СУДОСТРОЕНИЕ
1 июля 2015 среда № 141 (6712)
ТЕХНОЛОГИИ
В стране есть
уникальные
разработки
РОБОТ ГОТОВ
К СЛУЖБЕ
Наталья Капустина
НА ОТКРЫВАЮЩЕМСЯ сегодня
VII Международном военноморском
салоне, организованном
минпромторгом, будет
представлена продукция как военного,
так и гражданского назначения.
Многие военные разработки
можно и нужно использовать
для гражданских целей.
Яркий пример — робототехника,
создаваемая концерном «Моринформсистема-Агат».
Она с
успехом может быть использована
не только в сугубо военных
и охранных целях, но и для решения
спасательных и научно-исследовательских
задач, при проведении
геолого-разведывательных
работ, а также для обеспечения
деятельности предприятий
ТЭК в акваториях морей и океанов.
Конечно,
главный профиль
концерна — военный. Это разработка
и создание автоматизированных
систем управления, боевых
информационно-управляющих
систем и их развития — интегрированных
систем боевого
управления, радиолокационных
и гидроакустических комплексов
и систем управления всеми
видами морского ракетного и артиллерийского
оружия как корабельного,
так и берегового базирования.
С этими задачами концерн
успешно справляется, создавая
новые перспективные
разработки.
Например, на международном
военно-техническом форуме
«Армия-2015», который недавно
прошел в подмосковной
Кубинке, он представил отдельные
элементы охраны морского
побережья, а также модель интеграции
разнообразных техВ
будущем роботы
могут активно
использоваться
для освоения богатейших
ресурсов
Мирового океана
нических средств подводного,
надводного, воздушного и берегового
базирования в единую
комплексную систему. Такая
система охраны морского побережья,
в которую входит широкий
спектр робототехнических
средств, может представлять
интерес не только для России,
но и для других стран, имеющих
протяженные морские границы.
Главные достоинства подобной
системы охраны — управляемость,
в том числе возможность
управления из единого
центра, а также модульность,
обеспечивающая мультифункциональность
и сокращение
стоимости.
Концерн, интегрировавший
многолетний опыт входящих в
него предприятий в области создания
информационно-управляющих
систем для ВМФ и являющийся
лидером в этой отрасли,
демонстрирует свое видение модели
интеграции комплексных
робототехнических систем, действующих
на воде, под водой, в
воздухе и на берегу.
Система охраны морского побережья
позволяет непрерывно
и оперативно освещать обстановку
в подводном и надводном
пространстве в реальном режиме
времени и предусматривает
передачу информации по нескольким
каналам.
Роботы могут применяться
для поиска и обнаружения движущихся
подводных объектов,
определять координаты и параметры
их движения, с их помощью
можно искать и обследовать
затонувшие корабли и другие
объекты, они помогают в поисково-спасательных
операциях.
За
рубежом роботы активно
внедряются для проведения оперативного
мониторинга морской
среды. Такой мониторинг
нужен для гидрографических исследований,
поиска минеральных
и биологических ресурсов.
И в концерне сегодня такие технологии
есть, в том числе позволяющие
осуществлять разведывательные
и прочие работы на
участках шельфа, покрытых
льдом, и безопасный проход ледоколов.
В будущем роботы могут
активно использоваться и в
исследовательских целях
для освоения ресурсов
Мирового океана.
A2
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОЛОСЫ В СОСТАВЕ «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ»
Прямая речь В отрасли доминируют военные заказы
Гражданский флот
накачает мускулы
Дайвинг во льдах
Аквалангисты Татарстана готовы
покорить Баренцево море
и опуститься на рекордную
для северных широт глубину
ПОМОЩЬ Поликлиники
на воде повышают
доступность медицины
Врач приплыл
Татьяна Батенева
НАВИГАЦИЮ по северным рекам ожидают не только
сами речники или снабженцы. Реки становятся привычными
маршрутами и для медицинских служб некоторых
регионов.
Недавно вновь отправилась в летнее плавание по рекам
Ханты-Мансийского автономного округа плавучая
поликлиника на базе теплохода «Николай Пирогов». За
навигацию она посетит все удаленные деревни и поселки,
в которых отсутствуют медицинские учреждения.
Жители смогут пройти профилактические осмотры и
даже получить высококвалифицированную медицинскую
помощь прямо на борту. Все услуги оказываются в
рамках обязательного медицинского страхования бесплатно.
