Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.
Книжное обозрение

Книжное обозрение №18-19 (2394-2395) 2014 (40,00 руб.)

0   0
Страниц32
ID285412
АннотацияГазета «Книжное обозрение» - двадцатичетырехполосное периодическое издание, посвященное книгам, книжному бизнесу и издательскому делу. В газете публикуются рецензии на книжные новинки, репортажи о текущих событиях литературной жизни, критические обзоры, рейтинги продаж, интервью с писателями. Выходит с 1966 года, ранее раз в неделю, с 2010 года раз в две недели. Главный редактор – Александр Набоков. Газета считается самым авторитетным изданием в области книжного дела. Учредитель профессиональной премии «Человек книги» и антипремии «Абзац».
Книжное обозрение .— 2014 .— №18-19 (2394-2395) .— 32 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/285412 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

3 Беседа с музыкантом Сергеем Летовым БРИДЖИТ ДЖОНС ОСТЕПЕНИЛАСЬ? <...> 7 АРИЯ КОНЯ ХОЛСТОМЕРА 25 #18-19 (2394-2395) WWW.KNIGOBOZ.RU 8 ПОЛЕТЫ МЕЖ ЗВЕРИНЫХ ЗУБОВ Алексей Варламов о нехороших временах 12 ЗВУКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ Пушки и люди в романе Себастьяна Фолкса 28 выходит с 5 мая 1966 года ДЕВОЧКА В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ Волчья сказка ила Геймана новости Царское дело Не плакать и выиграть Стало известно имя лауреата Гонкуровской премии. <...> 9) Книжное обозрение 2 «Просветитель» назван книга недели Песня для умирающей невесты В далекой сказочной стране Америке стоял город Нью-Йорк, и в нем жили два мальчика и девочка. <...> Для таких детей сказка скидок не делает, и волшебные задания всем троим достались тяжелые. <...> Его брату Тайлеру, музыканту-лузеру, надо было сочинить лучшую в мире песню для умирающей невесты. <...> А его невесте Бет надо было умереть от рака. <...> От маятника Галилея до квантовой гравитации»), а также Сергей Ижевский, Андрей Лобанов и Александр Соснин, написавшие книгу «Жизнь замечательных жуков». <...> Это печальная и жестокая книга о «лишних людях» начала третьего тысячелетия и смелости, которая одним нужна для того, чтобы повзрослеть, другим – для того, чтобы умереть. <...> Мария Мельникова выбор редакции Эксперты с читателями солидарны не были: главной книгой года они признали «Обитель» Захара Прилепина – он получил награду в номинации «Художественная литература». <...> Книжное обозрение #18-19 (2394-2395) 3 сергей летов «Я занимаюсь Беседовал Владимир Марочкин Фото: Олег Данилович чем-то эфемерным… <...> Сергей Летов рассказал «КО» о своей первой книге, а также постарался выяснить о том, почему современной молодежи так хочется в андеграунд. <...> А они и через тридцать лет известны не будут, потому что сейВзрыв в музее убил мать Тео Декера, а сам он, чудом выжив и очнувшись, получает от умирающего старика кольцо и редкую картину с наказом вынести их наружу. <...> Зона семинаров «Гастрономия», зал 19, Презентация книги Ольги и Павла Сюткиных <...>
Книжное_обозрение_№18-19_2014.pdf
«Я НИКОГДА НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ АВТОРОМ КНИГИ…» 3 Беседа с музыкантом Сергеем Летовым БРИДЖИТ ДЖОНС ОСТЕПЕНИЛАСЬ? 7 АРИЯ КОНЯ ХОЛСТОМЕРА 25 #18-19 (2394-2395) WWW.KNIGOBOZ.RU 8 ПОЛЕТЫ МЕЖ ЗВЕРИНЫХ ЗУБОВ Алексей Варламов о нехороших временах 12 ЗВУКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ Пушки и люди в романе Себастьяна Фолкса 28 выходит с 5 мая 1966 года ДЕВОЧКА В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ Волчья сказка ила Геймана новости Царское дело Не плакать и выиграть Стало известно имя лауреата Гонкуровской премии. В этом году самую престижную литературную награду Франции получила 66-летняя Лиди Сальвер за роман « Не плакать» («Pas pleurer»). Для экспертов победа Сальвер стала неожиданностью – фаворитами в гонке за премию считались популярный французский прозаик Давид Фонкинос и алжирский колумнист и писатель Камель Дауд. Дочь испанских республиканцев, сбежавших во Францию во время Гражданской войны, Лиди Сальвер выучила французский язык только в школе. Сегодня она – дипломированный специалист по литературе, ее произведения и раньше удостаивались признания экспертов. К примеру, «Жизнь