ББК: т5-7+с545.1
УДК: 39:316.7
Предисловие
«Духовная культура этноса», круглый стол (2012; Элиста). Круглый
стол «Духовная культура этноса», 27 апреля 2012 г. [Текст] : посвящ.
40-летию кафедры философии и культурологии: материалы / В.Н. Бадмаев,
А.М. Буринов, О.В. Усалко [и др.]. - Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. -168 с.
Сборник подготовлен в рамках внутривузовского
Калмыцкого государственного университета
калмыков: опыт историко-культурного
гранта
исследования»
«Этнофилософия
и
государственного задания Министерства образования и науки РФ
«Буддизм в транскультурном пространстве Юга России».
Бадмаев В.Н., Буринов A.M. «Мыслю, следовательно, существую»
Бадмаев В.Н.Духовная культура калмыцкого этноса:
теоретико-методологические аспекты исследования
Наднеева К.А., Трухина Г.Д. Место буддизма в культурном
пространстве Российской истории XVII-XVIII веков
Уланов М.С. Учения о сансаре и нирване в буддизме
Буринов A.M. Сохранение исторического генофонда традиционных
культур в условиях социокультурной глобализации
Маринов М.Б. Перспективы адаптации духовной культуры
китайского суперэтноса к условиям современности
Манджиев Н.Ц. Культурные универсалии национального
образа мира (к постановке проблемы)
этнического образа
Редакционная коллегия:
проф. В.Н. Бадмаев (отв.ред.), доц. А.М. Буринов,
доц. О.В. Усалко.
Статьи публикуются в авторской редакции
Буринов A.M. Некоторые особенности своеобразия калмыцкого
Усалко О.В. Самоидентификация человека
Санджиев Н.Д. Культура межнационального общения
в полиэтничном субъекте
Сенглеева С.З. Ценностно-коммуникативный аспект калмыцкой
культурной идентичности
Кальдинова Г.П. Тендер как культурноформирующий фактор
Усалко В.О. Культура как процесс самоотличения человека
Марзаева М.Б. Буддизм и православие в этнокультурном
взаимодействии народов Калмыкии
Нуксунова A.M. Буддизм в текстах западной культуры
и в восприятии калмыцкой молодежи (компаративистский анализ)
СОДЕРЖАНИЕ
4
5
9
16
27
34
42
48
63
72
79
82
89
99
Багырев Д.Н. Глобализирующийся мир и «столкновение идентичностей».... 116
Бадмаева Ц.А.Этнокультурные традиции в формировании ценностей
Намруева Л. В. Этнокультурная идентичность калмыков
(по итогам опроса 2010 года)
Нурова Г.В. Художественно-творческое осмысление пространства калмыцкими
тханкописцами (на примере изучения сакрального искусства)
Горяева Т.Н.Причины миграционных процессов в Республике
Калмыкия в постсоветское время
Сударкина X. В.Социально-психологические основания
феномена мультикультурализма
Тк)мидова М.Е. Менталитет как объект социально-философского
анализа (теоретико-методологические подходы)
©Калмыцкий государственный университет. 2012
Шарманджиев Д.А.О роли СМИ в формировании национальной
картины мира и духовно-нравственных ценностей молодежи РК
Килганов В.В. К истории миссионерской деятельности среди
калмыцкого народа
106
112
125
132
138
141
149
153
160
163
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Кафедра философии и культурологии, 40-летний юбилей которой мы отмечаем,
является одной из старейших в Калмыцком государственном университете. За
годы своей деятельности коллектив данного подразделения проделал большую
плодотворную работу по обучению и воспитанию студентов и аспирантов, а
также по подготовке большого числа научных кадров для нашего вуза.
Философия всегда играла важную роль в обществе и его культуре. Она не
только осмысливала свою эпоху, но и указывала пути дальнейшего развития
человечества. Само имя философии переводится как любовь к мудрости,
«любомудрие». При этом мудрость всегда включала в себя этический аспект,
предполагая связь человека с миром, обществом, целостность его собственного
духовного опыта. Будучи сердцевиной культуры, специфической формой
мировоззрения и сферой интеллектуальной деятельности, философия стала
древним и многомерным явлением духовной жизни и культуры человечества.
