В работе анализируется профессионально-педагогическая деятельность преподавателя-лингвиста в условиях информатизации общества и образования. <...> Иноязычная подготовка в техническом вузе в условиях информатизации . <...> Влияние процессов информатизации современного общества на лингвистическое образование в вузах инженерного профиля . <...> Комплексная реализация лингводидактических возможностей средств информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку в техническом вузе . <...> Современное состояние готовности преподавателей иностранного языка технического вуза в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности . <...> Курс для преподавателей иностранного языка «ИКТ в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе». <...> Планирование использования лингвистических информационных ресурсов в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку в вузе. <...> 147 Введение Информатизация иноязычной подготовки в техническом вузе основана на готовности преподавателей иностранного языка создавать и использовать средства обучения, реализующие уникальные функциональные и лингводидактические возможности информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). <...> Профессиональная деятельность преподавателя иностранного языка технического вуза даже в условиях традиционного обучения осложнена тем, что содержательные линии иноязычной подготовки должны непременно отражать определённую техническую предметную область будущего выпускника. <...> В то же время, информативная насыщенность научно-технических дисциплин требуют непрерывной критической оценки, систематизирования и структурирования учебного материала. <...> При этом, активность проявляют все участники учебного информационного взаимодействия – преподаватель, студент и средство обучения, функционирующее на базе ИКТ. <...> Роль преподавателя как непререкаемого источника учебной информации смещается <...>
Готовность_преподавателя_иностранного_языка_технического_вуза_в_области_информатизации_иноязычной_подготовки.__(1).pdf
УДК 378.046.04
ББК 74.3
Е82
Р е ц е н з е н т ы: доктор пед. наук, профессор Курского государственного
университета Н. А. Тарасюк; доктор пед. наук, профессор, директор института
дополнительного профессионального образования Рязанского государственного
радиотехнического университета Н. И. Демидова
Есенина Н. Е.
Е82 Готовность преподавателя иностранного языка технического вуза
в области информатизации иноязычной подготовки. – М.: Горячая
линия – Телеком, 2014. – 158 с.
ISBN 978-5-9912-0409-5.
Монография посвящена исследованию и разработке подходов к формированию
готовности преподавателей иностранного языка технического
вуза в области использования средств информационных и коммуникационных
технологий в профессионально-педагогической деятельности. В работе
анализируется профессионально-педагогическая деятельность преподавателя-лингвиста
в условиях информатизации общества и образования.
Рассмотрен опыт подготовки кадров в области информатизации образования
в России и за рубежом. Предложены современные методические подходы
к формированию готовности преподавателей иностранного языка
технического вуза в области информатизации иноязычной подготовки.
Издание адресовано преподавателям иностранного языка технических
вузов, аспирантам и докторантам, слушателям курсов системы повышения
квалификации, специализирующимся в области методики обучения иностранным
языкам, профессиональной педагогики, информатизации образования,
а также работникам сферы последипломной подготовки педагогических
кадров.
ББК 74.3
Адрес издательства в Интернет WWW.TECHBOOK.RU
Научное издание
Есенина Наталья Евгеньевна
Готовность преподавателя иностранного языка технического вуза
в области информатизации иноязычной подготовки
Монография
Компьютерная верстка И. А. Благодаровой
Обложка художника О. В. Карповой
Подписано в печать 01.02.2014. Формат 60x88/16. Уч. изд. л. 9,88. Тираж 500 экз.
ООО «Научно-техническое издательство «Горячая линия – Телеком»
ISBN 978-5-9912-409-5
© Н. Е. Есенина, 2014
© Издательство «Горячая линия – Телеком», 2014
Стр.2
Оглавление
Введение....................................................................................5
Глава 1. Иноязычная подготовка в техническом вузе
в условиях информатизации ..................................................8
1.1. Влияние процессов информатизации современного
общества на лингвистическое образование
в вузах инженерного профиля .............................................8
1.2. Комплексная реализация лингводидактических
возможностей средств информационных
и коммуникационных технологий в обучении
иностранному языку в техническом вузе ..........................18
1.3. Активизация профессиональной деятельности
преподавателя иностранного языка средствами
информационных и коммуникационных технологий.......31
Глава 2. Профессиональная деятельность преподавателя
иностранного языка технического вуза
в условиях информатизации иноязычной подготовки.....41
2.1. Модификация традиционной роли, функций и видов
деятельности преподавателя иностранного языка
в условиях информатизации иноязычной подготовки......41
2.2. Современные требования к уровню готовности
преподавателя иностранного языка в области
информатизации иноязычной подготовки.........................57
2.3. Современное состояние готовности преподавателей
иностранного языка технического вуза
в области использования средств ИКТ
в профессиональной деятельности ....................................61
Глава 3. Организация подготовки педагогических
кадров в области использования средств ИКТ
в профессиональной деятельности......................................65
3.1. Отечественный опыт непрерывной подготовки
кадров информатизации образования................................65
3.2. Зарубежный опыт подготовки педагогов в области
создания и использования средств ИКТ............................76
Стр.3
4
Оглавление
3.3. Современные организационные подходы
к формированию готовности преподавателей
иностранного языка технического вуза в области
информатизации иноязычной подготовки.........................87
Глава 4. Методические подходы к формированию
готовности преподавателей иностранного языка
технического вуза в области информатизации
иноязычной подготовки........................................................92
4.1. Цели.................................................................................93
4.2. Содержание.....................................................................98
4.3. Обучающиеся................................................................107
4.4. Принципы .....................................................................111
4.5. Приёмы организация познавательной деятельности...119
Заключение...........................................................................122
Приложение 1. Концепция информатизации
иноязычной подготовки в техническом вузе....................125
Приложение 2. Курс для преподавателей
иностранного языка «ИКТ в обучении
профессионально-ориентированному
иностранному языку в вузе»...............................................128
Приложение 3. Курс для преподавателей
иностранного языка «ИКТ в обучении переводу
специализированной литературы»....................................133
Приложение 4. Основные понятия в области
информатизации иноязычной подготовки.......................136
Приложение 5. Планирование использования
лингвистических информационных ресурсов
в обучении профессионально-ориентированному
иностранному языку в вузе.................................................141
Приложение 6. Материалы для студенческой международной
научной конференции в режиме off-line ....................144
Библиографический список................................................147
Стр.4