BUSINESS. EDUCATION. LAW. BULLETIN OF VOLGOGRAD BUSINESS INSTITUTE, 2013, № 2 (23). Subscription indices – 38683, Р8683
Удк 336.02
ББк 65.261.41-18
Павлова Нюудля Цагадаевна,
канд. экон. наук, доцент кафедры учета, анализа и
налогообложения
Калмыцкого государственного университета,
г. Элиста,
e-mail: alexa-45@mail.ru
Pavlova Nuyudlya Tcagadaevna,
candidate of economics,
аssistant professor of the department of recording,
analysis andtaxation of Kalmyk State University,
Elista
e-mail: alexa-45@mail.ru
РАЗвиТиЕ НЕФТЕгАЗОвОгО кОМПЛЕкСА РОССии:
ПРОБЛЕМЫ и ПЕРСПЕкТивЫ НАЛОгОвОгО и ТАРиФНОгО РЕгУЛиРОвАНия
THE RUSSIAN OIL AND GAS COMPLEx DEVELOPMENT:
THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE TAx AND TARIFFS REGULATION
В статье автором рассмотрены результаты деятельности
российского нефтегазового комплекса. Проведен
анализ ценовой конъюнктуры основных энергоносителей
с учетом их реализации на внутреннем и международном
рынке. Рассмотрена налоговая нагрузка, испытываемая
нефтегазовым комплексом. Проведена сравнительная характеристика
существующей системы налогообложения
отрасли в России и системы налогообложения, действующей
в нефтегазовых комплексах ведущих стран мира. Представлен
механизм стимулирования новых проектов через
снижение ставки экспортной пошлины на сырую нефть.
This article has presented the results of the Russian oil and
gas industry activity. The analysis of the main energy-carriers
price conjecture with regard to their selling at the domestic and
international markets has been carried out. The tax burden of
the oil and gas complex has been reviewed. In this context, the
current system of the taxation existing in the industry in Russia
has been reviewed in comparison with the gas and oil complexes
of the leading economies of the world. The mechanism
of stimulation of the new projects by means of reduction of the
export duties on the crude oil has been presented.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, переработка
нефти, новые месторождения, нефтепродукты, нефтегазовые
доходы, капитализация, федеральный бюджет, углеводородное
сырье, таможенные пошлины, капитальные
затраты.
Keywords: oil and gas industry, oil refining, new deposits,
oil products, oil and gas revenues, capitalization, federal budget,
hydrocarbon resources, customs duties, capital expenditures.
Нефтегазовый комплекс занимает исключительное место
в экономике нашей страны. Результаты деятельности
российского нефтегазового комплекса (НГК) выступают
основой обеспечения платежного баланса страны, поддержания
курса национальной валюты, формирования в экономике
инвестиционных ресурсов. Экономика России попрежнему
зависит от доходов нефтегазовых компаний, за
счет которых формируется 50% федерального бюджета
и около 70% поступлений от экспорта (оценки величины
нефтегазовой ренты в России) [1].
На совещании по вопросу о налогообложении нефтегазового
сектора, состоявшемся 2 августа 2012 года у Председателя
Правительства РФ Д. А. Медведева, министр
энергетики РФ А. В. Новак отметил, что фискальное регулирование
отрасли, которое, с одной стороны, должно
обеспечивать устойчивое увеличение доходов бюджета,
а с другой – создавать стимулы для привлечения инвестиций
и технологий мирового уровня, является важнейшим
фактором устойчивого социально-экономического развития
Российской Федерации [2]. Действительно, с учетом
того, что нефтегазовый комплекс имеет стратегическое
значение для экономики нашей страны, данный вопрос становится
особенно важным.
В 2008 году доходы бюджета России были разделены
на нефтегазовые и ненефтегазовые. Нефтегазовые доходы
обеспечивают налог на добычу полезных ископаемых
(НДПИ) (в виде углеводородного сырья: нефть, газ горючий
природный из всех видов месторождений углеводородного
сырья, газовый конденсат их всех видов месторождений
углеводородного сырья), а также вывозные таможенные
пошлины на нефть сырую, газ природный и продукты
нефтепереработки. В настоящее время в структуре нефтегазовых
доходов около 65% (3,6 трлн руб) всех поступлений
приходится на экспортную выручку, а доля НДПИ составляет
около 35% (1,988 трлн руб) [3].
Как известно, производственные показатели нефтяной
отрасли в последние годы остаются на высоком уровне.
Преодолен тренд на падение добычи, проявившийся в начале
мирового финансового кризиса в 2008 году. Стимулирующие
меры, своевременно предпринятые Правительством
России, способствовали выходу на максимальный уровень
добычи за постсоветский период – 511,4 млн т по результатам
2011 года. Согласно Генеральной схеме развития нефтяной
отрасли достигнутый уровень добычи сохранится
на стабильном уровне до 2020 года.
Переработка нефти в последние годы также росла, достигнув
максимального уровня в 256,5 млн т в 2011 году. На
текущий момент нефтеперерабатывающая промышленность
в полной мере обеспечивает потребности внутреннего рынка.
В период 2012–2020 годов ожидается приток инвестиций
в отрасль – в строительство целого ряда новых и модернизацию
устаревших установок. Повышение технологической
эффективности позволит сократить объем необходимого
нефтяного сырья к 2030 году до 235 млн т, обеспечив тем
самым рост производства продуктов переработки.
При этом на пути к достижению стратегических целей
возникают следующие проблемы.
Во-первых, снижение объемов добычи по причине недостаточно
гибкой налоговой политики.
Во-вторых, дефицит качественных нефтепродуктов на
внутреннем рынке по причине срыва сроков масштабной
модернизации НПЗ.
Рассмотрим в этой связи существующую систему налогообложения
отрасли в сравнении с мировыми нефте141
Стр.1