Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Аффиксальное словообразование калмыцкого и монгольского языков в сопоставительном освещении

0   0
Первый авторСусеева Данара Аксеновна
АвторыЕсенова Тамара Саранговна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц204
ID298024
АннотацияРабота посвящена сопоставлению аффиксального словообразования калмыцкого и монгольского языков. В ней впервые на основе единых критериев и в единых терминах сравниваются словообразовательные системы двух родственных языков и основные их словообразовательные единицы как простые, так и комплексные. В центре исследования находятся производные слова и способы их образования, формальные и семантические отношения производящих и производных слов, словообразовательные типы, словообразовательные пары, словообразовательные цепи, словообразовательные парадигмы, словообразовательные гнезда.
Кому рекомендованоКнига предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих калмыцкий и монгольский языки. Кроме того, материал, представленный в книге, будет полезен преподавателям, читающим такие дисциплины, как «Калмыцкий язык», «Монгольский язык», «Сопоставительная грамматика монгольских языков», «Введение в языкознание», «Общее языкознание».
ISBN978-5-91458-136-4
УДК811.512.37’373.611:811.512’373.611:001.53
ББК81.02
Сусеева, Д.А. Аффиксальное словообразование калмыцкого и монгольского языков в сопоставительном освещении / ред. Т.С. Есенова; Д.А. Сусеева .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2014 .— 204 с. — Библиогр.: с. 191-202 .— ISBN 978-5-91458-136-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/298024 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В центре исследования находятся производные слова и способы их образования, формальные и семантические отношения производящих и производных слов, словообразовательные типы, словообразовательные пары, словообразовательные цепи, словообразовательные парадигмы, словообразовательные гнезда. <...> Кроме того, материал, представленный в книге, будет полезен преподавателям, читающим такие дисциплины, как «Калмыцкий язык», «Монгольский язык», «Сопоставительная грамматика монгольских языков», «Введение в языкознание», «Общее языкознание». <...> Проблема агглютинации и морфонологические особенности монгольского словообразования . <...> Словообразовательный тип как комплексная единица системы аффиксального словообразования . <...> Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «орудие (средство) действия» . <...> Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «предмет», «вещь» . <...> Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «материал» . <...> В центре исследования находятся словообразовательные типы, словообразовательные парадигмы, словообразовательные гнезда, структура и семантика производного слова, отношения производящих и производных слов как в формальном плане, так и в семантическом. <...> В монголистике для описания процессов словообразования до последнего времени практически не использовались такие научные понятия, как производящее слово, формальная и семантическая мотивация производных слов, множественность мотивации, структура производного слова, словообразовательная пара, словообразовательный тип, словообразовательная цепь, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательный формант, словообразовательная модель, словообразовательная категория, словообразовательная морфонология, словообразовательная морфотактика и др. <...> На основе сравнения впервые выделены и описаны словообразовательные типы, словообразовательные <...>
Аффиксальное_словообразование_калмыцкого_и_монгольского_языков_в_сопоставительном_освещении.pdf
ББК Ш164.3-211в613+Ш164.1-211в613 УДК 811.512.37’373.611:811.512’373.611:001.53 С 904 С 904 Сусеева, Д.А. Аффиксальное словообразование калмыцкого и монгольского языков в сопоставительном освещении [Текст] / Д.А.Сусеева; под ред. проф. Т.С. Есеновой. – Элиста: Издво Калм. ун-та, 2014. – 204 с. – Библиогр.: с. 191-202. – ISBN 978-5 91458-136-4. Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» Работа посвящена сопоставлению аффиксального словообразования калмыцкого и монгольского языков. В ней впервые на основе единых критериев и в единых терминах сравниваются словообразовательные системы двух родственных языков и основные их словообразовательные единицы как простые, так и комплексные. В центре исследования находятся производные слова и способы их образования, формальные и семантические отношения производящих и производных слов, словообразовательные типы, словообразовательные пары, словообразовательные цепи, словообразовательные парадигмы, словообразовательные гнезда. Книга предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов, изучающих калмыцкий и монгольский языки. Кроме того, материал, представленный в книге, будет полезен преподавателям, читающим такие дисциплины, как «Калмыцкий язык», «Монгольский язык», «Сопоставительная грамматика монгольских языков», «Введение в языкознание», «Общее языкознание». Работа выполнена при поддержке гранта Калмыцкого государственного университета в 2013 г. Рецензент: доктор филологических наук, профессор С.М. Трофимова (КалмГУ) Редактор: доктор филологических наук, профессор Т.С. Есенова (КалмГУ) Работа поддержана грантом Калмыцкого государственного университета в 2013 г. ISBN 978-5 91458-136-4 © ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет», 2014 © Сусеева Д.А., 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..........................................................................................................................................................5 Глава 1. Принципы описания аффиксального словообразования .....................................................7 1.1. Основные единицы системы аффиксального словообразования ..................................................7 1.2. Морфемный состав слова в монгольских языках .........................................................................10 1.2.1. Морфема и морф .......................................................................................................................10 1.2.2. Типы морфем в монгольских языках ..................................................................................... 