Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум

Максим Горький и начинающие писатели

0   0
Первый авторБогданов Александр Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID2926
Кому рекомендованоМемуары и переписка
Богданов, А.А. Максим Горький и начинающие писатели : Статья / А.А. Богданов .— : [Б.и.], 1929 .— 5 с. — Мемуары .— URL: https://rucont.ru/efd/2926 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В ряду наших больших писателей есть один, никем до сих пор не превзойденный по своему воздействию на пролетарско-крестьянскую литературу, это -- Максим Горький. <...> Речь идет в данном случае не только о художественной значимости произведений М. Горького <...> , но, главным образом, о его личных непосредственных указаниях и советах, которые он давал и дает начинающим авторам. <...> Эти советы и переписка Горького являют изумительный пример, какого до сих пор не знала ни одна литература в мире. <...> Целый ряд писателей, громких и неизвестных, старых и молодых, пролетарских и так называемых попутчиков -- начиная с Ф. Гладкова <...> Ивановым -свидетельствуют о том громаднейшем влиянии, какое имел М. Горький <...> Леонид Андреев -- знаменитость своего времени: "Пробуждением истинного интереса к литературе, сознанием важности и строгой ответственности писательского звания я обязан Максиму Горькому... <...> Знакомство с Максимом Горьким я считаю для себя, как для писателя, величайшим счастьем, и если говорить о лицах, оказавших действительное влияние на мою писательскую судьбу, то я могу указать только на одного М. Горького <...> Да, правильно: пролетарская литература зарождалась в цепях и нищете. <...> В только что изданной брошюре для рабселькоров и военкоров -- "О том, как я учился писать" -- М. Горький <...> напоминает, что прежде приходилось работать "в условиях невыразимо трудных, при глубоком невежестве "общества", враждебном сопротивлении церкви, своекорыстии капиталистов, при капризных требованиях "меценатов" -- "покровителей науки, искусства". <...> Единственной организацией, которая в жестокие дни прошлого серьезно взяла на себя задачу объединения и воспитания пролетарских писателей, была нелегальная большевистская организация с газетами "Правда" и "Звезда". <...> А за стенами редакции так называемая "большая литература" представляла, в общем, затхлый замкнутый цех. <...> Редакция пересылала ему почтой произведения авторов; возможно, что некоторые авторы и сами непосредственно <...>
Максим_Горький_и_начинающие_писатели.pdf
А. А. Богданов Максим Горький и начинающие писатели А. А. Богданов. Избранная проза / Вступ. ст.М. Накорякова.--М., 1960 OCR Бычков М. Н. В ряду наших больших писателей есть один, никем до сих пор не превзойденный по своему воздействию на пролетарско-крестьянскую литературу, это -- Максим Горький. Речь идет в данном случае не только о художественной значимости произведений М. Горького, но, главным образом, о его личных непосредственных указаниях и советах, которые он давал и дает начинающим авторам. Эти советы и переписка Горького являют изумительный пример, какого до сих пор не знала ни одна литература в мире. Целый ряд писателей, громких и неизвестных, старых и молодых, пролетарских и так называемых попутчиков -- начиная с Ф. Гладкова и кончая И. Бабелем или Всев. Ивановым -свидетельствуют о том громаднейшем влиянии, какое имел М. Горький на их творчество. Вот что, например, писал о М. Горьком Леонид Андреев -- знаменитость своего времени: "Пробуждением истинного интереса к литературе, сознанием важности и строгой ответственности писательского звания я обязан Максиму Горькому... Знакомство с Максимом Горьким я считаю для себя, как для писателя, величайшим счастьем, и если говорить о лицах, оказавших действительное влияние на мою писательскую судьбу, то я могу указать только на одного М. Горького,-исключительно верного друга литературы и литератора". То же самое могли бы сказать многие и многие из современных писателей. Да, правильно: пролетарская литература зарождалась в цепях и нищете. В только что изданной брошюре для рабселькоров и военкоров -- "О том, как я учился писать" -- М. Горький напоминает, что прежде приходилось работать "в условиях невыразимо трудных, при глубоком невежестве "общества", враждебном сопротивлении церкви, своекорыстии капиталистов, при капризных требованиях "меценатов" -- "покровителей науки, искусства". Добавим к этому -- жестоки были и внешние материальные условия для всех, кто от станка или сохи захотел бы пробиться на путь литературы. Немногие дошли до цели, а про большинство можно уверенно сказать, что они или погибли, или, во всяком случае, не использовали, как надо, богатых возможностей своего дарования. Единственной организацией, которая в жестокие дни прошлого серьезно взяла на себя задачу объединения и воспитания пролетарских писателей, была нелегальная большевистская организация с газетами "Правда" и "Звезда". Тесные, маленькие редакционные кабинеты стали школой, где рабкоры фабрик и заводов учились писать. Учителя -- А. И. Елизарова, К. С. Еремеев, В. С. Попов, К. Н. Самойлова и другие партийцы. А за стенами редакции так называемая "большая литература" представляла, в общем, затхлый замкнутый цех. И единственным, кто широко и неизменно работал наряду и вместе с газетой "Правда", был М. Горький. Руководящая деятельность М. Горького началась еще в конце 90-х годов, в первый период его бурно растущей славы. В Петербурге стал издаваться марксистский журнал "Жизнь". В числе лиц, принимавших близкое участие в редакции, значился популярный тогда М. Горький, хотя он и не жил в Петербурге. Редакция пересылала ему почтой произведения авторов; возможно, что некоторые авторы и сами непосредственно обращались к нему. Между прочим, секретарь редакции С. С. Штейнберг послал М. Горькому мои стихи и прозу, рассказы из учительской жизни: "Страничка счастья" и "Наваждение". Помню полученные мною рукописи, прочитанные М. Горьким с необычайным вниманием: крыжики на полях против слабых мест, замена одних неудачных слов другими. Между строк несколько исправлений прямым и четким горьковским почерком, бисерными, зернистыми буквами. Революционная борьба 1905 года вызвала подъем художественного творчества среди рабочих и крестьянских масс и еще более приблизила М. Горького к работе с начинающими авторами. "За время 1906--10 годов,-- рассказывает М. Горький,-- мною прочитано более четырехсот рукописей, их авторы -"писатели из народа". В огромном большинстве эти рукописи написаны малограмотно, они никогда не будут напечатаны, но -- в них запечатлены живые человечьи души, в них звучит непосредственный голос
Стр.1