с призраками» стала «Лучшей книгой года» по версии журнала «Lire» в 1997 году. Роман «Не плакать» повествует о Гражданской войне в Испании. Повествование ведется от имени будущей матери писательницы, на момент начала войны – пятнадцатилетней девушки и французского писателя Жоржа Бернароса. Критики отмечают, что в этом году осмысление жизненного опыта своих родителей стало тенденцией в произведениях лауреатов главных литературных премий. Здесь имеет смысл отметить и «Узкую дорогу на крайний север» обладателя Букера Ричарда Фланагана, и сюжеты произведений нобелевского лауреата Патрика Модиано. Гонкуровская премия уже более ста лет вручается за лучший роман, написанный на французском языке. Награда названа в честь классиков французской изящной словесности Эдмона Луи Антуана и Жюля Альфреда Юо Гонкуров. Победитель определяется по итогам голосования десяти членов академии на специальной встрече в парижском ресторане «Друан». Денежный эквивалент Гонкуровской премии – чисто символический, он составляет всего десять евро. Главной наградой для Гонкуровских лауреатов становится широкое признание и гарантированное увеличение тиражей. pro Читайте в выпуске «PRO»: Воспоминания Бориса Ленского; Книжная палата: что нового? Напоминаем нашим читателям, что список новых книг, а также рейтинги бестселлеров зарубежной литературы вы сможете найти только в PROфессиональной версии «Книжного обозрения», распространяемого только по подписке. Следующий номер «Книжного обозрения» выйдет 1 декабря с. г. О пище духовной и телесной в императорской России (стр. 9) О пище духовной и телесной в императорской России (стр. 9)
Стр.1
Книжное обозрение 2 «Просветитель» назван книга недели Песня для умирающей невесты В далекой сказочной стране Америке стоял город Нью-Йорк, и в нем жили два мальчика и девочка. Конечно, мальчиками и девочкой Баррет, Тайлер и Бет давно уже не были, но в этой стране многие дети часто забывали вырасти. Для таких детей сказка скидок не делает, и волшебные задания всем троим достались тяжелые. Баррету надо было разгадать загадку таинственного небесного сияния и понять, означает ли оно, что Бог есть и нелепая неудавшаяся жизнь Баррета ему небезразлична, или же что Бог есть, но «считаться избранным у Баррета не больше оснований, чем у горничной – собираться замуж за старшего из хозяйских сыновей только потому, что она видела, как он голышом идет в ванную, думая, что в коридоре никого». Его брату Тайлеру, музыканту-лузеру, надо было сочинить лучшую в мире песню для умирающей невесты. А его невесте Бет надо было умереть от рака. Да, это тоже может быть волшебным заданием. Состоялась седьмая церемония вручения премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». Победителем в номинации «Естественные и точные науки» стала Ася Казанцева, автор книги «Кто бы мог подумать: как мозг заставляет нас делать глупости». Книга Казанцевой также победила в народном голосовании, которое проходило в паблике «Образовач» в социальной сети «ВКонтакте». Помимо Казанцевой в номинации были представлены Борис Штерн (книга «Прорыв за край мира»), Геннадий Горелик («Кто изобрел современную физику? От маятника Галилея до квантовой гравитации»), а также Сергей Ижевский, Андрей Лобанов и Александр Соснин, написавшие книгу «Жизнь замечательных жуков». Лауреатом премии в номинации «Гуманитарные науки» стал историк Сергей Яров, автор книги «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда». Также на награду претендовали Ольга Вайнштейн (за книгу «Денди: мода, литература, стиль жизни»), Павел Полян («Свитки из пепла. Еврейская “зондеркоммандо” в Аушвице-Биркенау и ее летописцы») и Аделаида Сванидзе («Викинги»). Специальную номинацию «За верное служение делу просветительства» получила газета «Троицкий вариант – наука». В состав жюри премии в этом году входили президент Политехнического музея Борис Салтыков, физик Алексей Семихатов, поэт и математик Евгений Бунимович, биолог Илья Колмановский, лингвист Владимир Плунгян, биолог Дмитрий Жуков и филолог Виктор Сонькин. Лауреаты премии получат 700 тысяч рублей, а финалисты – по 100 000 рублей. Издателей книг лауреатов наградят денежным сертификатом на 130 000 рублей для