ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2013. № 4
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
Н.Ю. Матвеева
ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТНОЙ ИДЕИ
В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
В статье рассматривается понятие ценностной идеи в общественных
науках, ставится проблема использования этого понятия при анализе
политических явлений. Анализируется состояние ценностных идей в современном
обществе. Рассматривается сочетание процессов рационализации
социального действия в политике и разрушения базовых ценностных идей
общества.
Ключевые слова: ценностная идея, ценность, смысл, идеология, М. Вебер,
Э. Дюркгейм, С.Л. Франк, П.А. Новгородцев, С.Н. Булгаков.
Современное общество находится в состоянии глубокого
внутреннего кризиса ценностных идей, с одной стороны, и внешней
нестабильности (турбулентности) — с другой. Это состояние
ставит перед политологией особые задачи, требующие выработки
новых концептуальных подходов к исследованию в первую очередь
внутренней идейно-смысловой стороны политических явлений.
Основы этих подходов были заложены как в трудах теоретиков
политической науки Европы и США, так и в российской традиции
социальной мысли.
Политика всегда была деятельностью, в которой руководящую
роль играли идеи. В наше информационное время необходимо задуматься:
почему христианство не только победило древние религии
Рима и Греции, но и стало основой социального порядка во многих
странах на долгие века? Почему протестантизм стал катализатором
буржуазных революций в Европе? Почему под напором атеистических
и социалистических революционных идей пали основы
самодержавной России? Почему эти самые идеи сумели удерживать
социальный порядок всего 70 лет и уступили место идеям рыночной
экономики и демократии в политической сфере? Наконец, и это
самое важное — что же происходит с современной Россией и всем
миром? Неужели общества наконец расстались со всеми «кумирами»
и смогут организовать свою жизнь совсем без ведущих идей? Или,
как утверждал Ф. Фукуяма, победит либерализм, ставший последней
идеей человечества и, таким образом, «концом истории»?1
1 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М., 2010.
3
Стр.1
Возможно, пришлось бы положительно ответить на один из
двух последних вопросов, если бы не многочисленные факты,
свидетельствующие об обратном. Эти факты говорят не о том, что
человечество успокоилось на некоем идейном статус-кво, а о том,
что оно переживает внутренний кризис основ политического порядка,
то есть кризис целей и принципов управления обществом,
распределения власти и распоряжения ее ресурсами. Этот кризис,
в отличие от кризиса культуры, о котором много говорили и писали
ведущие мыслители XIX–XX вв., касается в первую очередь
сферы политики как деятельности по управлению обществом и его
отдельными структурами. Содержание политики определяется ее
идеями, но фундаментальные идеи, на которых она строилась последние
века, терпят катастрофический ценностно-смысловой распад.
Еще недавно западный мир торжествовал победу над идеями
коммунизма, не догадываясь, что на очереди крах его собственной
идеологии, для которой также наступает «момент истины», момент,
в который ее внутренние противоречия выходят наружу, становясь
противоречиями реальной жизни и реальной политики.
В связи с охарактеризованными фундаментальными проблемами
политической сферы возникает необходимость уточнения
подходов к исследованию проблем идей и ценностей в политике. Несмотря
на явно наблюдающуюся связь между идеями и ценностями,
в качестве научных понятий их принято рассматривать отдельно.
Представляется более целесообразным широкое использование
понятия «ценностная идея», в котором идея и ценность, в ней заложенная,
выступают не порознь, а в качестве единого целого, что
соответствует реальному существованию таких идей.
Ценностная идея — понятие, введенное в общественную науку
Максом Вебером. «…Познание культурных процессов возможно
только в том случае, если оно исходит из значения, которое для
нас всегда имеет действительность жизни, индивидуально структурированная
в определенных единичных связях. В каком смысле
и в каких связях обнаруживается такая значимость, нам не может
открыть ни один закон, ибо это решается в зависимости от ценностных
идей, под углом зрения которых мы в каждом отдельном случае
рассматриваем “культуру”. “Культура” — есть тот конечный фрагмент
лишенной смысла мировой бесконечности, который, с точки
зрения человека, обладает смыслом и значением. … Данное чисто
формально-логическое положение имеется в виду, когда речь здесь
идет о логически необходимой связи всех “исторических индивидуумов”
с “ценностными идеями”», — писал Вебер2.
2 Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического
познания // Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем. М., 1990. С. 379.
4
Стр.2
Рассмотрим это понятие более подробно. Человек — существо,
наделенное способностью осмыслять свои и чужие действия, придавать
им субъективный смысл. Осмысление — это процедура рационального
понимания индивидом происходящего. В то же время,
как показало неокантианское направление социальной мысли, смысл
неразрывно связан с процедурой оценивания, или отнесения к ценностям3.
Всякое свое социальное действие или действие другого
(индивида, группы) человек относит к той или иной ценности, тем
самым придавая этому действию смысл, осмысляя его с точки зрения
ценности. Смысл — это рациональное понимание индивидом явления
при помощи отнесения к ценности. Даже целерациональное действие
не лишено ценностного смысла, т.к. цель деятельности может выступать
в качестве субъективной ценности для индивида.
Например, вступая в брак, человек осмысляет свой поступок с
точки зрения ценностей: создания семьи, рождения детей, жизни с
любимым человеком, а может быть, и повышения своего материального
благополучия, социального статуса. Ценности, так или иначе
осмысленные человеком, кристаллизованные в конкретную форму
идеи, Вебер и называет ценностными идеями. Таких идей существует
множество, и они направляют поступки людей в определенное
русло, например в русло накопления знаний или русло творческой
самостоятельности, русло материального благополучия или русло
труда и аскезы. Под термином «ценностная идея» следует понимать,
таким образом, теоретическую конструкцию, объясняющую
человеку его жизнь и место в обществе, способную формировать
его мировоззрение и направлять волю к определенным целям социального
характера.
Понятие ценностной идеи соотносится с понятием объективной
живой идеи–силы у С.Л. Франка, в основе которого лежит
представление о единстве значения, или ценности, связывающем
индивидуальные явления социальной жизни4. Русский мыслитель
считал такие идеи объективными феноменами в том смысле, что они
существуют независимо от нашего сознания, наподобие социальных
фактов у Э. Дюркгейма. Они объективны в качестве социальных
явлений, в отличие от психологических состояний индивида. Особенностью
этой категории является то, что она определяет спектр
смысловых феноменов общественной жизни не с помощью предпосылки
субъективной интерпретации действительности индивидом,
а при опоре на предпосылку о наличии объективных смысловых
оснований социальной деятельности.
3 Риккерт Г. О понятии философии // Риккерт Г. Науки о природе и науки о
культуре / Пер. с нем. М., 1998.
4 Франк С.Л. Очерк методологии общественных наук. М., 1922.
5
Стр.3