Столетняя война (1337 – 1453) и ее последствия во Франции и Англии. <...> Решения Венского конгресса и особенности развития Франции в XIX в. <...> Тем самым условная периодизация с учетом обоих подходов: История Древнего мира условно совпадает с рабовладельческим строем (до падения Рима в V в. н.э.) <...> ; История Средних веков – с эпохой феодализма (до Английской буржуазной революции в сер. <...> Минойская цивилизация – первый этап Крито-Микенского периода (III – I тыс. до н.э.), согласно условной периодизации истории Древней Греции. <...> Различные формы политической организации: олигархия – власть немногих из родовой аристократии, тирания – узурпация власти. <...> Поражение персов у г.Платеи и у мыса Микале, близ Милета (Малая Азия). <...> Усиление отсталой Македонии при правлении Филиппа II (359-336 гг. до н.э.) <...> Сокрушительное поражение персов, бегство Дария III, пленение его семьи в битве при Иссе. <...> Поражение персов, новое бегство Дария III при Гавгамелах (р. <...> Заговор и убийство Цезаря 15 марта 44 г. до н.э. («мартовские иды») во время заседания сената. <...> Преемники Октавиана - династия Юлиев Клавдиев – складывание сложной политической системы: сосуществование и противоречия полисно-республиканского и монархического строя, борьба за возвращение к республиканским традициям, с одной стороны, за укрепление монархической власти - с другой. <...> Правление ставленника сената Клавдия (41-54 гг.) – время укрепления системы императорского правления и завоевательных походов (Британия – провинция Рима), привлечение провинциальной знати к управлению империей. <...> Гражданская война 68-69 гг. – борьба провинциальной знати и стремление армий выдвигать своих военачальников на императорский престол. <...> Веспасиан – полководец, подавлявший восстание в Иудее, даровал права римского гражданства провинциалам, реорганизация сената с участием провинциальной знати. <...> Династия Антонинов (96-193 гг.) – расцвет («золотой век») Римской империи, утверждение монархической власти и укрепление позиций <...>
История_западной_цивилизации.pdf
Высшее театральное училище (институт)
им. М.С.Щепкина
Т.Ю.Вепрецкая
ИСТОРИЯ
ЗАПАДНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Учебно-методическое пособие
по курсу
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Москва 2012
Стр.1
2
Высшее театральное училище (институт)
им. М.С.Щепкина
Т.Ю.Вепрецкая
ИСТОРИЯ
ЗАПАДНОЙ
ЦИВИЛИЗАЦИИ
Учебно-методическое пособие
по курсу
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Специальность: 070201 Актерское мастерство
Издание 2-е, переработанное и дополненное
Москва 2012
Стр.2
3
Высшее театральное училище (институт)
им. М.С.Щепкина
Пособие подготовлено на кафедре философии и
культурологии
Печатается по решению Ученого совета
Высшего театрального училища (института) им. М.С.Щепкина
(протокол №73 от 15 мая 2012 г.)
Вепрецкая Т.Ю.
История Западной цивилизации. Учебно-методическое пособие по
курсу «Всеобщая история». Изд.2-е,перераб.и доп.
Т.Ю.Вепрецкая, 2012
Стр.3
4
Введение.
Программа ВУЗов предполагает преподавание курсов Всеобщей
и Отечественной Истории. Данное пособие по Всеобщей истории
предназначено для студентов Высшего театрального училища
(института) им. М.С.Щепкина. Специфика актерской профессии
требует знаний общеобразовательного характера по мировой истории.
Программа курса построена в соответствии с общепринятой
периодизацией Всеобщей истории. Это условно совпадает с
основными этапами развития Российского государства и позволяет
увидеть историю России в контексте мировой истории, провести
исторические параллели в курсе Истории России.
Основные функции истории: познавательная, воспитательная,
практически- политическая и мировоззренческая, - учитываются
автором курса и активно используются при подаче лекционного
материала и на семинарских занятиях.
Задачи курса: давать научное представление о формах и типах
цивилизаций, об основных моментах истории человечества и излагать
исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей в
хронологической последовательности; знакомить с историческими
источниками и выработать умение работать с ними; развивать умение
выражать и обосновывать свое мнение в обсуждении исторических
проблем; развивать навыки сравнительного анализа фактов и
способность к аналитическому мышлению на основе исторического
материала, а также умение вести диалог по историко-культурным
проблемам; воспитывать интерес к истории.
Методологические принципы исторического познания:
объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, - играют
для студентов, будущих актеров, немаловажную роль, потому что этот
подход роднит их с подходом к исполняемым ролям, в особенности
ролям исторических деятелей. Особую важность в этой связи
приобретает психологический фактор и понятие роли личности в
истории. Как известно, маленьких ролей не бывает, поэтому актерам
приходится продумывать портрет своего героя в конкретной
историко-культурной обстановке, в конкретных исторических
условиях и с учетом всех факторов того времени. Именно для того,
чтобы верно нащупать линию поведения своего героя «в
предлагаемых обстоятельствах», и необходимо актерам знание
истории.
Первая часть учебного курса - Всеобщая история –
предполагает рассмотрение основных тенденций развития мировых
Стр.4
5
цивилизаций от самых истоков их зарождения до настоящих дней. Изза
объемности материала автор сосредоточил основное внимание на
истории Западной цивилизации. Отсюда часть первая методического
пособия - «История Западной цивилизации».
Вторая часть курса – История России – излагает основные
проблемы отечественной истории. Ей соответствует вторая часть
пособия – «История России».
Структура пособия: материал преподносится по темам,
соответствующим лекционному курсу, в форме расширенного плана
или тезисов. Каждая тема завершается списком проблемных вопросов
для осмысления и повторения во время семинарских занятий. К
каждому разделу дается список рекомендуемой литературы, как
научной, научно-популярной, так и художественной, учитывая
специфику творческого ВУЗа. Пособие снабжено справочным
аппаратом (комментариями), призванным не только объяснять
термины, географические названия, коротко информировать о
некоторых исторических личностях и событиях, но и давать иногда
сведения, несколько расширяющие материал, изложенный в теме.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Общий объем курса – 100 академических часов,
из них по видам работы:
аудиторные занятия (лекции и семинары) – 70 часов;
самостоятельные занятия (подготовка к семинарам, чтение текстов,
подготовка рефератов, докладов, выполнение творческих работ) –
30 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.
Вводная лекция.(2 часа)
Раздел 1. Древний мир.
Тема 1. Древневосточные цивилизации. (2 ч.)
Тема 2 . Древняя Греция. (4 ч.)
Тема 3. Древний Рим. (4 ч.)
Стр.5