продвижения книг на рынке. Вручена «Книжная премия Рунета»–2014 В категории «Художественная литература» читатели признали лучшим роман англичанки Джорджо Мойес «До встречи с тобой». Самым продаваемым изданием в категории «Нон-фикшн» стал «Казан» Сталика Ханкишиева, а за лучший фантастический роман, «Избранные небом», премии был удостоен Александр Шепс, победитель шоу «Битва экстрасенсов». Роман Александра Андерсона «Элизиум. Алекс и монеты» читатели назвали лучшей детской книгой, а «Маркетинг в социальных сетях» Дамира Халилова – лучшим деловым изданием. Каннингем М. Снежная королева / Пер. с. англ. Д. Карельского. М.: АСТ: Corpus, 2014. – 352 с. 4000 экз. (п) ISBN 978-5-17-087297-8 «Снежная королева» – настоящий рай для любителей перетолковывать сказки. И Майкл Каннингем написал одну из самых красивых и многослойных интерпретаций истории Андерсена. Его парадоксальная оптика позволяет одновременно уместить в повествовательный стеклянный шар целую человеческую жизнь и нарастить лирическую вселенную вокруг одного мгновения ньюйоркского снегопада. Кай, Герда и Снежная королева здесь никто и в то же время каждый, а на боязни расстаться с осколком кривого зеркала можно построить целую философию, причем не лишенную прелести. Это печальная и жестокая книга о «лишних людях» начала третьего тысячелетия и смелости, которая одним нужна для того, чтобы повзрослеть, другим – для того, чтобы умереть. И бессмысленно кричать осыпающим тебя снежинками небесам, что так нечестно. Сказочная справедливость – особая. И с ее точки зрения «Снежная королева» – один из самых счастливых романов Каннингема. Мария Мельникова выбор редакции Эксперты с читателями солидарны не были: главной книгой года они признали «Обитель» Захара Прилепина – он получил награду в номинации «Художественная литература». В категории «Нон-фикшн» награда была присуждена Юрию Росту, автору книги «Групповой портрет на фоне мира». Роман «Как приручить дракона» Крэссида Коуэлла был удостоен премии в номинации «Фантастика», в категории «Детская литература» – «Азбука вежливости» Людмилы ВасильевойГангус, а «Антихрупкость» Нассима Талеба была названа лучшей бизнес-книгой. Вручил свои призы и интернет-магазин «Озон.ру». В категории «Бестселлер» была отмечена книга «Русская канарейка» Дины Рубиной (премия в этой номинации вручалась по итогам продаж на сайте Ozon.ru), в номинации «Нон-фикшн» – «Развитие памяти по методикам спецслужб» Денса Букина. Лучшей книгой для детей назвали «Рожденных с характером» Евгении Белонощенко, лучшей бизнес-книгой – «45 татуировок менеджера» Максима Батырева. Вручили в этом году и премии в номинации «Зарубежный хит» – наград были удостоены Джоджо Мойес с романом «Один плюс один» и Сесилия Ахерн с новинкой «Как влюбиться без памяти». Лучшими книжными блогерами стали Екатерина Таберко и Александр Уткин. Издания, отрецензированные в номере Арти Д. Александер. Hayastan-Hindustan. Легенды и реальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 Брук Р. После войны. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Бялик-Валенти Н. Детям об искусстве. Мода . . . . . . .32 Варламов А. Мысленный волк. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Володихин Д. Поклонение культуре. Статьи о братьях Стругацких. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Галенин Б. Царская Школа. Николай II и имперское русское образование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 Гейман Н. Волки в стенах. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Грэнджер Э. На злодеев глаз наметан. . . . . . . . . . . . . . .21 Жвалевский А., Пастернак Е. Охота на василиска. . . .29 Зимин И., Соколов А., Лазерсон И. Императорская кухня. XIX – начало XX в. . . . . . . . . . . . . . . .9 Иванов А. Бизар. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Короедов Л. Девочки с апельсинами. . . . . . . . . . . . . . . . .19 Краева И. Баба Яга пишет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Кузнечевский В. Сталин: как это было? Феномен XX века. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Кунц Д. Невинность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Леви В. Memento Книга перехода . