Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Биотические взаимоотношения в растительных сообществах (220,00 руб.)

0   0
Первый авторМусаев Фаррух Атауллахович
АвторыЗахарова Ольга Алексеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц183
ID295898
АннотацияВ учебном пособии раскрыты биотические взаимоотношения растений, дана характеристика положительных и отрицательных взаимодействий. Приведена краткая ботаническая характеристика некоторых растений-паразитов, хищников, а также растений, имеющих взаимодействия в виде мутуализма, комменсализма, нейтрализма, конкуренции и др. В учебном пособии не рассматривается антропогенное влияние на растения. Предназначено для бакалавров, магистров, студентов высших учебных заведений, аспирантов, специалистов, учителей средних общеобразовательных учреждений и всех заинтересованных лиц.
Кому рекомендованоПредназначено для бакалавров, магистров, студентов высших учебных заведений, аспирантов, специалистов, учителей средних общеобразовательных учреждений и всех заинтересованных лиц.
Мусаев, Ф.А. Биотические взаимоотношения в растительных сообществах / О.А. Захарова; Ф.А. Мусаев .— : [Б.и.], 2015 .— 183 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/295898 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Биотические взаимоотношения в растительных сообществах Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия для подготовки бакалавров по направлению 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». <...> Биотические взаимоотношения в растительных сообществах Учебное пособие по «Ботанике» предназначено для бакалавров по направлению подготовки: 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»; 35.03.04 «Агрономия»; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»; 35.03.01 «Лесное дело». <...> Приведена краткая ботаническая характеристика некоторых растений-паразитов, хищников, а также растений, имеющих взаимодействия в виде мутуализма, комменсализма, нейтрализма, конкуренции и др. <...> Биотические факторы (от греч. biotikos - жизненный) - совокупность влияний, оказываемых на живые организмы деятельностью других организмов. <...> Термин «биоценоз» (от лат. биос — жизнь, ценоз — общий) был предложен Зюссом в 1875 г., он же основал понятие о биоценозе. <...> Биоценоз - это надорганизменная система, состоящая из трёх компонентов: растительности, животных и микроорганизмов. <...> Биоценоз (от греч. βίος — «жизнь» и κοινός — «общий») — это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой и окружающей их средой. <...> Биоценоз — это динамическая, способная к саморегулированию система, компоненты которой (продуценты, консументы, редуценты) взаимосвязаны. <...> Структура биоценоза и ярусность Виды структур биоценоза: видовая пространственная (вертикальная ярусность) горизонтальная (мозаичность) трофическая 14 Для биотопов характерно определенное видовое многообразие— совокупность популяций входящих в его состав. <...> Пространственная структура биоценоза может <...>
Биотические_взаимоотношения_в_растительных_сообществах.pdf
Мусаев Ф.А., Захарова О.А. Биотические взаимоотношения в растительных сообществах Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия для подготовки бакалавров по направлению 35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». 1
Стр.1
Мусаев Ф.А., Захарова О.А. Биотические взаимоотношения в растительных сообществах Учебное пособие по «Ботанике» предназначено для бакалавров по направлению подготовки: 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»; 35.03.04 «Агрономия»; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»; 35.03.01 «Лесное дело». Рязань 2015 2
Стр.2
УДК 631.95 (075.8) ББК 40.08я 73 М 916 Мусаев Ф.А., Захарова О.А. Биотические взаимоотношения в растительных сообществах: Уч. пособие. – Рязань: ФГБО ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева», 2015. – 183 с. Рецензенты заведующий кафедрой гистологии и биологии ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки и образования РФ Ю.И. Ухов доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры агрохимии, почвоведения и физиологии растений ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный агротехнологический университет имени ПА. Костычева» Р.Н. Ушаков В учебном пособии раскрыты биотические взаимоотношения растений, дана характеристика положительных и отрицательных взаимодействий. Приведена краткая ботаническая характеристика некоторых растений-паразитов, хищников, а также растений, имеющих взаимодействия в виде мутуализма, комменсализма, нейтрализма, конкуренции и др. В учебном пособии не рассматривается антропогенное влияние на растения. Предназначено для бакалавров, магистров, студентов высших учебных заведений, аспирантов, специалистов, учителей средних общеобразовательных учреждений и всех заинтересованных лиц. ISBN 978-5-98660-242-4 3
Стр.3
Содержание Введение 1. Понятие о биоценозе и биогеоценозе, взаимоотношениях в них 1.1. Количественные и качественные показатели биогеоценозов 1.2. Структура биоценоза и ярусность 1.3. Экологические ниши 1.4. Краткие сведения о биотических взаимоотношениях 1.5. Общие сведения о пищевых цепях Контрольные вопросы 2. Экологические факторы среды 2.1. Химические экорегуляторы 2.1.1. Классификация типов химических воздействий организма на среду (по М. Барбье, 1978) Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Контрольные вопросы Заключение Глоссарий Список литературы Сведения об авторах 2.2. Классификация экологических факторов 2.3. Внутривидовые биотические факторы 2.4. Межвидовые биотические факторы и взаимодействия 2.4.1. Конкуренция 2.4.2. Хищничество 2.4.3. Паразитизм 2.4.4. Симбиоз 2.4.5. Комменсализм 2.4.6. Нейтрализм 3.Антропогенное влияние на растения 4 6 8 13 17 23 26 28 30 32 34 48 49 53 53 54 55 55 62 62 74 75 87 88 137 138 146 147 151 152 169 170 172 180 182 4
Стр.4
Введение Основу возникновения и существования биоценозов представляют отношения организмов, их связи, в которые они вступают друг с другом, населяя один и тот же биотоп (местообитание биоценоза, от латинского bios - жизнь, top - место). Эти связи определяют основное условие жизни в сообществе, возможность добывания пищи и завоевывания нового пространства. Распределение организмов в биосфере и их жизнедеятельность (питание, размножение, защита, расселение) неразрывно связаны не только с абиотической, но и с биотической средой — непосредственным живым окружением того или иного существа. Все виды прямого или косвенного влияния одних организмов на жизнедеятельность других, а также на неживую среду обитания относятся к биотическим факторам. Биотические факторы (от греч. biotikos - жизненный) - совокупность влияний, оказываемых на живые организмы деятельностью других организмов. Одни живые существа служат пищей для других, способствуют их размножению (насекомые-опылители) и расселению (перенос семян различными животными), оказывают химическое воздействие (токсины бактерий, антибиотики, фитонциды и др.), могут быть средой их обитания (например, хозяева для паразитов) и др. Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. По направленности действия на организм все биотические воздействия подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные. Изучение взаимоотношений между организмами позволяет с научной точки зрения следить за процессами в природе, поддерживать гармонию и целостность природной среды. Цель учебного пособия: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между растениями и другими живыми организмами, включая животных и микроорганизмов, а также грибы. Задачи: закрепление теоретических знаний, интеллектуальных способностей обучающихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения вопроса; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу. 5 развитие
Стр.5