«Армия Махди» в Ираке: формирование и развитие 29 Захарьин А.Б. <...> Проблема генезиса культа божества Хатиман в японской историографии . <...> Землевладение Грузинской Православной Церкви в XVI–XVII вв. <...> «Триполийская церковная распря» (1887–1890) в контексте русского влияния в Антиохийском патриархате в конце XIX в. (по материалам АВПРИ). <...> The Problem of Genesis of the Hachiman Cult in Japanese Historiography . <...> № 4 К.А. Панченко РИТМЫ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА Попытка обобщения Статья рассматривает основные этапы и закономерности этнической истории народов Христианского Востока — арамеев/сирийцев, коптов, арабов-христиан. <...> 1 Понятие «Христианский Восток» включает ряд христианских этноконфессиональных сообществ Северной Африки и Передней Азии – арамеев/сирийцев, коптов, эфиопов, нубийцев, христианские народы Кавказа, арабов-христиан и некоторые другие этнические группы региона. <...> В южном Заиорданье или на плато Каламун между Дамаском и Хомсом или к востоку от Евфрата дыхание греческой культуры было слабо ощутимо. <...> Дело даже не в арабизации мелькитов — не стоит преувеличивать его масштабы и темпы, на плато Каламун или в Горном Ливане писали на сирийском вплоть до XV в., а местами и дольше. <...> Арабское монашество и книгописание сохранялись на Синае, в северной Сирии в монастыре Симеона Столпника до его разорения, произошедшего, видимо, в эпоху Бейбарса, в мелких монастырях Ливанских гор и плато Каламун. <...> В Египте «столетие гонений» мамлюков на христиан (середина XIII — середина XIV вв.) привело к массовому переходу коптов в ислам, утрате церковных владений, глубокому упадку культуры — прекращению иконописания, литературного творчества, забвению коптского языка, угасанию монашеского движения. <...> На Анатолийском плато кочевая стихия восторжествовала еще раньше — после битвы под Манцикертом. <...> В статье на примере видных представителей исламской мысли в Марокко — Мухаммада ибн ал-Мадани Каннуна (Геннуна) (1825–1885) и Ахмада ибн Халида ан-Насири (1835–1897) — рассматриваются <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_13._Востоковедение_№4_2012.pdf
Московского
университета
Серия 13
ВОСТОКОВЕДЕНИЕ
Издательство Московского университета
Вестник НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 4 · 2012 · ОКТЯБРЬ–ДЕКАБРЬ
Выходит один раз в три месяца
СОДЕРЖАНИЕ
Панченко К.А. Ритмы истории Христианского Востока. Попытка
обобщения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
Орлов В.В. Алимы Марокко и модернизация: идеологические реакции
и этические оценки (вторая половина XIX в.) . . . . . . . . . . . 20
Жантиев Д.Р. «Армия Махди» в Ираке: формирование и развитие 29
Захарьин А.Б. Ислам в Китае. Религия и власть . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Георги Д.Г. Традиционные верования народов Южной Нигерии в
современных условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Дулина А.М. Проблема генезиса культа божества Хатиман в японской
историографии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Таварткиладзе Д.Т. Землевладение Грузинской Православной
Церкви в XVI–XVII вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Копоть Е.М. «Триполийская церковная распря» (1887–1890) в контексте
русского влияния в Антиохийском патриархате в конце
XIX в. (по материалам АВПРИ). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Указатель статей и материалов, опубликованных в журнале «Вестник
Московского университета. Серия 13. Востоковедение»
в 2012 г. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
Стр.1
CONTENTS
Panchenko C.A. The Christian Orient: Rithms of History. . . . . . . . . . .
3
Оrlov V.V. The Morocan Ulamaand Modernization: Ideological Reactions
and Ethical Values (Second Half of the 19th Century). . . . . . . . . . . . 20
Zhantiev D.R. “Mahdi Army” in Iraq: Genesis and Development. . . . . 29
Zakharyin A.B. Islam in China. Religionand Authority . . . . . . . . . . . . . 38
Georgi D.G. Traditional Beliefs of the South Nigeria’s Ethnic Groups in
Contemporary Context. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Dulina A.M. The Problem of Genesis of the Hachiman Cult in Japanese
Historiography . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
Tavartkiladze D.T. Landownership of Georgian Orthodox Church in
XVI–XVII cc. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
Kopot E.M. “The Ecclesiastical Struggle in Tripoli” (1887–1890) and
Russian Infl uence in the Patriarchate of Antioch at the End of the
19th Century (Based on the Materials of Foreign Policy Archives of
the Russian Empire). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Index of Articles and Other Matter Published in the Journal ‘The Bulletin
of Moscow University. Series 13. Vostokovedenie’ in the Year 2012 95
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2012
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2012. № 4
К.А. Панченко
РИТМЫ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСКОГО ВОСТОКА
Попытка обобщения
Статья рассматривает основные этапы и закономерности этнической
истории народов Христианского Востока — арамеев/сирийцев, коптов,
арабов-христиан. При анализе материала использован ряд концепций теории
этногенеза Л.Н. Гумилева.
Ключевые слова: Христианский Восток, этногенез, сирийцы, арабыхристиане.
The
article is devoted to the main periods of history of the Christian Orient
and factors which determined the ethnical history of the Middle Eastern Christian
peoples — Syrians, Copts, Christian Arabs.
Key words: The Christian Orient, ethnic history, the Syrians, the Christian
Arabs.
торые мы объединяем термином Христианский Восток1, естественным
образом связаны с судьбами народов, выступавших носителями этих
культурных традиций. Наблюдения над пульсом истории этих народов
волей-неволей выводят на известную теорию этногенеза Л.Н. Гумилева.
В ней, несомненно, присутствует множество противоречий. И в то же
время закономерности, открытые Л.Н. Гумилевым, находят неожиданное
подтверждение в истории народов и культур, к которым сам Лев
Николаевич никогда не обращался. А некоторые выводы Л.Н. Гумилева,
например, представления о продолжительности существования этносов,
исчисляемого в 12–15 веков, были еще задолго до него на основе
эмпирических наблюдений сформулированы К.Н. Леонтьевым, рассуждавшим
о долговечности государств, или Освальдом Шпенглером,
писавшим о сроках жизни культур. Схожие выводы исследователей,
сделанные независимо друг от друга, указывают на наличие неких
реальных ритмов развития и сроков существования цивилизаций.
Все это относится и к некоторым этносам Христианского Востока.
Взлеты и падения той группы афро-ближневосточных культур, коТот
этнический субстрат, на базе которого сложились первые христианские
культуры региона, образовали арамеи Передней Азии и египтяне,
наследники Нового и Позднего царства.
1 Понятие «Христианский Восток» включает ряд христианских этноконфессиональных
сообществ Северной Африки и Передней Азии – арамеев/сирийцев, коптов,
эфиопов, нубийцев, христианские народы Кавказа, арабов-христиан и некоторые
другие этнические группы региона.
3
Стр.3