—
«Николай Пирогов»
— это единственное
в стране речное
судно, которое
имеет лицензию на
оказание первичной
и специализированной
медицинской
помощи, — рассказывает
главный врач
окружного Центра
профессиональной
патологии Николай
Ташланов. — На борту
работает обособленное
подразделение, при необходимости на помощь
приходят и сотрудники центра. Ежегодно передвижная
поликлиника оказывает консультативно-диагностическую
помощь жителям 40—47 отдаленных поселков Ханты-Мансийского
округа. В прошлом году судно оборудовали
спутниковым телемедицинским комплексом, так
что врачи всегда могут проконсультироваться по сложным
случаям со специалистами крупнейших медицинских
центров Югры.
На плавучей поликлинике есть кабинеты терапевта,
Жители Югры могут
получить высококвалифицированную
медицинскую
помощь
прямо
на борту теплохода
А2
Владимир Гутенев, первый
заместитель председателя
Комитета Госдумы по
промышленности
Р
оль морского транспорта
в России трудно переоценить.
Наша страна
имеет почти 40 тысяч
километров береговой
черты, 100 тысяч километров
внутренних водных путей, до 80
процентов объема внешней торговли
обслуживается морским
транспортом, до 25% мировых
запасов углеводородного сырья
расположено на российском
шельфе. По грузообороту судоходный
транспорт уступает лишь
железнодорожному и трубопроводному,
и уже поэтому является
одним из важнейших для российской
экономики.
Поэтому судостроение, обеспечивающее
создание технической
базы для такого стратегически
важного вида транспорта,
и само приобретает чрезвычайно
важное значение для страны.
Добавим к этому вклад судостроения
в создание военноморской
мощи нашего государства.
Нельзя
забывать, что судостроение
является локомотивом
промышленного развития целых
стран и регионов. Создание судостроительного
кластера вовлекает
в процесс производства десятки
смежных производств от металлопроката
до информационных
технологий, создает семь новых
рабочих мест на одного занятого
в судостроении, способствует
развитию прибрежных территорий,
научных и технических
центров.
Немногим более 20 лет назад
отечественное судостроение
было одним из самых мощных в
мире — только по заказам Военно-морского
флота строилось до
50 единиц подводных лодок, боевых
кораблей и судов обеспечения.
В области гражданского судостроения
страна входила в десятку
самых развитых стран
мира. В 1990-е годы созданный в
судостроении потенциал из-за
недостатка финансирования
остановился в своем развитии.
Лишь в последнее десятилетие
началось серьезное финансирование
отрасли и предприняты
меры организационно-структурного,
законодательного, производственно-технологического
и
иного характера, направленные
на ее развитие.
ЦИФРА
12
Так, в законодательной сфере
был принят важнейший Закон «О
промышленной политике в РФ».
Предусмотренный в нем Фонд
развития промышленности должен
быть активно задействован в
интересах динамичного развития
отечественного судостроения.
В 2007 году была создана Объединенная
судостроительная
корпорация (ОСК) — крупнейшая
судостроительная компания России,
на которую приходится 80
процентов продукции российского
судостроения. На предприятиях
и в организациях, входящих
в ОСК, трудятся около 80 тысяч
человек.
Акцент
Серьезное финансирование
судостроительной отрасли
началось лишь в последнее
десятилетие
Вообще же замечу, что сейчас
сложилась ситуация, когда законодательная
и исполнительная
власть совместно с общественными
организациями успешно интегрируют
свои усилия по формированию
стратегии развития отечественного
судостроения и наращиванию
экспертного потенциала
в этой сфере. В этих целях при
Комитете Госдумы по промышленности
сформирован экспертный
совет по судостроению.
Надо отдать должное главе
минпромторга Денису Мантурову
за тот продуктивный диалог, который
состоялся при обсуждении в
Общественной палате 5 промышленных
госпрограмм, в том числе
и по развитию судостроения.
Участие в этом обсуждении Союза
машиностроителей России, Лиги
содействия оборонным предприятиям
и других общественных организаций
позволило сформировать
добротную программу. Замечу,
кстати, что министерство промышленности
и торговли первое и
пока единственное из министерств,
которое организовало подобное
мероприятие. Следует сказать
добрые слова в адрес Общественной
палаты, которая с приходом
Александра Бречалова более
активно реализует, заложенные
еще предыдущими участниками
механизмы участия в разработке
отраслевых стратегий.
Сегодня Россия имеет 12 проПРОЦЕНТОВ
объема
мирового военного кораблестроения
принадлежит РФ
центов от объема мирового военного
кораблестроения и занимает
2-е место после США. В области
гражданского судостроения
по общему дедвейту заказанных
судов Россия занимает «нишу»
примерно в 0,6 процента от суммарного
объема заказов трех лидеров
мирового судостроения
(Япония, Южная Корея, Китай).
Причем у нас сейчас в основном
строятся некрупные корабли.
