Роберт, Ю.Б. Рубин, И.А. Смольникова, Ю.А. Чернышев, В.Ф. Шолохович и др. Динамичное развитие информационных технологий и их внедрение в учебный процесс требуют от педагогов постоянного повышения своего профессионального уровня. Знания, умения, навыки работы с информационными технологиями можно приобрести только в том случае, если при повышении квалификации преподавателей будут использоваться новейшие достижения в информационной сфере. Этой проблеме посвящена работа А.И. Башмакова, И.А. Башмакова. Проблемы подготовки студентов строительных и технических вузов с использованием информационных технологий рассмотрены в исследованиях В.П. Баклова, С.А. Башарина, В.А. Беловика, Ю.А. Бычкова, И.Н. Гошцыной, В.М. Золотницкого, Г.В. Ерофеевой, О.Б. Журавлевой, Б.И. Крука, С.М. Куценко, В.М. Малютина, В.Н. Стройновой. Вопросам использования новых информационных технологий в подготовке инженеров нефтяной и химической отраслей посвящены работы В.Н. Галимова, Г.А. Круглова, М.Г. Круглова, Ю.В. Копыленко, Л.М. Червякова, М.М. Ханнанова и др. В то же время, в педагогике не существует универсального подхода к проблеме создания электронных учебников. Исследования показали, что сложность проектирования электронных учебников связана не только с материальным оснащением вуза, но и с проблемой недостаточной компетентности преподавателей в области использования новых информационных технологий. Преподаватели вузов стремятся использовать достижения в информационной сфере. Этот процесс недостаточно подкрепляется научно-обоснованными методическими рекомендациями. Деятельность преподавателя часто реализуется на стихийной основе, базируется на традиционных методиках и технологиях, которые не обеспечивают эффективности учебного процесса. Часто просто переносится текст учебника на электронный носитель. Отдавая должное проведенным исследованиям, отметим, что проблема проектирования и использования электронного учебника в процессе подготовки экономистов-менеджеров для нефтегазодобывающей отрасли до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. Недостаточно раскрыты понятие «электронный учебник», принципы отбора его содержания, недостаточно обоснованы способы использования электронного учебника в учебном процессе вуза. Ограничиваясь рамками нашего исследования, мы можем констатировать, что в время имеет место противоречие между необходимостью настоящее информатизации учебного процесса в высшей профессиональной школе, позволяющей готовить экономиста-менеджера, отвечающего современным электронного требованиям нефтегазодобывающей отрасли и педагогической неразработанностью процесса отбора и структурирования содержания электронного учебника, учитывающего специфику процесса подготовки таких специалистов и особенности их профессиональной деятельности. Проблема исследования: каковыми должны быть структура и содержание дисциплине «Бухгалтерский учебника по исследования: содержание профессиональной нефтегазодобывающем предприятии), обеспечивающего подготовку экономистовменеджеров для работы в нефтегазодобывающей отрасли. Объект экономистов-менеджеров для нефтегазодобывающей отрасли. Предмет исследования: содержание и структура электронного учебника по дисциплине «Бухгалтерский учет» (на нефтегазодобывающем предприятии). 4 учет» (на подготовки
Стр.4
электронного Цель исследования: разработать и обосновать содержание и структуру дисциплине «Бухгалтерский учебника по учет» (на нефтегазодобывающем предприятии), отражающего особенности и перспективы развития нефтегазодобывающей отрасли. Анализ специальной литературы, изучение опыта работы педагогов – исследователей, выявление противоречий в подготовке специалистов для нефтяной промышленности позволили выдвинуть гипотезу исследования: применение электронного учебника по дисциплине «Бухгалтерский нефтегазодобывающем предприятии) будет способствовать успешной подготовке экономистов-менеджеров в решении профессиональных задач, если: • отбор содержания электронного учебника отражает состояние, региональные особенности, перспективы отрасли и специфику профессиональной деятельности экономистов-менеджеров; • структура содержания электронного учебника строится в соответствии с фреймовой моделью; • содержание электронного учебника включает систему интегративных, профессионально-направленных, дифференцированных задач, позволяющих сформировать профессионально значимые качества, необходимые для работы в нефтегазодобывающей отрасли; • обязательным компонентом структуры электронного учебника является многофункциональная система контроля, отражающая профессиональные требования к экономисту-менеджеру. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи: 1. Определить требования к профессиональной подготовке экономистовменеджеров для нефтегазодобывающего предприятия с учетом специфики отрасли. 2. Выявить перспективные подходы к созданию и применению электронных учебников в системе высшего профессионального образования. 3. Разработать и обосновать содержание и структуру электронного учебника по дисциплине «Бухгалтерский учет» (на нефтегазодобывающем предприятии). 4. Экспериментально проверить эффективность применения электронного учебника в подготовке экономистов-менеджеров. Теоретическую базу исследования составляет теория формирования содержания образования, разработанная в отечественной дидактике (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, В.П. Беспалько, В.С. Леднев и др.). В исследовании учитывались тенденции и закономерности развития экономического знания и педагогических основ профессиональной деятельности (Ю.А. Бабаев, А.А. Кирсанов, Ю.С. Татур и др.). Кроме того, исследование базировалось на научных трудах, связанных с проблемой информатизации обучения (Л.И. Анциферов, Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, В.В. Лаптев, Е.И. Машбиц, Д.Ф. Сьюэлл и др.), проблемой создания учебника (В.П. Беспалько, Д.Д. Зуев, А.А. Кыверялг, И.Я. Лернер, А.С. Лында, Н.М. Скаткин и др.). В качестве основных методов исследования были использованы: 1. Теоретические методы (анализ, моделирование), позволяющие выявить специфические для исследуемого процесса противоречия, обосновать отбор и структурирование содержание электронного учебника по дисциплине «Бухгалтерский учет» (на нефтегазодобывающем предприятии). 2. Эмпирические методы (наблюдение, изучение результатов деятельности, анкетирование), формирующий эксперимент, обобщение педагогического опыта. 5 учет» (на
Стр.5