Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки.

Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. №4 2013 (120,00 руб.)

0   0
Страниц131
ID294204
АннотацияЖурнал публикует статьи по теории, методологии и истории различных отраслей политической науки; результаты прикладных исследований российского и мирового политического процесса; учебно-методические материалы для преподавателей и студентов, изучающих политологию; библиографические обзоры и рецензии; информацию о круглых столах и конференциях. Страницы журнала открыты для дискуссионных материалов, поэтому его содержание необязательно отражает точку зрения учредителей и редакционной коллегии. Авторы несут ответственность за подбор и достоверность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических данных, имен собственных, географических названий и иных сведений, а также за использование данных, не предназначенных для открытой печати
Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. : Научный журнал .— Москва : Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (Издательский Дом) .— 2013 .— №4 .— 131 с. — URL: https://rucont.ru/efd/294204 (дата обращения: 25.04.2024)

Также для выпуска доступны отдельные статьи:
ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТНОЙ ИДЕИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ / Матвеева (60,00 руб.)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ПАРТИЙНЫХ ИДЕОЛОГИЙ / Никифоров (60,00 руб.)
ИСЛАМСКИЙ МИР И ИСЛАМСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ / Наумкин (60,00 руб.)
ИУДЕЙСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / Ракитянский (60,00 руб.)
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ / Толычканов (60,00 руб.)
ГЕНЕЗИС ЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ВОЙН В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ / Кочетков (60,00 руб.)
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ К. С. АКСАКОВА / Мырикова (60,00 руб.)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ / Волошин (60,00 руб.)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Человек — существо, наделенное способностью осмыслять свои и чужие действия, придавать им субъективный смысл. <...> Но ценностные идеи могут быть не только идеями настоящего, но и идеями желаемого будущего, целями стремлений, идеалами. <...> Муниципальная власть финансирует детские спортивные секции и регулирует их развитие. <...> Практический вывод из этой идеи состоит в том, что все, желающие заниматься в секции, должны иметь такое право независимо от конкретных 10 Заметим, что веберовское понимание рациональности, которое и мы будем использовать в настоящей статье, не совпадает с понятием логического действия у В. <...> В приведенном примере продемонстрированы две ценностные идеи, представляющие альтернативу при проведении политики в области развития детского спорта. <...> Ценностные идеи хоть и существуют объективно в смысле независимости от индивидуального сознания, все же есть продукт человеческого разума. <...> Достаточно очевидно, что ценностные идеи могут принимать значительно отличающиеся формы в процессе их осмысления этими группами, и изучение вопросов согласования этих представлений должно быть одной из задач современной политической науки. <...> № 4 А.Р. Никифоров ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СТРУКТУРЕ ПАРТИЙНЫХ ИДЕОЛОГИЙ В данном обзоре работ, в которых представлен психологический подход к анализу политических ценностей в структуре партийных идеологий, определены основные исследовательские трудности и возможности политикопсихологического подхода для их решения. <...> На протяжении последних двух десятилетий ученые изучают политические ценности в массовом сознании россиян, выявляя степень усвоения ими либеральных ценностей, иерархию ценностей демократии, ориентацию на материалистические или постматериалистические ценности1. <...> Анализ политических ценностей в структуре политических идеологий является новым ракурсом политико-психологических исследований. <...> В этих условиях политическая <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_12._Политические_науки.__№4_2013_(1).pdf
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 4 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ Н.Ю. Матвеева ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТНОЙ ИДЕИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ В статье рассматривается понятие ценностной идеи в общественных науках, ставится проблема использования этого понятия при анализе политических явлений. Анализируется состояние ценностных идей в современном обществе. Рассматривается сочетание процессов рационализации социального действия в политике и разрушения базовых ценностных идей общества. Ключевые слова: ценностная идея, ценность, смысл, идеология, М. Вебер, Э. Дюркгейм, С.Л. Франк, П.А. Новгородцев, С.Н. Булгаков. Современное общество находится в состоянии глубокого внутреннего кризиса ценностных идей, с одной стороны, и внешней нестабильности (турбулентности) — с другой. Это состояние ставит перед политологией особые задачи, требующие выработки новых концептуальных подходов к исследованию в первую очередь внутренней идейно-смысловой стороны политических явлений. Основы этих подходов были заложены как в трудах теоретиков политической науки Европы и США, так и в российской традиции социальной мысли. Политика всегда была деятельностью, в которой руководящую роль играли идеи. В наше информационное время необходимо задуматься: почему христианство не только победило древние религии Рима и Греции, но и стало основой социального порядка во многих странах на долгие века? Почему протестантизм стал катализатором буржуазных революций в Европе? Почему под напором атеистических и социалистических революционных идей пали основы самодержавной России? Почему эти самые идеи сумели удерживать социальный порядок всего 70 лет и уступили место идеям рыночной экономики и демократии в политической сфере? Наконец, и это самое важное — что же происходит с современной Россией и всем миром? Неужели общества наконец расстались со всеми «кумирами» и смогут организовать свою жизнь совсем без ведущих идей? Или, как утверждал Ф. Фукуяма, победит либерализм, ставший последней идеей человечества и, таким образом, «концом истории»?1 1 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2010. 3
