Астрахань - 2013 г. МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Учебно-методическое пособие Издатель: Сорокин Роман Васильевич г. Астрахань 2013 г. УДК 37.013 ББК 74.0 П 24 Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом химического факультета Астраханского государственного университета Авторский коллектив: Матвеева Э.Ф., Васильева П.Д., Багрова Н.В., Колесникова Т.А., Минкина Е.К., Рябинина Н.М., Шахайда Е.В. <...> Педагогические технологии на службе успешности обучения: Учебнометодическое пособие / Э.Ф. Матвеева, П.Д. Васильева, Н.В. Багрова, Т.А. Колесникова, Е.К. Минкина, Н.М. Рябинина, Е.В. Шахайда. <...> Это способ отражения многолетнего опыта преподавания химии по выбранной технологии. <...> Данное пособие является учебно-методическим, так как может быть использовано для дидактического обеспечения практических занятий студентов педагогических специальностей вузов по дисциплинам: «Технологии и методика обучения химии», «Новые технологические подходы к процессу обучения и воспитания учащихся на уроках химии», «Инновационные процессы в образовании», «Педагогическая практика». <...> Универсальная педагогическая технология укрупнения дидактических единиц 7. <...> Используя технологические признаки, можно отметить, что парное обучение соответствует понятию - технология обучения. <...> Х И М И Я , - алгоритмы работы пары учеников, планы уроков и рассыпной учебник») позволяют учителю вникнуть в сущность парного обучения, проникнуться идеями инновационного опыта, заложенного ещё в начале XX века А.Г. Ривином. <...> В настоящее время накоплен солидный информационный материал по технологии модульного обучения. <...> Увеличению информативной ёмкости урока при уменьшении времени на овладение необходимым объёмом основательных и действенных знаний на основе идеи: параллельного структурирования материала и укрупнения дидактических единиц служит технология <...>
Педагогические_технологии_на_службе_успешности_обучения.pdf
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ
УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Издатель: Сорокин Роман Васильевич
г. Астрахань
2013 г.
Стр.2
УДК 37.013
ББК 74.0
П 24
Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом химического
факультета Астраханского государственного университета
Авторский коллектив: Матвеева Э.Ф., Васильева П.Д., Багрова Н.В.,
Колесникова Т.А., Минкина Е.К., Рябинина Н.М., Шахайда Е.В.
Ответственный редактор: д.п.н., профессор П.Д. Васильева.
Педагогические технологии на службе успешности обучения: Учебнометодическое
пособие / Э.Ф. Матвеева, П.Д. Васильева, Н.В. Багрова, Т.А.
Колесникова, Е.К. Минкина, Н.М. Рябинина, Е.В. Шахайда. - Астрахань:
Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2013. - 120 с.
ISBN 978-5-91910-231-1
В подготовке учебно-методического пособия участвовали учителя-практики и
преподаватели университетов, постоянно работающие с учащимися средних
общеобразовательных учреждений Астраханской области и Калмыкии. Это способ
отражения многолетнего опыта преподавания химии по выбранной технологии. Любая
технология реализуется в практике обучения не одинаково, каждый делает акценты на
разных приёмах технологии. Ключевая идея - «используем педагогические технологии для
обеспечения успешности каждого - учителя и ученика».
Данное пособие является учебно-методическим, так как может быть использовано для
дидактического обеспечения практических занятий студентов педагогических
специальностей вузов по дисциплинам: «Технологии и методика обучения химии», «Новые
технологические подходы к процессу обучения и воспитания учащихся на уроках химии»,
«Инновационные процессы в образовании», «Педагогическая практика».
Используя рекомендации данного пособия, молодые учителя и учителя-практики
смогут повышать свою профессиональную компетентность в воспитании и обучении
учащихся.
© Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2013
© Матвеева Э.Ф., Васильева П.Д., Багрова Н.В.,
Колесникова Т.А., Минкина Е.К.,
Рябинина Н.М., Шахайда Е.В., 2013
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Работа в парах - сотрудничество в обучении
3. Адаптивно-развивающая технология обучения
1.
2.
4. Технология модульного обучения
5. Технология развития критического мышления учащихся
6. Универсальная педагогическая технология укрупнения
дидактических единиц
7. Построение индивидуальной образовательной траектории
8. Методические рекомендации к использованию
педагогических технологий
Список рекомендуемой литературы
Сведения об авторах
Банк педагогических технологий
4
6
9
27
35
48
63
80
105
109
118
3
Стр.4
Введение
Предлагаемое пособие
является результатом многолетнего
педагогического труда в средней общеобразовательной школе и вузе. Это труд
коллектива авторов, достаточно разных по своему статусу, стажу, месту
работы. Но их — НАС - объединяет идея формирования успешности в обучении
и воспитании обучающихся.
Сначала мы даём описание классификации педагогических технологий,
далее по каждой интересующей нас технологии приводим материал из
собственного опыта. Предлагаемые вашему вниманию педагогические
технологии ориентированы на формирование у учащихся универсальных
учебных действий: личностные (обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию учащихся, т.е. формируют знания моральных норм, умение
выделять нравственный аспект поведения и др.), регулятивные (обеспечивают
учащимся организацию их учебной деятельности), познавательные (включают в
себя общеучебные и логические действия, постановку и решение проблем),
коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции
других людей, партнёров по общению или деятельности).
Используя технологические признаки, можно отметить, что парное
обучение соответствует понятию - технология обучения. Публикации
Интернет-конференций, материалы сайта www.pedsovet.org (Форум «Парная
технология обучения -. Х И М И Я , - алгоритмы работы пары учеников, планы
уроков и рассыпной учебник») позволяют учителю вникнуть в сущность
парного обучения, проникнуться идеями инновационного опыта, заложенного
ещё в начале XX века А.Г. Ривином. В последствии у него были достаточно
вдумчивые и прогрессивные ученики, чьи работы послужили созданию
центров, журналов, сайтов (В.К. Дьяченко, В.В. Архипова, М.А. Мкртчян, Г.О.
Громыко и др.). В последние годы резко возросла актуальность парного
обучения, это объясняется, очевидно, и тем, что меняется позиция школьного, а
также вузовского, учителя на уроке. Его назначение не только в
информировании учащихся о новых знаниях, а в организации деятельности
учащихся по освоению новых знаний.
Адаптивная технология обучения разработана и внедрена в учебный
процесс А.С. Границкой. Создание технологии вызвано рядом педагогических
проблем, обусловленных стремлением использовать максимальные
возможности, как всего учебного процесса, так и отдельно взятого урока и
формированием у учащихся личностно важных качеств, например,
самостоятельности, успешности, ответственности и др. В разработке
теоретических основ адаптивно-развивающего обучения принимали участие
И.М. Титова, М.С. Пак, Н.Е. Кузнецова, И.С. Иванова и т.д.
В настоящее время накоплен солидный информационный материал по
технологии модульного обучения. Теория обучения подробно изложена в
научных трудах П.И. Третьякова, И.Б. Сенновского, Т.И. Шамовой, П.А.
Юцявичене и др.
4
Стр.5