11 1.2.3. Корень .......................................................................................................................................13 1.2.4. Аффиксы ....................................................................................................................................13 1.2.5. Структура морфем ....................................................................................................................15 1.3. Изменения в морфемном составе слов монгольских языков .......................................................16 1.3.1. Исторический характер морфемного состава слов .............................................................16 1.3.2. Опрощение ................................................................................................................................17 1.3.3. Переразложение ........................................................................................................................19 1.4. Словообразовательная структура слова в монгольских языках ...................................................20 1.4.1. Членимость слова .....................................................................................................................20 1.4.2. Производность слова ................................................................................................................21 1.5. Проблема агглютинации и морфонологические особенности монгольского словообразования .............................................................................................................................23 1.5.1. Понятие агглютинации ...........................................................................................................23 1.5.2. Морфонологические особенности монгольского словообразования .................................24 1.5.2.1. Явления морфемного шва в монгольском языке ...........................................................25 1.5.2.2. Явления морфемного шва в калмыцком языке ............................................................28 Глава 2. Система аффиксального словообразования монгольских языков ....................................32 2.1. Словообразовательный тип как комплексная единица системы аффиксального словообразования ........................................................................................................................32 2.2. Словообразование имен существительных .................................................................................35 2.2.1. Существительные, мотивированные глаголами ...................................................................36 2.2.2. Существительные, мотивированные существительными ..................................................54 2.2.3. Существительные, мотивированные прилагательными ......................................................57 2.2.4. Существительные со связанными основами ........................................................................59 2.2.5. Существительные, мотивированные числительными и образными словами ....................59 2.3. Словообразование имен прилагательных. .....................................................................................60 2.3.1. Прилагательные, мотивированные существительными ......................................................60 2.3.2. Прилагательные, мотивированные прилагательными ........................................................64 2.3.3. Прилагательные, мотивированные глаголами ......................................................................66 2.3.4. Прилагательные со связанными основами ...........................................................................75 2.3.5. Прилагательные, мотивированные наречиями .....................................................................76 2.4. Словообразование глаголов. ............................................................................................................77 2.4.1. Глаголы, мотивированные существительными ....................................................................77 2.4.2. Глаголы, мотивированные прилагательными .......................................................................84 2.4.3. Глаголы, мотивированные наречиями ...................................................................................89 2.4.4. Глаголы, мотивированные числительными ..........................................................................90 2.4.5. Глаголы, мотивированные образными словами ...................................................................91 2.4.6. Глаголы, мотивированные глаголами ....................................................................................92 2.4.7. Глаголы со связанными основами ..........................................................................................94 2.5. Словообразование наречий. .............................................................................................................95 2.5.1. Наречия, мотивированные существительными .....................................................................97 2.5.2. Наречия, мотивированные прилагательными .......................................................................98 2.5.3. Наречия, мотивированные причастиями ...............................................................................98 2.5.4. Наречия, мотивированные глаголами .....................................................................................99 2.5.6. Наречия, мотивированные местоимениями ........................................................................100 2.5.7. Наречия, мотивированные числительными ........................................................................101 2.5.8. Наречия со связанными основами ......................................................................................101 3