Стр.1
Возможно, пришлось бы положительно ответить на один из двух последних вопросов, если бы не многочисленные факты, свидетельствующие об обратном. Эти факты говорят не о том, что человечество успокоилось на некоем идейном статус-кво, а о том, что оно переживает внутренний кризис основ политического порядка, то есть кризис целей и принципов управления обществом, распределения власти и распоряжения ее ресурсами. Этот кризис, в отличие от кризиса культуры, о котором много говорили и писали ведущие мыслители XIX–XX вв., касается в первую очередь сферы политики как деятельности по управлению обществом и его отдельными структурами. Содержание политики определяется ее идеями, но фундаментальные идеи, на которых она строилась последние века, терпят катастрофический ценностно-смысловой распад. Еще недавно западный мир торжествовал победу над идеями коммунизма, не догадываясь, что на очереди крах его собственной идеологии, для которой также наступает «момент истины», момент, в который ее внутренние противоречия выходят наружу, становясь противоречиями реальной жизни и реальной политики. В связи с охарактеризованными фундаментальными проблемами политической сферы возникает необходимость уточнения подходов к исследованию проблем идей и ценностей в политике. Несмотря на явно наблюдающуюся связь между идеями и ценностями, в качестве научных понятий их принято рассматривать отдельно. Представляется более целесообразным широкое использование понятия «ценностная идея», в котором идея и ценность, в ней заложенная, выступают не порознь, а в качестве единого целого, что соответствует реальному существованию таких идей. Ценностная идея — понятие, введенное в общественную науку Максом Вебером. «…Познание культурных процессов возможно только в том случае, если оно исходит из значения, которое для нас всегда имеет действительность жизни, индивидуально структурированная в определенных единичных связях. В каком смысле и в каких связях обнаруживается такая значимость, нам не может открыть ни один закон, ибо это решается в зависимости от ценностных идей, под углом зрения которых мы в каждом отдельном случае рассматриваем “культуру”. “Культура” — есть тот конечный фрагмент лишенной смысла мировой бесконечности, который, с точки зрения человека, обладает смыслом и значением. … Данное чисто формально-логическое положение имеется в виду, когда речь здесь идет о логически необходимой связи всех “исторических индивидуумов” с “ценностными идеями”», — писал Вебер2. 2 Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990. С. 379. 4
Стр.2
Рассмотрим это понятие более подробно. Человек — существо, наделенное способностью осмыслять свои и чужие действия, придавать им субъективный смысл. Осмысление — это процедура рационального понимания индивидом происходящего. В то же время, как показало неокантианское направление социальной мысли, смысл неразрывно связан с процедурой оценивания, или отнесения к ценностям3. Всякое свое социальное действие или действие другого (индивида, группы) человек относит к той или иной ценности, тем самым придавая этому действию смысл, осмысляя его с точки зрения ценности. Смысл — это рациональное понимание индивидом явления при помощи отнесения к ценности. Даже целерациональное действие не лишено ценностного смысла, т.к. цель деятельности может выступать в качестве субъективной ценности для индивида. Например, вступая в брак, человек осмысляет свой поступок с точки зрения ценностей: создания семьи, рождения детей, жизни с любимым человеком, а может быть, и повышения своего материального благополучия, социального статуса. Ценности, так или иначе осмысленные человеком, кристаллизованные в конкретную форму идеи, Вебер и называет ценностными идеями. Таких идей существует множество, и они направляют поступки людей в определенное русло, например в русло накопления знаний или русло творческой самостоятельности, русло материального благополучия или русло труда и аскезы. Под термином «ценностная идея» следует понимать, таким образом, теоретическую конструкцию, объясняющую человеку его жизнь и место в обществе, способную формировать его мировоззрение и направлять волю к определенным целям социального характера. Понятие ценностной идеи соотносится с понятием объективной живой идеи–силы у С.Л. Франка, в основе которого лежит представление о единстве значения, или ценности, связывающем индивидуальные явления социальной жизни4. Русский мыслитель считал такие идеи объективными феноменами в том смысле, что они существуют независимо от нашего сознания, наподобие социальных фактов у Э. Дюркгейма. Они объективны в качестве социальных явлений, в отличие от психологических состояний индивида. Особенностью этой категории является то, что она определяет спектр смысловых феноменов общественной жизни не с помощью предпосылки субъективной интерпретации действительности индивидом, а при опоре на предпосылку о наличии объективных смысловых оснований социальной деятельности. 3 Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре / Пер. с нем. М., 1998. 4 Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М., 1922. 5
Стр.3