MICHAEL J. SANDEL WHAT MONEY CAN’T BUY The Moral Limits of Markets Farrar, Straus and Giroux МАЙКЛ СЭНДЕЛ ЧТО НЕЛЬЗЯ КУПИТЬ ЗА ДЕНЬГИ Моральные ограничения свободного рынка Перевод с английского Натальи Ильиной Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2013 УДК 17.026 ББК 60.561.22 С97 Издано с разрешения литературного агентства Andrew Nurnberg, а также Michael J.Sandel, International Creative Management, Inc. и Curtis Brown Group Ltd. <...> Моральные ограничения свободного рынка / Майкл Сэндел ; пер. с англ. <...> ISBN 978-5-91657-702-0 Рыночное мышление сегодня пользуется непререкаемым авторитетом, ведь именно его механизмы приводят к богатству и процветанию целые страны. <...> Так служба в армии по контракту и покупка прав гражданства разрушают смысл понятия «гражданство», покупка права проходить без очереди к врачу — ущемляет равенство граждан в правах, продажа права назвать станцию метро или стадион — нарушает традиции памятного наименования, духовного и национального единения. <...> Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс» ISBN 978-5-91657-702-0 © Michael J. Sandel, 2012 © Издание. <...> 91 Финансовые стимулы и их моральные ограничители . <...> • Право на отстрел находящихся под угрозой исчезновения черных носорогов: 150 000 долл. <...> В Южной Африке владельцы ранчо получили право продавать охотникам лицензии на убийство носорогов, относящихся к исчезающему виду, что, по мнению местных властей, стимулирует скотоводов к разведению и защите данного вида животных5 . <...> После окончания холодной войны рынок и рыночное мышление стали пользоваться непререкаемым авторитетом, что и понятно. <...> В некоторых случаях рыночная стоимость вытесняет заключенную в товаре нерыночную ценность. <...> Каким образом мы можем решить, какие именно продукты и блага могут участвовать в коммерческом обороте и как следует управлять нерыночными ценностями? <...> Мы не позволяем родителям продавать своих детей, а избирателям свои голоса. <...> В одном из эпизодов телевизионной комедии «Умерь свой пыл» Ларри Дэвид демонстрирует гениальный способ получения <...>
Что_нельзя_купить_за_деньги.pdf
УДК 17.026
ББК 60.561.22
С97
Издано с разрешения литературного агентства Andrew Nurnberg,
а также Michael J.Sandel, International Creative Management, Inc.
и Curtis Brown Group Ltd.
На русском языке публикуется впервые.
Сэндел М.
С97 Что нельзя купить за деньги. Моральные ограничения свободного рынка /
Майкл Сэндел ; пер. с англ. Натальи Ильиной. — М. : Манн, Иванов и Фербер,
2013. — 256 с.
ISBN 978-5-91657-702-0
Рыночное мышление сегодня пользуется непререкаемым авторитетом, ведь именно
его механизмы приводят к богатству и процветанию целые страны. Майкл Сэндел
рассказывает о том, как коммерческий подход, прикасаясь к вещам, ранее ему недоступным,
нередко разрушает первичный смысл и суть многих понятий и явлений. Так
служба в армии по контракту и покупка прав гражданства разрушают смысл понятия
«гражданство», покупка права проходить без очереди к врачу — ущемляет равенство
граждан в правах, продажа права назвать станцию метро или стадион — нарушает
традиции памятного наименования, духовного и национального единения.
Книга показывает обратную сторону решений, имеющих, на первый взгляд, экономическую,
а порой и социальную выгоду. Автор призывает задуматься: желаем ли мы
такой жизни, в которой все меньше вещей невозможно купить за деньги, поскольку
вопрос о моральных ограничениях для рынка — это вопрос о том, в каком мире мы
все вместе хотим жить дальше.
УДК 17.026
ББК 60.561.22
Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может
быть воспроизведена в какой-либо форме и какими бы то ни
было средствами, будь то электронные или механические,
включая фотокопирование и запись на магнитный носитель,
без письменного разрешения издателя.
Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая
фирма «Вегас-Лекс»
ISBN 978-5-91657-702-0
© Michael J. Sandel, 2012
© Издание. Перевод. Оформление ООО «Манн, Иванов
и Фербер», 2013
Стр.4
Оглавление
Введение. Рынок и мораль ....................................................................................9
Эра рыночного триумфа ..................................................................................12
Все на продажу ..................................................................................................15
Переосмысление роли рынка ..........................................................................18
Глава 1. Обслуживание вне очереди.................................................................23
Ускоренный режим ..........................................................................................23
Выделенные полосы для «лексусов» ................................................................26
Бизнес на очередях ...........................................................................................27
Спекуляция талонами на прием к врачу .........................................................30
«Консьержные» медицинские услуги .............................................................32
Доводы рынка ...................................................................................................35
Рынок или очередь? ..........................................................................................37
Рынок и коррупция ...........................................................................................40
Что плохого в спекуляции билетами? .............................................................42
Этика очереди ...................................................................................................46
Глава 2. Финансовые стимулы ...........................................................................49
Деньги за стерилизацию ..................................................................................49
Экономическое представление о жизни ........................................................54
Плата детям за хорошие оценки ......................................................................57
Взятки за здоровый образ жизни .....................................................................62
Порочные стимулы ...........................................................................................67
Штраф или плата за услугу...............................................................................72
Плата за охоту на носорога ...............................................................................88
Плата за охоту на моржей .................................................................................91
Финансовые стимулы и их моральные ограничители ..................................93
Глава 3. Как рынок вытесняет мораль ...........................................................101
Что можно и что нельзя купить за деньги .....................................................101
Оплаченные извинения и свадебные тосты .................................................104
Аргументы против подарков .........................................................................107
Монетизация подарков ..................................................................................113
Купленный почет ............................................................................................116
Два возражения для рынка ............................................................................119
Вытеснение нерыночных норм......................................................................123
Хранилище ядерных отходов .........................................................................124
День пожертвований и опоздания за детьми ...............................................127
Эффект коммерциализации ..........................................................................130
Продажа крови ................................................................................................133
Стр.5
6
Оглавление
Два ключевых принципа рыночной лояльности..........................................135
Экономия любви .............................................................................................137
Глава 4. Рынок жизни и смерти .......................................................................142
Страхование подсобных рабочих ..................................................................143
Виатикальные сделки: ставки на жизнь .......................................................147
Смертельные тотализаторы ..........................................................................153
Краткая моральная история страхования жизни ........................................156
Рынок фьючерсов на терроризм ....................................................................162
Чужие жизни ...................................................................................................168
Смертельные облигации ...............................................................................174
Глава 5. Права на наименование .....................................................................178
Автографы на продажу ...................................................................................179
Имя для игры ..................................................................................................184
VIP-ложи ..........................................................................................................187
«Манибол» .......................................................................................................191
Место для вашей рекламы .............................................................................195
Что плохого в меркантилизме?..................................................................... 200
Муниципальный маркетинг......................................................................... 204
Эффект VIP-ложи ............................................................................................217
Примечания ........................................................................................................220
Благодарности ....................................................................................................241
Об авторе ............................................................................................................ 244
Стр.6