СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
ТЕМА№1: УЧЕНИЕ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1. Современное представление о физическом развитии.
2. Понятие о ГЕНОТИПЕ И ФЕНОТИПЕ.
3. Понятие о телосложении, конституции.
4. Определение морфофункционального показателя физического
развития.
5. Определение веса жировой массы тела и количества мышечной ткани
по Матейки.
Физическая культура и спорт являются очень важными факторами в
укреплении здоровья человека, его физическом развитии и воспитании, а так
же в профилактике заболеваний. О связи физкультуры и медицины упоминается
уже в древнейших источниках. Еще Гиппократ, Геродикус, Гален, Авиценна,
Парацельс и др. врачи древности широко использовали физические
упражнения, диету, массаж, бани, климатолечение для профилактики многих
болезней. Со времен древних Олимпийских игр в Греции за подготовкой атлетов
велось тщательное медицинское наблюдение. В России со времен Петра
1 велась целенаправленная физическая подготовка солдат и матросов.
Врачи того времени принимали участие в разработке и внедрении в практику
санитарии и гигиены, закаливания и различных средств физической культуры.
Работы
П.Ф. Лесгафта (1837-1909) «отношение анатомии к физическому
воспитанию и главные задачи физического образования в школе» и особенно
«Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (в 2-х
томах) стали большим вкладом в науку. Ученик Лесгафта Гориневский
предложил комплексную, унифицированную программу в методический
отдел ГЦИФК, преобразованной затем в кафедру врачебного контроля.
Начало современной спортивной медицины относится к 1911 году когда на
Всемирной гигиенической выставке впервые появился раздел гигиены
физических упражнений. В 1928 году в Амстердаме (Голландия) на 1 Международном
Конгрессе, во время проведения Олимпийских игр была создана
Международная Ассоциация врачей по спортивной медицине.
В 1930 году Президиум ЦИК СССР постановил – органам здравоохранения
осуществлять врачебный контроль и санитарный надзор за местами занятий
физкультурой и спортом.
В 1931 г. при ЦОЛИУВ – Ивановский организовал кафедру врачебного
контроля и ЛФК.
В 1936-38 г.г. К.М. Смирнов такую кафедру организовал в г. Ленинграде, в
последующие годы в других вузах страны.
1
Стр.1
В 1941 г. профессор В.Н. Мошков организовал работу Московского
научно-медицинского общества по физической культуре и лечебной
физкультуре, а в 1961 г. было учреждено Всесоюзное научно-медицинское
общество врачебного контроля и лечебной физкультуры с филиалами во всех
регионах России.
В 1963 г. секция врачебного контроля Всесоюзного научномедицинского
общества была преобразована в Федерацию спортивной медицины СССР.
В 70-е годы врачебный контроль в системе физкультуры и спорта получил
другое название - спортивная медицина, что более четко отражает специфику
данной дисциплины на современном уровне. В спортивную медицину входит
весь комплекс медико-биологических дисциплин, занимающихся проблемами
физической культуры и спорта, здоровья, профилактической,
диагностической и средствами реабилитации.
Сейчас в России функционирует сеть врачебно-физкультурных диспансеров,
кабинетов врачебного контроля в поликлиниках, на стадионах,
спортбазах, в вузах и др.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
Велико значение физической культуры и спорта в профилактике
преждевременного старения человека и предупреждения возникновения заболеваний.
Физическая культура и спорт расширяет адаптационные возможности
человека, особенно у лиц с факторами риска. В связи с тем, что физкультурой
и спортом у нас в стране занимаются миллионы людей. Неизменно
возрастает значение врачебного контроля за лицами, занимающимися физкультурой
и спортом.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ - рациональное
использование средств физической культуры и спорта для укрепления здоровья
и профилактики заболеваний, повышение физической работоспособности
и т.д. Преподавателю физкультуры и тренеру необходимы медицинские
знания для построения и правильного проведения тренировочного процесса,
уроков физкультуры и пр.
Спортивная медицина составная часть системы лечебнопрофилактического
обслуживания населения, а так же неотъемлемая часть
единой системы физического воспитания человека.
ЗАДАЧИ СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ:
1. Регулярное наблюдение за здоровьем лиц, занимающихся физкультурой
и спортом.
2
Стр.2
2. Диагностика, лечение и предупреждения заболеваний и травм у
спортсменов.
3. Достижение оздоровительного эффекта физкультуры и спорта у лиц
разного возраста, пола и состояния здоровья.
4. Определение наиболее рациональных гигиенических условий
физического воспитания, устранение неблагоприятных воздействий на
человека в процессе занятий физкультурой и спортом.
5.Контроль за функциональным состоянием занимающихся физкультурой
и спортом.
6.Решение вопросов питания, восстановления физической работоспособности
и реабилитации спортсменов перенесших травмы заболевания ОДА.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В СПОРТИВНОЙ МЕДИЦИНЕ:
1. Врачебное обследование лиц занимающихся физкультурой и спортом.
2 Врачебно-педагогический контроль ведущих спортсменов.
3. Оздоровительные, лечебные и профилактические мероприятия.
4.Санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения занятий и
соревнований.
5.Медицинское обеспечение соревнований.
6.Предупреждение спортивного травматизма.
7.Врачебно-спортивные консультации.
8.Санитарно-просветительская работа среди спортсменов и пропаганда
физической культуры среди населения.
9.Врачебные обследования лиц, занимающихся физической культурой и
спортом, делятся на первичные - когда врач решает вопрос о допуске к
занятиям физкультурой.
Повторные - определяющие влияние физкультуры и спорта на состояние
организма спортсмена;
Дополнительные - для решения вопроса о допуске спортсмена к
тренировкам и соревнованиям после перенесенных заболеваний и травм, при
перетренированности (перенапряжении). При первичном обследовании врач
проводит ряд инструментальных исследований пациента, его тестирование и
решает после этого вопрос о допуске к занятиям физкультурой или спортом
3
Стр.3
(в той или иной секции).
Повторно обследуют тех, кто уже занимается физкультурой или спортом.
Врач определяет функциональное состояние человека, его физическое
развитие и дает заключение о влиянии спортивных занятий на состояние здоровья
занимающегося. Повторное обследование проводится 1-2 раза в год, в
спорте высших достижений - 2-4 раза в год.
Понятие о ГЕНОТИПЕ и ФЕНОТИПЕ. Под физическим развитием человека
понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма,
который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное
понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое здоровье массы
тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость,
координация движений, мотивация и др. На физическое развитие
человека влияют наследственность, окружающая среда, социальноэкономические
факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность,
занятие спортом. Известно, что здоровье определяется не только наличием
или отсутствие заболеваний, но и гармоничным развитием, нормальным
уровнем основных физиологических показателей. Поэтому одним из основных
направлений в работе по укреплению здоровья средствами физкультуры
является врачебное наблюдение за влиянием физкультуры и спорта на
физическое состояние человека.
Согласно программе, разработанной Международным комитетом по
стандартизации тестов физической готовности, определение работоспособности
должно проходить по четырем направлениям:
1.Медицинский осмотр;
2.Определение физиологических реакций разных систем организма на
физическую нагрузку;
3. Определение телосложения и состава тела в корреляции с физической
работоспособностью;
4. Определение способности к выполнению физических нагрузок и движений
в комплексе упражнений, совершение которых зависит от разных систем
организма. Основными методами исследования физического развития
человека является внешний осмотр (соматоскопия) и измерение
антропометрия - (соматометрия).
Осмотр начинают с оценки кожного покрова, формы грудной клетки, живота,
4
Стр.4