Стр.3
Глава 3. Словообразовательная парадигматика монгольских языков ..........................................102 3.1. Понятие словообразовательной парадигмы ................................................................................102 3.2. Словообразовательная парадигма имен существительных. .......................................................106 3.2.1. Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «орудие (средство) действия» ...........................................................................106 3.2.2. Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «предмет», «вещь» .................................................................................................................108 3.2.3. Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «материал» .. 110 3.2.4. Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «атмосферные осадки», «природные явления» ............................................................... 111 3.2.5. Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «место» ....... 113 3.2.6. Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «род деятельности» ................................................................................................................ 115 3.2.7. Словообразовательная парадигма имен существительных со значением «время года» .......................................................................................................................... 116 3.2.8. Словообразовательная парадигма имен существительных, обозначающих «лицо» ...... 118 3.2.9. Словообразовательная парадигма имен существительных с абстрактным значением .. 119 3.2.10. Словообразовательная парадима имен существительных, обозначающих «части тела» ..........................................................................................................................121 3.2.11. Словообразовательная парадигма имен существительных, обозначающих животных 124 3.2.12. Словообразовательная парадигма имен существительных, обозначающих «емкость», «вместилище» ...................................................................................................126 3.3. Словообразовательная парадигма прилагательных. ...................................................................128 3.3.1. Словообразовательная парадигма прилагательных цвета .................................................128 3.3.2. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих признаки предметов ...............................................................................................................................130 3.3.3. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих «меру», «оценку» .132 3.3.4. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих внутренние признаки человека .............................................................................................135 3.3.5. Словообразовательная парадигма прилагательных, обозначающих внешние признаки человека .................................................................................................137 3.4. Словообразовательная парадигма глаголов .................................................................................138 3.4.1. Словообразовательная парадигма переходных глаголов ...................................................139 3.4.1.1. Словообразовательная парадигма глаголов конкретного действия ..........................139 3.4.1.2. Словообразовательная парадигма глаголов восприятия ...........................................142 3.4.1.3. Словообразовательная парадигма глаголов речи ........................................................144 3.4.1.4. Словообразовательная парадигма глаголов мысли .....................................................145 3.4.2. Словообразовательная парадигма непереходных глаголов ................................................148 3.4.2.1. Словообразовательная парадигма глаголов движения ...............................................148 3.4.2.2. Словообразовательная парадигма глаголов действия ...............................................151 3.4.2.3. Словообразовательная парадигма глаголов местонахождения .................................153 3.4.2.4. Словообразовательная парадигма глаголов душевного состояния ...........................155 3.4.2.5. Словообразовательная парадигма глаголов физического состояния человека, животных ......................................................................................................157 3.4.2.6. Словообразовательная парадигма глаголов, обозначающих действие природных (стихийных) сил, не зависимых от воли человека ...............................159 Глава 4. Словообразовательные гнезда монгольских языков .........................................................164 4.1. Понятие словообразовательного гнезда ......................................................................................164 4.2. Выбор мотивирующего слова .....................................................................................................171 4.2.1. Множественность словообразовательной структуры слова в монгольских языках ........171 4.2.2. Чересступенчатое словообразование ...................................................................................174 4.2.3. Связанные корни.....................................................................................................................176 4.2.4. Морфонологическое варьирование корневых (производящих) основ монгольского и калмыцкого языков .....................................................................................179 Заключение .................................................................................................................................................187 Список использованной литературы ...................................................................................................191 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