Chris Anderson The Long Tail: Why the Future of Business is Selling Less of More Hyperion New York Крис Андерсон Длинный хвост Эффективная модель бизнеса в Интернете Перевод с английского Игоря Аникеева Издательство «Манн, Иванов и Фербер» Москва, 2012 УДК 339.371.5 ББК 65.290с51 А65 Андерсон, К. <...> Эффективная модель бизнеса в Интернете / Крис Андерсон; пер. с англ. <...> ISBN 978-5-91657-498-2 Крис Андерсон — главный редактор журнала Wired первым обратил внимание на интересное явление, которое стало наблюдаться с развитием Интернета. <...> 33 Как технология превращает массовые рынки в миллионы ниш . <...> 115 Как создать канал поставок, охватывающий кривую спроса от начала до «хвоста» . <...> Другими ценными партнерами стали сотрудники журнала Wired Боб Кон и Томас Гетц, наш исполнительный директор и его заместитель. <...> Эрик Бринйолфссон из Слоанской школы менеджмента Массачусетского технологического института (Sloan School of Management) и Джеффри Ху из Школы менеджмента Краннерт Университета Пэрдью (Krannert School of Management) провели первые исследования «длинного хвоста» Amazon, что дало мне основу для построения моей теории и убедило в том, что это можно сделать. <...> Мне была очень полезна работа Аниты Элберс из Гарвардской бизнес-школы о DVD и Netfl ix. <...> Нашей работе с eBay помогла фирма Terapeak, предоставившая ценную информацию о «длинном хвосте» покупателей и продавцов на этом рынке. <...> Одним из ранних источников информации, остающимся эталоном «длинного хвоста», был сервис Rhapsody компании RealNetworks. <...> Рид Хастингс из компании Netfl ix не только поддерживал меня и предоставлял информацию, но и предположил, что выражение «длинный хвост» окажется популярным, и не ошибся. <...> Среди мыслителей и писателей, которые внесли свой вклад в книгу, — Умэр Ак, он помог мне в работе над разделом о House От автора 15 Music; Гленн Флейшман, помогавший в главах, посвященных Amazon; Эндрю Блау из GBN, который помог мне во время работы над книгой размышлять о том, какие возможности открываются перед миром; Роб Рейд, чьи длинные и восхитительные письма об экономике <...>
Длинный_хвост.pdf
УДК 339.371.5
ББК 65.290с51
А65
Андерсон, К.
А65 Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете / Крис
Андерсон; пер. с англ. И. Аникеева. — М. : Манн, Иванов и Фербер,
2012. — 304 с.
ISBN 978-5-91657-498-2
Крис Андерсон — главный редактор журнала Wired первым обратил
внимание на интересное явление, которое стало наблюдаться с развитием
Интернета. Андерсон провел исследование, длившееся почти два
года, и вывел теорию, названную им правилом «длинного хвоста».
В отличие от правила Парето, которое применительно к массовой экономике
звучит примерно как «20 процентов товаров приносят 80 процентов
прибыли», правило «длинного хвоста» доказывает обратное: маловостребованные
товары — те самые 80 процентов — способны дать прибыль,
в сотни раз превышающую прибыль от продажи товаров-хитов!
Интернет позволил снизить издержки на хранение и дистрибуцию товаров
в десятки раз. Теперь длина полки почти не ограничена. Узнайте,
как применить это к вашему бизнесу.
