Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства»

Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» №1 2014 (200,00 руб.)

0   0
Страниц206
ID301198
АннотацияВестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства – журнал представляет статьи о церковной музыке, архитектуре, иконописи, мозаиках и фресках, отдельных видах прикладного искусства, способствуя преодолению узкоспециальных проблем и раскрывая общую для церковного искусства семантику. С 2010 г. – это периодическое издание двух факультетов: Факультета Церковного пения и Факультета Церковных художеств, выходит 3 раза в год.
Вестник ПСТГУ. Серия V. «Вопросы истории и теории христианского искусства» .— Москва : Изд-во ПСТГУ, 2011 .— 2014 .— №1 .— 206 с. — URL: https://rucont.ru/efd/301198 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах . <...> Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. <...> Музыкально-тематические параллели в творчестве Степана Дегтярева и Артема Веделя. <...> Гомбрих, Хофман и Аккерман: искусствознание — репрезентация ответственности, сомнительности и условности. <...> Christian hymn TE DEUM: the study of the text and melodic archetypes . <...> E-mail: etrubenok@yandex.ru ХРИСТИАНСКИЙ ГИМН TE DEUM: К ВОПРОСУ О ТЕКСТОВЫХ И МЕЛОДИЧЕСКИХ АРХЕТИПАХ Е. А. <...> ТРУБЕНОК Te Deum — христианский латинский гимн, возникший в IV в. <...> Внелитургическая функция жанра Te Deum проявляется в форме концертного бытования композиторских обработок текста гимна. <...> В качестве архетипов Te Deum выступают его словесный текст и каноническая мелодия. <...> Но по отношению к самому тексту-первоисточнику и канонической мелодии Te Deum есть более глубокие архетипы, которые стали основой многих церковных песнопений, — псалмы и псалмовые тоны. <...> Генезис текста и мелодии Te Deum определяется опорой гимна на традицию псалмового пения и корпус христианских текстов, в особенности — Псалтири. <...> Te Deumхристианский латинский гимн, возникший в IV в. <...> Внелитургическая функция жанра Te Deum проявляется в форме концертного бытования композиторских обработок текста гимна. <...> В качестве мелодического архетипа традиционно выступает каноническая мелодия Te Deum, содержащаяся в Liber Usualis в двух вариантах — торжественный тон (tonus solemnis) и простой тон (tonus simplex). <...> В композиторских обработках часто цитируются фрагменты канонической мелодии Te Deum (в отдельных обработках мелодия гимна воспроизводится полностью, как, например, в двух Te Deum Листа, но в таком случае можно говорить о сквозной хоральной обработке). <...> В композиторских обработках в течение длительной жанровой эволюции в качестве архетипов принимаются текст Te Deum и его каноническая мелодия. <...> Но по отношению к самому текступервоисточнику и канонической мелодии Te Deum есть более глубокие архетипы, которые стали основой многих церковных <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_V._«Вопросы_истории_и_теории_христианского_искусства»_№1_2014.pdf
Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». Выпуск 1 (13). 2014 СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУБЕНОК Е. А. Христианский гимн Te Deum: к вопросу о текстовых и мелодических архетипах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 ГУДКОВ А. Г. Трость и свиток: инструментарий средневекового книгописца и его символико-аллегорическая интерпретация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 ЩЕДРИНА К. А. Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. Репрезентация власти в искусстве середины XVII века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 БАРАНОВА С. И. Реконструкции изразцовых печей Коломенского дворца. Степень достоверности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 ВИНОГРАДОВА Е. А. «Писан образ на Устюге Великом…» Икона 1707 г. «Богоматерь Владимирская» Бориса Деомидова из собрания Вологодского государственного музея-заповедника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 КЛЮКИНА А. В. Зодчий Родион Казаков (1754–1803): новые сведения о жизни и постройках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 КУТАСЕВИЧ А. В. Музыкально-тематические параллели в творчестве Степана Дегтярева и Артема Веделя. Феномен заимствования и вопросы авторства сочинений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 ЖЕРДЕВ В. В. Художественный ансамбль церкви св. Елизаветы в Висбадене: персоналии и тенденции немецкого искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 АРТЕМОВА Е. Г. Прот. М. А. Лисицын — идеолог Нового направления духовной музыки . . . . . . . 136 3
Стр.3
Содержание ВАНЕЯН С. С. Гомбрих, Хофман и Аккерман: искусствознание — репрезентация ответственности, сомнительности и условности. Три английских и четыре немецких послевоенных текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 ГУЛЯНИЦКАЯ Н. С. Современное музыкально-сакральное пространство: события, факты, деятели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 ХРОНИКА О работе секций «Церковное пение» и «Христианское искусство» на XXIV Ежегодной богословской конференции ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Стр.4
CONTENTS RESEARCH STUDIES TRUBENOK E. A. Christian hymn TE DEUM: the study of the text and melodic archetypes . . . . . . . . . . . . 9 GUDKOV A. G. The pen and the scroll: the tools of medieval scribe and their symbolic and allegorical interpretations . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 SCHEDRINA K. A. Regalia of Tsar Alexey Mikhailovich and Patriarch Nikon. Representation of power in art of the XVII century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 BARANOVA S. I. Reconstructions of heaters and stoves of the Kolomenskoye palace. The degree of authenticity . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 VINOGRADOVA E. A. The icon “Our Lady of Vladimir” painted in 1707 by Boris Deomidov from the Vologda State Museum's collection . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 KLUKINA A. V. The architect Rodion Kazakov (1754–1803): the new facts about his life and buildings . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 KUTASEVYCH A. V. Music Thematic Analogies in the Works by Stepan Degtyarev and Artem Vedel. The Phenomenon of Borrowing and the Issues of the Authorship of the Works . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104 ZHERDYEV V. V. Artistic ensemble of the St. Elizabeth orthodox church in Wiesbaden: personalities and tendencies of the German Art . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 ARTEMOVA E. G. Fr. M. A. Lisitsyn — the ideologist of the New direction of Sacred Music . . . . . . . . . . . .136 VANEYAN S. S. Gombrich, Hoff man and Ackerman: study of art as representation of responsibility, doubtfulness and convention . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 5
Стр.5
Contents GULYANITSKAYA N. S. The contemporary music-sucred space: musical events, facts, personalities . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 CHRONICLE XXIV Annual Theology Conference: Sections «Church Singing» and «Christian Art» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197 Information about the authors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
Стр.6