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 Литал Б. Карта Талсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Мюрай М.-О. Голландский без проблем. . . . . . . . . . . . .29 7 1 Новиков А. О правде Русской Церкви и Святой Руси . .19 Петраудзе С. Детям об искусстве. Театр . . . . . . . . . . . . .32 Погребин Л.К. Испытание болезнью . . . . . . . . . . . . . . . .10 Ронэ де Т. Дом, в котором меня любили. . . . . . . . . . . . . . . 7 Сарразен А. Меня зовут Астрагаль. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Слядзь А. Византия и Русь. Опыт военно-политического взаимодействия в Крыму и Приазовье (XI-начало XII века). . . . . . . . . . . . .19 Соколов Д. Грешники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Степанян Е.Царский выбор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Страуб П. Темная материя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 Тодд Ч. Поиски в темноте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Фастманов И. Здесь нет дома. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19 Филдинг Х. Бриджит Джонс. Без ума от мальчишки . . . . 7 Флэгг Ф. Стоя под радугой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Фолкс С. И пели птицы…. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Хармель К. Забвение пахнет корицей . . . . . . . . . . . . . . . .12 Эббот Р. Путь обмана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21 Эдин Е. Танк из веника. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8 Эшноз Ж. 14-й . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 Обидеть художника может каждый. Обидеть поэта – еще легче. А если грамотно обидеть пожилую нервную неудачливую поэтессу, выпустившую сборник после долгого и трудного периода молчания… почему этого категорически нельзя делать, рассказывает в своей новой трагикомедии Эрленд Лу. 2 Лу Э. Переучет / Пер. с норв. О. Дробот. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. – 160 с. – (Азбука Premium). #18-19 (2394-2395) новости «Театральный роман» в награду Государственный театральный музей им. Бахрушина учредил новую ежегодную премию в области литературы под названием «Театральный роман». Аналогов подобной премии нет ни в России, ни за рубежом. «Мы задумали эту премию год назад», – сказал директор музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов. – «Идея возникла от горького осознания тяжелой ситуации с литературой о театре в России. Тиражи такой литературы мизерные, и о этих книгах о театре никто не информирует. О новых интереснейших изданиях, появляющихся в Санкт-Петербурге не знают даже в Москве, не говоря уже о провинции. Создавая премию, мы думали о том, чтобы как-то привлечь внимание к театральной литературе, очень разнообразной, интересной и для специалистов, и для широкого читателя». В конкурсе участвуют книги, написанные на русском языке и изданные не позднее, чем за два года до его проведения. И уже в первые недели после объявления конкурса эксперты получили на рассмотрение около 150 книг. В экспертный совет, который возглавил директор музея Дмитрий Родионов, вошли известные театральные деятели. Председатель жюри – народный артист России Константин Райкин. «У нас будет пять премий, и в этом году, как исключение, мы добавили две дополнительные поощрительные награды», – сообщил Родионов. – «Все номинации премии – вольные. Содержание каждой жюри будет определять в зависимости от жанра и содержания литературного произведения. А что касается названия премии “Театральный роман”, то оно возникло как-то сразу – в принципе вся наша жизнь – это театральный роман, да и ассоциация с автором одноименного произведения Михаилом Булгаковым не повредит». По мнению экспертов, интерес к живому слову о театре – качественной профессиональной литературе, ориентированной и на широкую аудиторию, был всегда. И главная цель новой премии – сделать эту литературу доступной как можно большему числу читателей. Литмузей переезжает Государственный литературный музей в конце декабря переедет в особняк на Таганке (Москва). Об этом сообщил министр культуры РФ Владимир Мединский. Как ожидается, в ближайшее время музей будет выселен из Высоко-Петровского монастыря. Помещение монастыря