В. Ф. ОЛЕШКО ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Учебное пособие МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. <...> Олешко ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ Допущено научнометодическим советом по журналистике УМО по классическому университетскому образованию РФ в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки 42.03.02, 42.04.02 «Журналистика» Екатеринбург Издательство Уральского университета 2014 УДК 070.4(075.8) ББК Ю953я73-1 О538 Рецензенты: кафедра журналистики Сахалинского государственного университета (заведующая кафедрой кандидат филологических наук, доцент А. <...> М ельни к, доктор политических наук, профессор (Санкт-Петербургский государственный университет) О538 Олешко, В. Ф. Психология журналистики : [учеб. пособие] / В. Ф. Олешко ; М-во образования и науки Рос. <...> Рассматриваются вопросы практической психологии массовых коммуникаций, формирования умений и компетенций прикладного характера, а также процессы эволюции мышления и стилей, методов творческой деятельности журналистов в связи с перманентным развитием технологий массовой коммуникации. <...> УДК 070.4(075.8) ББК Ю953я73-1 ISBN 978-5-7996-1212-2 © Уральский федеральный университет, 2014 © Олешко В. Ф., 2014 2 ПРЕДИСЛОВИЕ В развитии массмедиа не только минувшего десятилетия, но и даже последних двух-трех лет происходили важные процессы, оказавшие существенное влияние как на журналистику, так и в целом на практику мирового информационного обмена. <...> : Юрайт, 2014 ; Профессиональная культура журналиста: актуальные проблемы образования : межвуз. сб. ст. и материалов / под ред. проф. <...> : Аспект Пресс, 2010 ; Человек как субъект и объект медиапсихологии / отв. ред. проф. <...> Иными словами, в условиях все возрастающей конкуренции за аудиторию Интернет, электронные массмедиа, цифровые возможности мобильной связи требуют от субъектов, формирующих и передающих этот <...>
Психология_журналистики.pdf
УДК 070.4(075.8)
ББК Þ953ÿ73-1
Î538
Рецензенты:
кафедра журналистики Сахалинского государственного университета
(заведующая кафедрой кандидат филологических наук,
доцент À. À. С тепаненк î);
Г. С. М ельни к, доктор политических наук, профессор
(Санкт-Петербургский государственный университет)
Î538
Îëåøêî, Â. Ô.
Психология журналистики : [учеб. пособие] / В. Ф. Олешко
; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер.
óí-ò. – Екатеринбург : Èçä-âî Óðàë. óí-òà, 2014. – 476 ñ.
ISBN 978-5-7996-1212-2
В учебном пособии излагается материал курса «Психология журналистики».
Рассматриваются вопросы практической психологии массовых
коммуникаций, формирования умений и компетенций прикладного
характера, а также процессы эволюции мышления и стилей, методов творческой
деятельности журналистов в связи с перманентным развитием технологий
массовой коммуникации.
Для бакалавров и магистрантов направления «Журналистика» и всех
тех, кто интересуется проблематикой формирования креативной среды
личности и медиаобразования.
УДК 070.4(075.8)
ББК Þ953ÿ73-1
ISBN 978-5-7996-1212-2
© Уральский федеральный университет, 2014
© Олешко Â. Ô., 2014
2
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................................................ 3
Тема 1. Введение в теорию психологии журналистики ..................... 11
1.1. Психология журналистики в системе современной
массово-коммуникационной деятельности .................................. 12
1.2. Массовая коммуникация – нервная система
целостного общественного организма ......................................... 16
1.3. Предмет психологии журналистики ............................................. 22
1.4. Цель, задачи, принципы и функции психологии журналистики 26
1.5. Коммуникация как личностная проблема .................................... 34
Тема 2. Психология журналистики и смежные науки ....................... 38
2.1. Личность и личностные «ïðîñòðàíñòâà» ..................................... 39
2.2. Социожурналистика и социокоммуникативистика ...................... 43
2.3. Информационные òðèàäû: ñóùíîñòü, âèäû, значение ............... 47
2.4. Психологические исследования в журналистике ........................ 49
2.5. Теории массовой коммуникации ................................................... 51
Тема 3. Психология массово-коммуникационного творчества:
òåîðèÿ, èñòîðèÿ, общее и особенное ...................................................... 57
3.1. Историко-философские традиции рассмотрения творчества ... 58
3.2. Ìîòèâû, öåëè, ôóíêöèè, результаты творчества ......................... 62
3.3. Можно ли творчество программировать? .................................... 65
3.4. Аксиология творчества .................................................................. 70
3.5. Творчество как усиление себя ...................................................... 75
3.6. Есть âàðèàíò! ................................................................................... 77
Тема 4. Человек как создатель продукции СМИ ................................ 81
4.1. Специфика журналистского мышления ....................................... 81
4.2. Характеристики творческих способностей журналиста ........... 88
4.3. Журналистское произведение: от замысла – к реализации ....... 91
4.4. Можно ли стимулировать вдохновение? ...................................... 99
4.5. «Êóëüòèâèðîâàíèå» информационного поля .............................. 104
4.6. Творческое письмо журналиста как технология ........................ 112
472
Стр.473
4.7. Патопсихология медиатворчества ............................................. 116
Тема 5. Ценностная база личности журналиста
и его профессиональной деятельности ................................................ 120
5.1. Информационная открытость: есть ли ïðåäåëû? ..................... 120
5.2. Дискурс профессиональной культуры журналиста ................... 123
5.3. Профессиональная культура как инструмент
«áîëüøîé» культуры ................................................................... 130
5.4. Смыслоценностные компоненты журналистики ..................... 133
