В систематической форме дается представление о фундаментальной проблематике философии как особого культурного образования, как формы теоретического осмысления бытия человека в мире. <...> Та или иная философская позиция отражает определенное видение мира, которое отличается от индивидуальной точки зрения тем, что проявляет в культуре свою устойчивость, воспроизводимость. <...> Образование – это процесс нахождения собственной сущности через сущность мира, нахождение сущности мира через самопознание. <...> 1 4 Трансценденция (от лат. transcendere – переступать) – философский термин, означающий выход человека в своем познании, деятельности за пределы единичного сознания, опыта, наличного повседневного мира. , через приобщение к их опыту, стано Так философия Античности демонстрирует нам диалоговую форму существования философии, философия Средних веков привлекает скрупулезный анализ текстов и следование его смыслу, философия Нового времени предполагает оформленность знания в стройную систему доказательств и необходимость экспериментального его подтверждения, современная философия учитывает многообразие возможных форм знания, отсутствие привилегированной точки зрения, разнообразие мировоз-зренческих позиций. <...> Повседневность – это всегда часть человека, его непосредственный жизненный мир. <...> Повседневность в мировоззрении человека – это самый устойчивый компонент его идентичности и восприятия мира. <...> Ключевые слова: философия, культура, мировоззрение; идеалы, ценности, знания, убеждения, мнение, точка зрения, стереотипы, естественная установка, теоретическая установка; бытиев-мире, со-бытие, социальность, повседневность, телесность; рефлексия, теория и практика; космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. <...> Изначально человек включен в мир культуры, в мир традиций и образцов, через освоение которых он становится человеком, определяется со своими целями, предпочтениями, убеждениями, идеалами, ценностями <...>
Философия.pdf
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
Ф56
Авторы-разработчики: Н. П. Коновалова (Разд. V), Т. С. Кузубова (Разд. II),
Р. В. Алашеева (Разд. II), О. Е. Дороненко (Разд. II), И. И. Замощанский (Разд. I),
А. М. Конашкова (Разд. II), Я. А. Макакенко (Разд. II), В. Т. Маклаков (Разд. VI),
В. А. Медведев (Разд. V), А. А. Петько (Разд. II), В. П. Прытков (Разд. VII),
В. М. Селезнев (Разд. III, IV), Н. А. Скоробогацкая (Разд. II)
Рецензенты: кафедра социально-гуманитарных дисциплин (Гуманитарный
университет);
канд. филос. наук, доц. Е. В. Власова (Уральская государственная медицинская
академия)
Ф56
Философия : учебное пособие / Н. П. Коновалова, Т. С. Кузубова,
Р. В. Алашеева [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 216 с.
ISBN 978-5-7996-1162-0
Учебное пособие по курсу «Философия» знакомит студентов с актуальными проблемами
развития философского знания, соединяет классические и современные концепции.
В систематической форме дается представление о фундаментальной проблематике философии
как особого культурного образования, как формы теоретического осмысления бытия
человека в мире. Демонстрируется взаимосвязь философии с другими сферами человеческой
деятельности, раскрываются мировоззренческие и методологические функции философии в
современном обществе. Последовательно выявляется антропологическая составляющая философского
знания. Актуализируются проблемы формирования индиви-дуальности и личности
будущего специалиста, значимость этических проблем. Обсуждаются тенденции развития
техногенной цивилизации, философские проблемы науки и техники, антропологические
практики повседневности. Уделяется внимание традициям русской философии и проблемам
исторического самосознания России.
Курс разработан для бакалавриата всех направлений и форм обучения.
Библиогр.: 100 назв. Табл. 2.
УДК 1(075.8)
ББК 87я73
ISBN 978-5-7996-1162-0
© Уральский федеральный университет, 2014
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ............. 6
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ .................... 24
Тема 1. Философия Древнего мира и античности ........................................ 24
Тема 2. Средневековая философия ............................................................... 38
Тема 3. Философия эпохи Возрождения ....................................................... 56
Тема 4. Философия Нового времени и Просвещения (XVII–XVIII вв.) .... 66
Тема 5. Немецкая классическая философия. Философия К. Маркса ......... 80
Философия И. Канта………………………………………………………..80
Философия Г. В. Ф. Гегеля………………………………………………...86
Философия К. Маркса……………………………………………………...96
Тема 7. Русская философская мысль второй половины XIX –
начала XX вв. ................................................................................................ 126
Тема 8. Современная западная философия ................................................. 137
Философия Ф. Ницше……………………………………………………..137
Современная западная философия……………………………………….148
РАЗДЕЛ III. УЧЕНИЕ О БЫТИИ (ОНТОЛОГИЯ) ........................................ 162
РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) ............................... 176
Тема 1. Проблема сознания. Сознание и самосознание ............................. 176
Тема 2. Познавательная деятельность человека. Гносеология ................. 182
РАЗДЕЛ V. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ (СОЦИАЛЬНАЯ
ФИЛОСОФИЯ) ................................................................................................ 189
РАЗДЕЛ VI. АНТРОПОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ.
ЭТИКА .............................................................................................................. 182
Тема 1. Природа человека и смысл его существования. Философская
антропология ................................................................................................ 182
Тема 2. Ценностное отношение человека к миру. Аксиология ................ 197
РАЗДЕЛ VII. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ТЕХНИКИ ........ 200
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ........................................... 254
ОГЛАВЛЕНИЕ ................................................................................................. 213
213
Стр.214