Ю Церковная история как богословская дисциплина в контексте исторического образования в синодальный период . <...> Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера Сполдинга . <...> Автор полагает, что узкая интерпретация затронутого материала, ограниченная какимлибо одним из подходов, не способствует его адекватному восприятию, чем мотивируется предлагаемая классификация типов исторического познания. <...> С одной стороны, он отчетливо обозначил место исторического познания среди других гуманитарных наук, с другой — в явном виде сформулировал основной метод исторического познания — метод понимания (Verstдndniss) для истории как науки о духе в отличие от метода объяснения (Erklдrung), эффективно применяющегося в естественных науках. <...> История как призвание богословия Весьма специфическими оттенками окрашена протестантская богословская мысль, традиционно, еще начиная со Шлейермахера, погруженная в исторические проблемы и мотивированная, в первую очередь, специальными вопросами историчности евангельского повествования. <...> К этому времени его богословие истории сложилось во всех своих аспектах: в критике идеалистической философии истории, размежевании исторического познания и естественнонаучного моделирования, в утверждении историчности христианства, в уяснении смысла эсхатологии, наконец, в устоявшихся принципах методологии исторического исследования, впервые получивших развернутое освещение именно в этой статье25 . <...> Grundfragen systematischer TheoloБолее подробный анализ исторической мысли отца Георгия см. в моей статье «Богословие истории прот. <...> Здесь в их полноте излагаются идеи «новой историографии», в рамках которой история понимается как разновидность антропологического знания, а историческое познание интерпретируется как активная творческая деятельность познающего в отличие от прежних представлений об историке как собирателе фактов прошлого. <...> История как призвание богословия туальна <...>
Вестник_ПСТГУ._Серия_II._«История._История_Русской_Православной_Церкви»_№4_2012.pdf
ББК 86.372я5
В-38
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР,
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА
протоиерей Владимир Воробьев
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
прот. Александр Салтыков
канд. филос. наук свящ. Константин Польсков
канд. ист. наук, доцент свящ. Андрей Постернак
канд. физ.-мат. наук свящ. Александр Щелкачев
чл.-корр. РАН В. К. Жиров
акад. РАН С. П. Карпов
д-р филос. наук Ю. А. Шичалин
д-р филол. наук А. Д. Шмелев
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ:
канд. ист. наук свящ. Филипп Ильяшенко,
д-р ист. наук, доцент А. Ю. Андреев
канд. ист. наук Д. А. Цыганков
канд. ист. наук Е. Н. Козловцева
канд. ист. наук Г. Е. Захаров
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР ВЫПУСКА
канд. ист. наук Г. Е. Захаров
КОМПЬЮТЕРНАЯ ВЕРСТКА
М. С. Ананко
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации
научных работ, отражающих основное научное содержание
кандидатских и докторских диссертаций
ISBN 978-5-7429-0738-1 © Оформление. Издательство Православного СвятоТихоновского
гуманитарного университета, 2012
Стр.2
Серия «История. История Русской Православной Церкви», выпуск II: 4 (47). 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
БОГОСЛОВИЕ И ИСТОРИЯ:
ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
МИХАЙЛОВ П. Б.
История как призвание богословия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
СУХОВА Н. Ю
Церковная история как богословская дисциплина в контексте исторического
образования в синодальный период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
РИМСКОЕ ПЕРВЕНСТВО
В РАННЕХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ
ПОЛЬ МАТТЕИ
Римский примат в восприятии африканских христиан: предыстория,
содержание и исторические следствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
ЗАХАРОВ Г. Е.
«Апостольский престол» в творениях свт. Либерия Римского
и свт. Афанасия Великого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ
МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ
МЯКШИН В. А.
Церковь и государство в церковно-политической мысли Джона Ланкастера
Сполдинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
ГРИЦУТО Е. С.
Правительственная политика в отношении католицизма в Литве в 1860-х —
начале 1870-х гг. в восприятии католического клирика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
МАМОНОВА Е. В.
Старокатолическое движение в публицистике М. Н. Каткова . . . . . . . . . . . . . . . . 102
3
Стр.3
ФИЛИППОВ Б. А.
Госбезопасность против кардинала Кароля Войтылы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .111
РОССИЯ И МИР
ЛЕОНОВ С. В.
О влиянии Первой мировой войны на Россию и на Германию . . . . . . . . . . . . . . . 127
ХРОНИКА
XXII Ежегодная Богословская конференция ПСТГУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
РЕЦЕНЗИИ
Свящ. А. Постернак. Рец.: Davis St. J. The Cult of St. Thecla: A Tradition
of Women’s Piety in Late Antiquity. N. Y.: Oxford University Press, 2001
(The Oxford Early Christian Studies, reprinted 2009). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153
Сведения об авторах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
Стр.4