планируется в числе многих других культовых сооружений передать Русской православной церкви. «В 20-х числах декабря я открою роскошный особняк в районе Таганки, где будет располагаться музей», – сказал Мединский. По его словам, второе здание музей получит чуть позже. Это тоже будет особняк, который располагается на Зубовской площади. «Будем его реставрировать, – пояснил министр. – Думаю, уже в будущем году сможем заказать проект и начать реставрацию». О жизни и творчестве Альфреда Шнитке вспоминают его коллеги – композиторы София Губайдулина, Гия Канчели, Владимир Мартынов; исполнители его музыки – Юрий Башмет, Наталья Гутман, Гидон Кремер, Михаил Ростропович; актеры и режиссеры – Элем Климов, Юрий Любимов, Юрий Норштейн… Значительная часть воспоминаний публикуется впервые. В книге также статьи и интервью самого Шнитке. Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе. М.: Издатель М.Я. Троянкер; Arcadia. 2014. – 512 с. 3 С тех пор, как на мерцающем экране впервые прошелся нелепой походкой человек со смешными усиками и большими грустными глазами, кинематограф претерпел тысячу удивительных изменений. Но Чарли Чаплин завораживает до сих пор. Знаменитый прозаик и биограф Питер Акройд пытается разобраться в секрете его популярности. Акройд П. Чарли Чаплин / Пер. с англ. Ю. Гольдберг. СПб.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. – 256 с.
Стр.2
Книжное обозрение #18-19 (2394-2395) 3 сергей летов «Я занимаюсь Беседовал Владимир Марочкин Фото: Олег Данилович чем-то эфемерным…» Одно из самых ярких книжных событий нынешней осени – выход книги известного музыканта-авангардиста Сергея Летова «Кандидат в Будды», которая представляет из себя настоящий гимн советскому андеграунду. Эта книга оказалась весьма актуальной, так как многие современные молодые люди страстно мечтают об андеграунде и завидуют тем, кто в период творческой активности вступил в 70-е и 80-е годы. При этом уже мало кто помнит, какова была жизнь во времена андеграунда. Сергей Летов рассказал «КО» о своей первой книге, а также постарался выяснить о том, почему современной молодежи так хочется в андеграунд. – Идею книги подал мне питерский поэт Аркадий Драгомощенко. Еще в 2001 году он написал мне письмо о том, что прочитал в Интернете пару моих эссе о музыке и Ленинграде 80-х годов, и предложил собрать все мои эссе, обработать и выпустить книгу. Он написал: «Я буду первым покупателем и читателем этой книги!» Тогда я отнесся к этой идее с иронией, ни о какой книге я не думал, но мне запало в душу, что именно профессиональный литератор предлагает мне сделать из этих эссе книгу. К сожалению, Аркадий не дождался выхода книги, он ушел из жизни в 2012 году. Прошло время, и следующий запрос поступил опять же из города на Неве: Анна Черниговская, вдова Дюши Романова, сделала мне предложение уже от издательства «Амфора». Я подобрал разные свои эссе, но оказалось, что некоторые тексты стали уже неактуальными. Так или иначе, но время, прошедшее с 2001 года, в определенной степени изменило мой взгляд на книгу. Если бы она вышла тогда, то, вероятнее всего, выглядела бы иначе, была бы более оптимистичной. Когда я только начал писать свои эссе, это были попытки сделать такие путешествия во времени и пространстве, которые объединялись бы какой-то общей темой: города, человека или страны. Сначала я хотел расположить эссе в хронологическом порядке, но когда дошел до середины книги, понял, что лучше этого не делать. Поэтому хронологическая связность идет лишь в начале, а потом она разрушается. Я стремился ввести в книгу, как можно больше имен, потому что некоторые прекрасные люди, сделавшие очень многое для развития музыки, сегодня незаслуженно забыты. Так уж повелось, что если человек не упоминается в СМИ в течение пяти лет, то о нем постепенно забывают. Возможно, это огромное количество имен создает для читателя проблемы, но мне хотелось, как можно больше упомянуть разных людей, чтобы они оказались перечислены в том или ином контексте. Дело еще в том, что история музыки часто подменяется историей звукозаписи. То, чего на пластинках не было, его как бы и нет. А на пластинках нет очень многого. Не все было зафиксировано. Я, например, вообще