Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Манипулятивные технологии управления на муниципальном уровне (90,00 руб.)

0   0
Первый авторРафикова Регина Салаватовна
ИздательствоКГТУ
Страниц23
ID292524
АннотацияПредставленная диссертационная работа посвящена исследованию манипулятивных технологий управления на муниципальном уровне (на примере муниципального образования «Город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан).
УДК352
ББК60.8
Рафикова, Р. С. Манипулятивные технологии управления на муниципальном уровне : автореф. дис. ... канд. социолог. наук / Р. С. Рафикова .— Казань : КГТУ, 2006 .— 23 с. — URL: https://rucont.ru/efd/292524 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Рафикова Регина Салаватовна МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Специальность 22.00.08 – социология управления Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук Казань 2006 Работа выполнена на кафедре государственного, муниципального управления и социологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет». <...> Российская практика государственного и муниципального управления свидетельствует о том, что в данной сфере существует немало проблем, которые связаны с использованием технологий, основанных на механизмах манипулирования. <...> Разрабатываемые федеральным центром эффективные социальные технологии управления на практике зачастую деформируются. <...> Осуществляется это через вывод политики из сферы публичности, ограничение определенных свобод и через прямое манипулирование общественным мнением. <...> Широкомасштабное использование манипулятивных технологий, сознательная установка власти на сокрытие своей деятельности и манипулирование населением с помощью СМИ могут привести к таким негативным последствиям как рост социальной напряженности, углубление недоверия граждан к органам власти и безразличия к их деятельности. <...> Муниципальный уровень управления наиболее уязвим и податлив воздействию манипулятивных технологий. <...> Реформа муниципального управления отчасти направлена на решение данной проблемы и построение открытой системы муниципального управления, позволяющей удовлетворять потребности населения в необходимой информации и осуществлять контроль над властью в интересах людей. <...> Но в условиях «манипулятивной» демократии, когда процесс рефлексии индивидом себя в системе политических отношений осуществляется целенаправленно извне, эта форма народовластия испытывает существенное влияние «административного <...>
Манипулятивные_технологии_управления_на_муниципальном_уровне.pdf
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования. Российская практика государственного и муниципального управления свидетельствует о том, что в данной сфере существует немало проблем, которые связаны с использованием технологий, основанных на механизмах манипулирования. Это препятствует включению в сферу управления коллективного разума, развитию институтов гражданского общества и усугубляет системный кризис. Разрабатываемые федеральным центром эффективные социальные технологии управления на практике зачастую деформируются. В результате складывается такой политический режим, который имеет в своей основе стремление к удержанию власти, что предполагает сознательное сдерживание неугодных для властей гражданских инициатив, а иногда и полное их исключение. Осуществляется это через вывод политики из сферы публичности, ограничение определенных свобод и через прямое манипулирование общественным мнением. В связи с этим многие политологи склонны характеризовать политическую систему России как «управляемую» или «манипулятивную» демократию. Широкомасштабное использование манипулятивных технологий, сознательная установка власти на сокрытие своей деятельности и манипулирование населением с помощью СМИ могут привести к таким негативным последствиям как рост социальной напряженности, углубление недоверия граждан к органам власти и безразличия к их деятельности. Муниципальный уровень управления наиболее уязвим и податлив воздействию манипулятивных технологий. Это объясняется, во-первых, незавершенным реформированием данной системы, во-вторых, приближенностью местной власти (в отличие от государственной) к населению. В результате этой близости объект управления оказывается более открытым и незащищенным, что позволяет недобросовестным местным чиновникам получать о гражданах конфиденциальную информацию и использовать ее в корыстных целях. Сам же субъект управления целенаправленно скрывает информацию о своей деятельности либо преподносит ее в выгодном для себя свете. Реформа муниципального управления отчасти направлена на решение данной проблемы и построение открытой системы муниципального управления, позволяющей удовлетворять потребности населения в необходимой информации и осуществлять контроль над властью в интересах людей. Однако, несмотря на то, что жители муниципалитетов законодательно имеют широкие возможно3
Стр.3
сти участия в решении вопросов местного значения, на практике отсутствуют реальные механизмы их использования. Единственным каналом влияния населения на местную власть являются муниципальные выборы. Но в условиях «манипулятивной» демократии, когда процесс рефлексии индивидом себя в системе политических отношений осуществляется целенаправленно извне, эта форма народовластия испытывает существенное влияние «административного ресурса». Таким образом, можно сказать, что без ликвидации манипулятивных технологий, без обеспечения системы управления инновационными социальными технологиями, основанными на самоорганизации и самоуправлении, система управления не изменится, какие бы реформы не проводились и управленческая парадигма ХХI века по-прежнему останется декларацией. Чтобы этого не произошло, необходимо сводить к минимуму процессы манипулятивного воздействия, обеспечивая тем самым гарантии прав граждан на достоверную информацию, реальное участие в делах местного значения и реализацию интересов широких слоев населения. Степень научной разработанности темы. Сложность поставленной научной проблемы обусловила широкий поиск и анализ научной литературы по данной проблематике. Можно выделить три основные группы исследовательского интереса. Первое направление научных исследований объединяет работы, характеризующие сущность управления как социальной технологии, систему муниципального управления и технологии управления на местах. Работы, характеризующие сущность управления интегрируют различные подходы. Традиционно управление сводится к воздействию субъекта на объект. Такое понимание процесса управления дается в суждениях древних мыслителей (Сократ, Платон, Аристотель), в учениях Н. Макиавелли, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, работах К. Маркса, А. Грамши1, а также в теориях менеджмента, собранных в книге Дж. Шейлдрейка2. Исследование управления как социальной технологии базируется на работах таких западных и отечественных ученых, как С. Лем, К. Маркс, К. Поп1 См.: Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – СПб. : Азбука. – 2000.; Бэкон Ф. Избр. Произведения. - М., 1972.; Локк Дж. Два трактата о правлении. - М., 1988.; Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. – М. : Канон-пресс; Кучково поле, 1998.; Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. : в 50 т. Т. 1. – Госполитиздат, 1951 – 1984.; Грамши А. Тюремные тетради // Искусство и политика. – М. : Искусство, 1991. 2 См.: Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации. – СПб. : Питер, 2001. 4
Стр.4