Важнейшим каналом, если можно так сказать, распространения мудрости
является шкала, университет. Становление высшей школы предполагает сочетание
таких ее ценностей, как автономия, интеллектуальная и творческая свобода,
плюрализм мнений. Поскольку философия является синтезом совокупного знания
человечества, то ее изучение есть прямой суть к развитию у человека способности
к теоретическому мышлению, к образованности и культурности человека.
Освоение философских проблем помогает сформировать у учащихся четкие
мировоззренческие и методологические позиции, глубже понять окружающий
мир, ориентироваться в противоречиях общественной жизни, в проблемах,
возникающих в будущей профессиональной деятельности. Поэтому в поисках
создания нового типа образования, отвечающего вызовам современного мира,
следует обратиться к формированию новой философии, которая должна включать
в себя, наряду с естественнонаучной парадигмой, и ее духовно-гуманитарную
составляющую.
Кафедра философии и культурологии - структурное подразделение
Калмыцкого госуниверситета, обеспечивающее синтез чистой философии и
научных исследований в области конкретных наук. Деятельность коллектива
кафедры способствует развитию методологической культуры научных
исследований, гуманитаризации образования, доказывая, что философская
культура - важнейшая составная часть классического университетского
образования.
5 Ректор КалмГУ
Б.К. Салаев
В.Н. Бадмаев
д.филос. н.
профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии КалмГУ,
А.М. Буринов
к.филос. н.
доцент кафедры философии и культурологии КалмГУ
«МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, СУЩЕСТВУЮ»
Эти слова французского философа Рене Декарта как нельзя точно
соответствуют духу кафедры философии и культурологии КГУ, 40-летний юбилей
которой мы отмечаем в эти весенние дни.
Кафедра философии фактически является ровесником нашего вуза, но она
возникла не сразу, а прошла длительный путь своего становления и развития. Как
известно, преподавание вузовского курса философии долгое время обеспечивала
объединенная кафедра марксизма- ленинизма, которая была создана в 1964 году
в Калмыцком государственном пединституте. С первых дней своего основания
она активно включилась в учебную, научную и воспитательную работу вуза. Эта
кафедра просуществовала до 1972 года, в ее составе на всех факультетах вуза
работали преподаватели социально-гуманитарных дисциплин, среди них можно
отметить таких замечательных специалистов по политической экономии и истории
как С .Б. Бадмаев, М.С. Инджиев, М.П. Иванов, А.Н. Буров и др.
На втором году деятельности Калмыцкого госуниверситета в качестве
самостоятельного учебно-научного подразделения приказом ректора была
оформлена кафедра марксистско-ленинской философии и научного коммунизма.
Как знают строители, самое главное - грамотно построить фундамент здания, от
этого во многом зависит его прочность. Поэтому пришлось значительно изменить
учебные планы специальностей, существенной корректировке подвергались
содержание и характер преподавания общественных дисциплин, расширился круг
задач и вопросов, которые была призвана решать в тот период времени кафедра
философии.
У истоков кафедры в мае 1972 г. стоял ее организатор, первый заведующий,
ректор Калмыцкого пединститута Д. Д. Орлов, который много энергии и душевных
сил отдал формированию нашего коллектива. Долгое время он являлся
единственным в республике кандидатом философских наук. Им были заложены
традиции социально—философских исследований, разработаны оригинальные
методики преподавания философии в вузе, он внес огромный вклад в процесс
приобщения населения республики к философским знаниям. Именно он
заложил атмосферу доброжелательности и добросовестного подхода к делу,
уважительного отношения друг к другу и высокой товарищеской требовательности.
Большое влияние на формирование и развитие коллектива оказали, после
101
Стр.3