Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Коммуникативное поведение калмыков в условиях межкультурного общения: самобытность и динамика

0   0
Первый авторЕсенова Тамара Саранговна
ИздательствоКалмыцкий государственный университет
Страниц11
ID297960
АннотацияКоммуникативное поведение калмыков представляет собой систему правил, регламентирующих поведение членов калмыцкого лингвокультурного сообщества в разных ситуациях общения//Русская речь в инонациональном окружении : межвузовский сборник научных статей. - Элиста, 2014. - 181-191
УДК177
ББК87.777
Есенова, Т.С. Коммуникативное поведение калмыков в условиях межкультурного общения: самобытность и динамика / Т.С. Есенова .— Элиста : Калмыцкий государственный университет, 2014 .— 11 с. — Работа выполнена в рамках гранта РГНФ (проект № 12-34-01020) .— URL: https://rucont.ru/efd/297960 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т. С. Есенова Калмыцкий государственный университет КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАЛМЫКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ: САМОБЫТНОСТЬ И ДИНАМИКА работа выполнена в рамках гранта РГНФ (проект № 12-34-01020) Одной из важных проблем современности, обусловленных глобализацией и активными межкультурными процессами, является коммуникативное поведение [Аг§у1е 1967; ТпапсН$ 1994], понимаемое как совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях [Стернин 2000: 8]. <...> Коммуникативное поведение калмыков представляет собой систему правил, регламентирующих поведение членов калмыцкого лингвокультурного сообщества в разных ситуациях общения. <...> В результате миграции в Прикаспийские степи с ее резко континентальным климатом калмыки оказались в иной эколого-климатической и лингвокультурной среде - среди православных славян, основным занятием которых было земледелие, и северно-кавказских народов, исповедующих ислам. <...> На смену кочевой кибитке, в которой заключено представление номадов об устройстве вселенной, пришли стационарные жилища. <...> Стремление выжить в новых условиях развило такие качества народа, как выносливость, жизнестойкость, восприимчивость к инновациям [Имкенова 1999]. <...> Как показывают наши наблюдения, наибольшей подвижностью характеризуются элементы поведения, связанные с сохранением благодати. <...> В систему коммуникативных правил калмыков вошли отдельные элементы из культуры русского народа. <...> Эти приемы отведения неудачи заимствованы из русской культуры, их придерживаются все люди, не задумываясь об их семантике, истории. <...> С другой стороны, устойчивы и этнические правила, направленные на сохранение благодати. <...> Так, остерегаются давать чужим людям молочные продукты в первый день Цакан сар, т.к. с ними может уйти благодать семьи. <...> Гибкость, высокая адаптивность становится частью культуры народа, помогая современным калмыкам <...>
Коммуникативное_поведение_калмыков_в_условиях_межкультурного_общения_самобытность_и_динамика.pdf
Т. С. Есенова Калмыцкий государственный университет КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАЛМЫКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ: САМОБЫТНОСТЬ И ДИНАМИКА работа выполнена в рамках гранта РГНФ (проект № 12-34-01020) Одной из важных проблем современности, обусловленных глобализацией и активными межкультурными процессами, является коммуникативное поведение [Аг§у1е 1967; ТпапсН$ 1994], понимаемое как совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях [Стернин 2000: 8]. Коммуникативное поведение калмыков представляет собой систему правил, регламентирующих поведение членов калмыцкого лингвокультурного сообщества в разных ситуациях общения. Она учитывает ролевые функции, пол, возраст, социальный статус и типичные характерологические черты личности. Важнейшими факторами, сформировавшими этностиль коммуникативного поведения калмыков, являются традиционный вид занятия, образ жизни, природная среда, формы организации социальных групп и отношений внутри них. Как известно, калмыки являются потомками ойратов, западных монголовкочевников, населявших Джунгарию (в настоящее время северо-запад Китая). В начале XVII века ойратские племена, совершив трансконтинентальный переход из Азии в Европу, добровольно вошли в состав Российского государства, заселив обширные степные просторы Южного Предуралья, Поволжья и 181
Стр.1
Северного Кавказа. В результате миграции в Прикаспийские степи с ее резко континентальным климатом калмыки оказались в иной эколого-климатической и лингвокультурной среде - среди православных славян, основным занятием которых было земледелие, и северно-кавказских народов, исповедующих ислам. За 400 лет пребывания в новых геополитических, природно-климатических и этнокультурных условиях калмыки изменили многое: от образа жизни до видов занятий. Традиционные номады осваивали новые виды деятельности и перешли от кочевой к оседлой жизни. На смену созерцательной пассивности кочевника пришли такие качества, как способность к длительному однообразному, монотонному тяжелому физическому труду, которых требовали не свойственные скотоводам виды занятий. На смену кочевой кибитке, в которой заключено представление номадов об устройстве вселенной, пришли стационарные жилища. Под влиянием перечисленных факторов модифицируется коммуникативное поведение калмыков. Стремление выжить в новых условиях развило такие качества народа, как выносливость, жизнестойкость, восприимчивость к инновациям [Имкенова 1999]. Как показывают наши наблюдения, наибольшей подвижностью характеризуются элементы поведения, связанные с сохранением благодати. В систему коммуникативных правил калмыков вошли отдельные элементы из культуры русского народа. Так, для отведения несчастья принято плевать через левое плечо, стучать по дереву, произносить формулу «Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить!»; опасаться черной кошки, женщины с пустыми ведрами, не возвращаться назад, если что-то забыл дома; если непременно нужно вернуться, то смотрят на себя в зеркало и т.д. Эти приемы отведения неудачи заимствованы из русской культуры, их придерживаются все люди, не задумываясь об их семантике, истории. С другой стороны, устойчивы и этнические правила, направленные на сохранение благодати. Так, после наступления темноты не принято отдавать белые продукты (молоко, масло, сливки), ходить в гости, выходить с грудным ребенком, т.к., согласно суевериям, ночью активизируются шулмусы 'злые духи'. Калмыки особенно строго соблюдают правила во время календарных праздников. Так, остерегаются давать чужим людям молочные продукты в первый день Цакан сар, т.к. с ними может уйти благодать семьи. Огорчаются, если в этот большой праздник кто-то что-то просит, это плохая примета. Радуются, если в этот день первый, кто встретился на пути или вошел в дом, является хорошим, успешным человеком. Особенно тщательно калмыки соблюдают правила, связанные с входом и выходом из помещения. Калмыки уступают место входящему, т.к. он может быть вестником хороших новостей или может что-то принести в дом. Если споткнутся при выходе из дома, то возвращаются назад и повторяют процедуру снова; если споткнутся при входе, то это хороший знак: примета скорого увеличения достатка дома. 182
Стр.2