Как читать книги Руководство по чтению великих произведений Mortimer Adler How to Read a Book A Guide to Reading the Great Books SIMON & SCHUSTER Мортимер Адлер Как читать книги Руководство по чтению великих произведений Перевод c английского Третье издание Издательство «МАНН, ИВАНОВ И ФЕРБЕР» Москва, 2014 УДК 028 ББК 80 А31 Издано с разрешения литературного агентства Andrew Nurnberg Перевод с английского Ларисы Плостак Адлер, М. <...> Руководство по чтению великих произведений / Мортимер Адлер; пер. с англ. <...> От множества правил к единому навыку . <...> Чтение — средство коммуникации: книга помогает установить между автором и читателем диалог, направляющий, как говорил Сократ, в поисках истины. <...> Здесь изложены его рекомендации по активному, вдумчивому, многоэтапному чтению. <...> Сегодня, когда сотни и тысячи американских семей читают и обсуждают великие литературные произведения — знакомство с которыми требует отдельного исследования, — я считаю, что ситуация существенно изменилась к лучшему. <...> Искусство аналитического, интерпретирующего и критического чтения необходимо лишь тогда, когда в процессе знакомства с книгой мы начинаем понимать то, что ранее было недоступно. <...> С тех пор количество подобных «взрослых» групп многократно возросло, а бесчисленные колледжи и университеты, как, впрочем, и средние школы в США, ввели курсы, посвященные чтению и обсуждению великих книг, признав их основой либерального и гуманистического образования. <...> Но наиболее важным событием в системе нашего образования после 1940 года стала, на мой взгляд, публикация — и дальнейшее распространение — издательством «Энциклопедия Британника» литературной серии «Великие книги Западного мира». <...> В честь этого события в данное издание «Как читать книги» мной специально включен список «Великих книг Западного мира». <...> Со времени публикации серии «Великих книг Западного мира» в 1952 году издательство «Энциклопедия Британника» включило в свой редакционный портфель еще одну серию под названием <...>
Как_читать_книги.pdf
УДК 028
ББК 80
А31
Издано с разрешения литературного агентства Andrew Nurnberg
Перевод с английского Ларисы Плостак
Адлер, М.
А31 Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений / Мортимер
Адлер; пер. с англ. [Ларисы Плостак]. — 3-е изд. — М. : Манн, Иванов
и Фербер, 2014. — 344 c.
ISBN 978-5-91657-873-7
Почему одни находят какую-либо книгу весьма глубокой, другие — пустой, третьи
— заумной? Почему, перечитывая книгу, вы каждый раз обнаруживаете что-то
не замеченное ранее? Почему кто-то понимает все оттенки смысла, видит сокрытое
между строк, слышит музыку слов, чувствует их вкус, цвет и запах, а кто-то остается
глух к ним? Почему кто-то с первого раза воспринимает содержание учебника,
а кому-то нужно многократно его объяснять?
Чтобы настроиться на «волну» автора и понимать больше, требуется умение читать
активно. Именно для этого написал свою книгу Мортимер Адлер, американский
философ, редактор и преподаватель, всю свою жизнь посвятивший тому, чтобы
научить людей любить и понимать книги (впоследствии он возглавил редакционный
совет энциклопедии «Британника»).
Книга нужна тем, кто хочет развить свои способности к многогранному восприятию
текста, а также тем, кто хотел бы сам писать книги так, чтобы быть правильно
понятым, и тем, кто занимается редакторской работой.
УДК 028
ББК 80
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
Дизайн выполнен
студией Sign. Books design
ISBN 978-5-91657-873-7
© Mortimer Adler, 1966
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014
Стр.4
Оглавление
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
От издателей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
ЧАСТЬ I. ЧТЕНИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Глава первая. Обычному читателю .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 19
Глава вторая. Прочтение слова «чтение» . . . . . . . . . . . . . . . 29
Глава третья. Чтение — это учеба. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Глава четвертая. Учителя: одушевленные и неодушевленные . . . . 55
Глава пятая. Несостоятельность школ .
.
ЧАСТЬ II. ПРАВИЛА
Глава седьмая. От множества правил к единому навыку . . . . . . 113
Глава восьмая. Ориентируйтесь по названию . . . . . . . . . . . . 131
Глава девятая. Разглядите «скелет» .
Глава десятая. Найдите общий язык .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 147
. 168
Глава одиннадцатая. Каковы утверждения?. . . . . . . . . . . . . . 187
Глава двенадцатая. Этикет интеллектуальной беседы . . . . . . . 208
Глава тринадцатая. Что может сказать читатель . . . . . . . . . . . 221
Глава четырнадцатая. И снова правила . . . . . . . . . . . . . . . . 233
ЧАСТЬ III. ДРУГИЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ЧИТАТЕЛЯ
Глава пятнадцатая. Вторая половина. . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
Глава шестнадцатая. Великие книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280
Глава семнадцатая. Свободный ум и свободные граждане. . . . . 307
Приложение 1. Великие книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 322
Приложение 2. 102 великие идеи человечества . . . . . . . . . . . . 331
Об авторе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
Именной указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 333
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 68
Глава шестая. О самосовершенствовании. . . . . . . . . . . . . . . 98
Стр.5