По итогам 2013 года для отеВопрос
импортозамещения
для судостроения стоит весьма
остро. По отдельным видам судового
комплектующего оборудования
зависимость от импорта
доходит до 100 процентов. Наиболее
уязвимым местом оказались
судовые двигатели внутреннего
сгорания (дизели) мощностного
ряда от 300 до 7000 кВт, применяемые
в качестве главных, и
судовые вспомогательные дизель-генераторы
мощностного
ряда от 100 до 1000 кВт.
Так, верфи Северо-Запада вынуждены
были заморозить строительство
восьми корветов и девяти
фрегатов на общую сумму
227 миллиардов рублей. Для этих
кораблей нет двигателей — судостроители
импортировали их из
Украины и Германии. С того момента,
как страны Запада ввели
против России санкции, а Украина
прервала военно-техническое
сотрудничество, поставки прекратились.
Российские промышленники
пока не смогли оперативно
заместить импорт.
Петербургские производители
готовы инвестировать средства
в модернизацию своих предприятий
в расчете получить госзаказ
на силовые агрегаты, а конструкторские
бюро уже вступили
в борьбу за право разработать
новую корабельную энергетическую
установку. Однако на создание
производственной базы, необходимой
для выпуска новых
российских двигателей, потребуется,
по самым оптимистичным
оценкам, не менее 2 лет и около
10 миллиардов рублей.
Гораздо лучше обстоит дело
со строительством серии атомных
ледоколов. В них используется
не более 5 процентов импортных
комплектующих. Все,
начиная от металла и заканчивая
реактором, системой электродвижения,
автоматикой, почественных
заказчиков построено
170 судов различного назначения
на сумму 56 миллиардов
рублей, в 2014 году — 97 судов на
сумму 22,42 миллиарда рублей.
Возможности российского судостроения
по строительству
крупнотоннажных транспортных
судов, судов-трубоукладчиков,
буровых и рыбопромысловых
судов пока ограничены. Поэтому
в 2013 году за рубежом для
отечественных заказчиков построено
61 судно на сумму 74,5
миллиарда рублей, из которых 60
процентов от суммарной стоимости
составляют заказы на суда
вышеуказанной номенклатуры.
ставляется отечественными
производителями.
Двухосадочная конструкция
этих судов позволяет им находиться
как в арктических водах,
так и в устьях полярных рек. Предельная
толщина сплошного
льда, преодолеваемая ледоколом
непрерывным ходом, составляет
2,8 метра. Срок службы ледокола
составит 40 лет, ресурс реактора
— 320 тысяч часов. Эти суда будут
решать в Арктике в том числе и
оборонные задачи.
В соответствии с потребностями
развития отечественного
нефтегазового комплекса приоритетными
направлениями для
импортозамещения в отрасли является
строительство крупнотоннажных
судов, буровых платформ,
буровых судов и судов-трубоукладчиков.
Для этого отраслевым
планом импортозамещения
предусматривается создание судостроительного
комплекса
«Звезда» в Приморском крае и
модернизация судостроительных
мощностей компании «Северная
верфь».
Успешно продолжается серийное
строительство танкеров
смешанного плавания и сухогрузов
в компаниях «Завод «Красное
Сормово» и «Окская судоверфь».
Неплохо
налажено серийное
строительство атомных и неатомных
подводных лодок и боевых
надводных кораблей. В 2014
году сдана головная многоцелевая
АПЛ «Северодвинск» проекта
885 «Ясень». Сданы две неатомные
подводные лодки: головная
из серии в 6 единиц для Черноморского
флота и одна экспортная.
Сдан также четвертый корвет
проекта 20380.
В гражданском судостроении
завершено строительство и передано
заказчикам 30 единиц судов
и офшорной морской техники.
Продолжается строительство
примерно 150 судов.
«Севмашпредприятие» передало
в коммерческую эксплуатацию
первую в мире ледостойкую
нефтяную платформу «Приразломная»
в Баренцевом море.
На «Зеленодольском заводе
имени А.М. Горького» началось
строительство уникального морОтечественной
промышленности
необходимо ориентироваться на
создание крупнотоннажных судов.
ского роторного земснаряда с
фрезерным рыхлителем.
Предприятие «Балтийский завод
— Судостроение» планирует
сдать в сентябре 2016 года энергоблок
первой в мире плавучей
атомной теплоэлектростанции
«Академик Ломоносов». Этот
плавучий энергоблок сможет
обеспечить энергией крупные
промышленные предприятия,
портовые города, комплексы по
добыче и переработке нефти и
газа на шельфе морей.
Современное судно представляет
собой сложный, автономный
комплекс с применением
высоких технологий, современных
материалов и научных достижений.