УДК 339.371.5
ББК 65.290с51
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть
воспроизведена в какой бы то ни было форме без
письменного разрешения владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс»
© Chris Anderson, 2006
ISBN 978-5-91657-498-2 © Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2012
Стр.4
Оглавление
Предисловие от партнера издания .................................................10
От автора ..........................................................................................12
Введение ...........................................................................................16
iTunes убили радиозвезд ..............................................................18
«Правило 98%» .............................................................................23
«Хвосты» повсюду ........................................................................28
Экономика XXI века .....................................................................30
Глава 1 ..............................................................................................33
«Длинный хвост» .............................................................................33
Как технология превращает массовые рынки
в миллионы ниш ..........................................................................33
Тирания места..............................................................................35
Бесконечные рынки .....................................................................38
Скрытое большинство .................................................................44
Глава 2 ..............................................................................................46
Взлет и падение хитов .....................................................................46
Массовая культура — исключение, а не правило ......................46
Конец хит-парадов .......................................................................51
Кто убил альбомы-хиты ...............................................................54
Тоскливое вещание ......................................................................57
Экономика хитов — это культура хитов ....................................61
Глава 3 ..............................................................................................64
Краткая история «длинного хвоста» ...............................................64
От книги предложений до виртуальной корзины .....................64
Кормим «хвост» ............................................................................68
Телефонные потребители ............................................................70
Всеобщий каталог ........................................................................71
«Длинные хвосты» повсюду ........................................................75
Стр.5
6 Оглавление
Глава 4 ..............................................................................................77
Три аспекта «длинного хвоста» .......................................................77
Изготовьте, выставьте на продажу и помогите мне
это найти… ..................................................................................77
Как возникают «длинные хвосты» ..............................................79
Глава 5 ..............................................................................................83
Новые производители ......................................................................83
Миллион любителей с ключами от фабрики — сила,
с которой надо считаться ............................................................83
Демократизация средств производства .....................................88
Феномен «Википедии» .................................................................91
Логика больших чисел .................................................................94
Мощь сотрудничества .................................................................98
Экономика репутаций ............................................................... 102
Бесстыдная самопубликация ....................................................104
Пример: Lonely Island .................................................................108
Архитектура участия ................................................................. 113
Глава 6 ............................................................................................ 115
Новые рынки .................................................................................. 115
Как создать канал поставок, охватывающий кривую
спроса от начала до «хвоста» ..................................................... 115
Агрегаторы ................................................................................. 118
Гибридные и чисто цифровые агрегаторы ...............................120
Ниже по «хвосту» .......................................................................124
Товары на заказ ..........................................................................126
Конец физических товаров ........................................................129
Глава 7 ............................................................................................ 131
Новые законодатели вкусов .......................................................... 131
У муравьев есть мегафоны. Что они говорят? .......................... 131
Bonnie McKee ..............................................................................133
My Chemical Romance .................................................................137
Birdmonster .................................................................................139
Сила коллективного разума ...................................................... 142
Фильтры управляют всем .......................................................... 145
Не всем нужны одинаковые фильтры ....................................... 147
Стр.6
Оглавление 7
Не все «горячие десятки» одинаковы ....................................... 149
Много ли мусора в «длинном хвосте»? .....................................153
«Хвост», который машет всем остальным ................................157
Фильтры «до» и «после» .............................................................160
Глава 8 ............................................................................................163
Экономика «длинного хвоста» ......................................................163
Дефицит, изобилие и конец «правила 20/80» ..........................163
Как узкие места каналов дистрибуции искажают рынки ....... 165
«Правило 20/80»......................................................................... 169
Если «хвост» длиннее, то короче ли «голова»? ......................... 174
Увеличивает ли «длинный хвост» спрос или просто
перераспределяет его?............................................................... 176
Падают или растут цены в «длинном хвосте»? ........................ 178
Микроструктуры в «длинном хвосте» ...................................... 179
«Длинный хвост» времени ........................................................182
Игнорируемая экономика изобилия ........................................184
Глава 9 ............................................................................................188
Короткая «голова» ..........................................................................188
Мир, созданный розницей ........................................................188
Городской «хвост» ...................................................................... 191
В защиту полок ...........................................................................193
Аренда по полдюйма ................................................................. 195
Эффект Wal-Mart ........................................................................ 197
Библиотека неверно расставленных книг ................................200
Покупки в отделе «мелочи» .......................................................204
Тирания географии ...................................................................207
Дефицит эфира ...........................................................................209
Опасности «хитизма» ................................................................. 211
Глава 10 ........................................................................................... 214
Райский выбор ............................................................................... 214
Мы вступаем в эру беспрецедентного выбора.
И это хорошо .............................................................................. 214
Слишком большой выбор? ........................................................ 216
Разнообразия недостаточно ...................................................... 219
Экономика разнообразия ..........................................................222
Стр.7
8 Оглавление
Глава 11 ...........................................................................................225
Нишевая культура .........................................................................225
На что похожа жизнь в «длинном хвосте»? ..............................225
Объединяющая культура ..........................................................229
Масса параллельных культур ....................................................231
Если новости подходят… ...........................................................234
Миллион осколков .....................................................................239
Глава 12 ..........................................................................................243
Бесконечный экран ........................................................................243
Видео после телевидения ..........................................................243
Схватить за «хвост» ....................................................................246
Телевидение без телевизора ......................................................248
Короче, быстрее, меньше ...........................................................250
Голливуд дома ............................................................................251
Глава 13 ..........................................................................................254
За пределами развлечений ............................................................254
Как далеко может проникнуть революция ниш? ....................254
eBay .............................................................................................254
KitchenAid ...................................................................................257
LEGO ...........................................................................................259
Salesforce.com .............................................................................262
Google .........................................................................................265
Глава 14 ...........................................................................................271
Правила «длинного хвоста»...........................................................271
Как создать потребительский рай ............................................271
Снижайте издержки ..................................................................272
Думайте о нишах ....................................................................... 274
Откажитесь от контроля ........................................................... 276
Послесловие: «хвост» будущего ................................................280
Примечания ...................................................................................283
Стр.8