5.5. Путь к журналистской профессии ............................................. 135
5.6. Логика профессиональной культуры ......................................... 137
Тема 6. Личность как потребитель массовой информации ............ 141
6.1. Аудитория как социально-коммуникативня общность ............. 141
6.2. Типология аудитории СМИ ........................................................ 143
6.3. Эмоциональная доминанта восприятия .................................... 148
6.4. Харизматическая модель коммуникатора ................................ 152
Тема 7. Психологические факторы эффективности
информационной деятельности ........................................................... 156
7.1. Определения понятия «ìåíòàëüíîñòü» ..................................... 156
7.2. Аналитичность как òðàäèöèÿ? .................................................... 158
7.3. Аспекты деиндивидуализации личности .................................. 160
7.4. Тенденции толерантности ......................................................... 163
7.5. Его величество гендер .................................................................. 165
7.6. Синергетика пола ......................................................................... 173
Тема 8. Есть ли философия у íîâîñòåé? ............................................. 180
8.1. Новости – лицо средства массовой информации ...................... 181
8.2. Сущность понятия «философия íîâîñòåé» ............................... 184
8.3. Законы внутренней этики .......................................................... 188
8.4. Психолого-этические проблемы
информационной деятельности ................................................. 191
8.5. Технологии продвижения СМИ и «ïðîìîóøí-âîéíû» ........... 196
Тема 9. Социально-технологический подход
как фактор развития диалоговых отношений .................................. 201
9.1. Диалог как реальное бытие культуры ....................................... 202
473
Стр.474
9.2. Реализация социально-технологического подхода .................. 207
9.3. «Âàñ слушает читательский ðåäàêòîð» ........................................ 211
9.4. Мобильные возможности СМИ .................................................... 213
9.5. Основные жанры интернет-журналистики ............................... 216
9.6. Журналистика в стиле онлайн .................................................. 219
9.7. Прямая связь с аудиторией: базовые функции массмедиа ...... 225
Тема 10. Игрореализация в современной журналистской
практике .................................................................................................... 236
10.1. Èãðà: ñóùíîñòü, основные формы ............................................ 237
10.2. Моделирование ситуаций игрореализации ............................ 239
10.3. Хэппенинг и другие эффективные технологии ..................... 244
10.4. Информационный дискурс игрореализации .......................... 247
10.5. Эксперименты в современной журналистике ....................... 256
10.6. Типология игр в СМИ .............................................................. 260
Тема 11. Социально-психологическое моделирование
деятельности коммуникаторов ........................................................... 266
11.1. Специфика полемики в массмедиа .......................................... 267
11.2. Психологические задачи полемики в СМИ ............................ 271
11.3. Принципы ведения полемики ................................................. 275
11.4. Коммуникаторы: «áåçëè÷íûå» и индивидуальные ................. 278
11.5. Массмедиа как орудие манипуляции ...................................... 284
11.6. «ß сам обманываться ðàä…» .................................................. 290
Тема 12. Психология рекламы ............................................................ 294
12.1. Реклама и манипуляция ........................................................... 294
12.2. Две традиции в психологии рекламы ..................................... 299
12.3. Манипулятивные приемы и òåõíîëîãèè.................................. 303
12.4. Прямые и косвенные нарушения в сфере рекламы ............. 309
12.5. Восприятие, моделирование, эпатаж ...................................... 315
Тема 13. Информационно-психологическая культура СМИ:
òåêñò, ñìûñë, эмоции ............................................................................ 322
13.1. Шрифт как выразительное средство ...................................... 323
13.2. Смысл и ýìîöèè: взаимовлияние, противоречия .................. 329
13.3. Форма журналистского материала ......................................... 332
474
Стр.475
13.4. СМИ как зеркало для героя ..................................................... 337
13.5. Жанровая палитра современных массмедиа .......................... 347
Тема 14. Новые информационные технологии:
социально-психологический аспект ..................................................... 354
14.1. Парадигма взаимодействия творческой личности
и общества ................................................................................. 354
14.2. Конвергентность СМИ и сетевых изданий как тенденция ... 360
14.3. Мобильные возможности гражданской журналистики ........ 367
14.4. Медиалогика XXI â. ................................................................. 375
Вместо заключения .................................................................................. 387
Список рекомендуемой литературы ....................................................... 393
Тематика дискуссий по курсу «Психология журналистики» ................ 398
Контрольные вопросы .............................................................................. 400
Тесты ........................................................................................................ 404
Глоссарий ................................................................................................. 427
Приложение. Тексты для социально-психологического анализа ........ 442
475
Стр.476