По стоимости и трудоемкости
постройка крупного
судна вполне сопоставима с отправкой
ракеты в космос. И нашему
гражданскому судостроению,
чтобы стать конкурентоспособным,
так или иначе придется
осваивать строительство
крупнотоннажных судов. Хотя
бы потому, что судовладельцы
стремятся по возможности увеличивать
размеры своих транспортных
средств, для снижения
стоимости перевозки единицы
груза. Так, средний размер судов
в мире за 2000—2013 года увеличился
с 17,5 до 28,6 тысячи тонн
дедвейта, или на 63,4 процента.
Поэтому ключевым направлением
здесь должна стать разработка
и внедрение энергоэффективных
технологий, композитных
материалов, а также повышение
качества и срока службы
систем, которые обеспечивают
жизнь корабля. Очевидно, что
столь сложные задачи невозможно
решить без создания системы
подготовки квалифицированных
инженерно-технических кадров.
У российского судостроения
есть хорошие перспективы войти
в десятку ведущих мировых производителей
в довольно короткие
сроки. Но для этого руководителям
и специалистам судостроительной
промышленности,
законодателям и правительству
страны необходимо напряжено
поработать.
отоларинголога, педиатра, эндокринолога, стоматолога,
кабинет УЗИ. В современной лаборатории выполняются
клинические, биохимические и даже иммунологические
анализы. Работу врачей и медиков поддерживает собственный
сервер. А еще здесь установлены маммограф,
флюорограф, передвижной рентгенологический аппарат,
стоматологическая установка. Работу поликлиники обеспечивает
окружной Центр профессиональной патологии.
На «Пирогове» все, как на речном флоте, строго по
расписанию: подъем, завтрак, обед, ужин, отбой. Готовят
для путешественников два кока. В воскресенье — выходной,
в этот день команда старается собраться вместе в
неформальной обстановке.
«Плавучая поликлиника» в ХМАО имеет давнюю
историю. Самая первая — под названием «Здоровье»
— поплыла по рекам округа еще в 1968
году и была предназначена для профосмотров.
ВАКАНСИИ Верфи
испытывают
кадровый голод
Рук не хватает
Инна Зубарева
ДЕФИЦИТ квалифицированных кадров в той или иной
степени стоит перед каждым судостроительным предприятием
страны. Не хватает инженеров-судостроителей,
сварщиков, судосборщиков, судовых электриков.
По некоторым специальностям учебные заведения вообще
не готовят специалистов. Впрочем, по мнению руководителей
верфей, некоторые сдвиги в этой непростой
ситуации наметились: помогает и постепенная популяризация
в стране технических профессий, и серьезные
усилия самих заводов в кадровом деле.
Первопричины дефицита специалистов в отрасли
классические для нашей страны: последствие падения
престижности работы в промышленности по рабочим
профессиям, демографический провал 1990-х годов,
упадок системы образования. Причем низкий уровень
выпускников отраслевых учебных заведений отмечают
почти все эксперты.
«Специалисты низкой и средней квалификации на
рынке труда присутствуют, а вот высококлассных работников
на всех не хватает. Причем это касается как инженерного,
так и рабочего
персонала, — говорит
Игорь Савельев,
заместитель генерального
директора
компании «Адмиралтейские
верфи» по
персоналу и общим
вопросам. — Трудоустраивающиеся
молодые
специалисты
обладают недостаточным
уровнем подготовки
для полноценного
выполнения
По некоторым
востребованным
профессиям учебные
заведения
вообще не готовят
специалистов
производственных задач. Их приходится доучивать непосредственно
на рабочих местах с помощью наставников.
Главной причиной этого является разрыв между теоретической
подготовкой и практическими навыками».
В разрезе некоторых судостроительных специальностей
проблема еще сложнее: специалистов по ним
просто не готовят. Например, ни одно учебное заведение
в Санкт-Петербурге не проводит подготовку по такой
профессии как гуммировщик судовой.
«Сегодня университеты и колледжи не готовят мастеров
и начальников участков, инженеров по подготовке
производства, инженеров по нормированию и т.п. Учреждения
среднего профессионального образования дают
лишь 5 процентов рабочих от всей потребности завода, выпуски
дефицитных рабочих специальностей составляют
15—25 человек. При этом отсутствует отсрочка от службы
в армии для молодых рабочих и инженеров, как это было в
России, к примеру, в первой половине ХХ века. 50 процентов
(в лучшем случае) от всего выпуска молодых рабочих
уходят в армию (по многим рабочим профессиям запрещено
учиться и работать женщинам). Редко кто из них затем
возвращается в профессию», — рассказывает Ярослав Капралов,
заместитель генерального директора по
персоналу и административным вопросам компании
«Балтийский завод-Судостроение».
А4
А4
ИНФОГРАФИКА «РГ» / АНТОН ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ / ИРИНА ФУРСОВА
ВЛАДИМИР ЛАРИОНОВ / ТАСС
Стр.1