в своей жизни звукозаписью не занимаюсь. Я участвовал во многих проектах, которые фиксировались, но я никогда не стремился что-то записать. Для меня музыка всегда была 4 Будущее обещает стать настоящим пиром для человеческого разума – мы сможем имплантировать новые навыки напрямую в мозг и общаться с компьютерами силой мысли, научимся форсировать свой интеллект при помощи генной терапии… Вот только готов ли наш разум к этому празднику? Об этом размышляет футуролог Митио Каку. Будущее разума / Пер. с англ. Н. Лисовой. Каку М. М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 502 с. некоей мимолетностью, я занимаюсь чем-то эфемерным, это своеобразная песня чукчей, песня акына, она не нуждается в фиксации. И я никогда не хотел быть автором книги. И если бы не Драгомощенко, то, может быть, этой книги бы и не было. – Но разве воспоминания об этих мимолетностях не является частью самой мимолетности? – Да, в какой-то степени. Поэтому я не очень серьезно отношусь к этой книге: мол, вот я книгу написал! Недаром это напоминает устные рассказы. Правда, чтобы эти рассказы имели некоторую форму, пришлось потрудиться. – Может быть, этот вопрос покажется наивным, но тебя я не могу не спросить: насколько написание текста имеет сходство с процессом сочинения музыки? – Каждое эссе в большей или меньшей степени напоминает мне пьесы ансамбля «ТРИ О», для которого я сочинил всю музыку. Так как крупными формами – симфониями, ораториями или концертами – я не мыслю, то и моя книга – это собрание миниатюр. Также как и концерт ансамбля «ТРИ О» – это концерт маленьких соло. Я вообще не люблю играть длинные соло, и все пьесы, которые я сочиняю, длятся не более 5 минут. Поэтому и рассказики получились короткие. – Общаясь с молодыми людьми, я недавно с удивлением обнаружил, что многие из них завидуют нашему поколению, жалеют о том, что поздно родились и говорят о том, что хотели бы пожить в андеграунде. – Да и я сталкивался со многими молодыми людьми, которые с завистью смотрят на то время. Во-первых, это связано с тем, что во времена нашей молодости мир был более творческим, и внутри этого мира человеку было проще сделать что-то свое, сделать себе имя, состояться. А сегодняшние молодые люди играют вроде не хуже, но это никому не нужно, и они остаются никем незамеченными. Они чувствуют, что время упущено, а если бы они жили тогда, то обязательно стали бы кем-то. Я сталкивался с такой точкой зрения: «Мы играем уже больше десяти лет – и абсолютно никому неизвестны! В то же время у нас масса ярких, интересных идей…» Они считают, что тогда им было бы легко. Наше поколение ведь заметили. А они и через тридцать лет известны не будут, потому что сейВзрыв в музее убил мать Тео Декера, а сам он, чудом выжив и очнувшись, получает от умирающего старика кольцо и редкую картину с наказом вынести их наружу. Осиротевшего мальчика ждет множество приключений, а украденная картина станет и тем проклятьем, что утянет его на самое дно, и той соломинкой, которая поможет ему выбраться к свету. 5 Тартт Д. Щегол / Пер. с англ. А Завозовой. М.: АСТ; Corpus, 2015. – 827 с. час все разрешено. А тогда было все запрещено. «Вот если бы мы жили тогда!..» – мечтают молодые люди. И в этом месте происходит подмена понятий. Мне кажется, что сейчас в значительной мере изменилась мотивация: многие современные молодые люди занимаются искусством не потому, что им это интересно, а потому, что они хотят получить за это некую конфетку, поощрение от общества, славу, любовь, признание и т. д. – Разве это плохо? Разве плохо, если бы рок и джаз развивавались у нас, как в ГДР или Югославии, где все было разрешено? – На самом деле, особого значения для развала страны художественная деятельность не имела. Вот мы видим, что в Югославии все было разрешено, но ее разбомбили полностью, разрушили, и эти разрушения к року и джазу не имели никакого отношения. Хотя у них весь концептуализм был разрешен, и художники-концептуалисты жили значительно лучше, чем представители социалистического реализма. Джаз поощрялся государством и в ГДР. Ну и что? В 1989 году ГДР не стало… Никакой связи между андеграундом и последующими политическими событиями реально нет. Но в глазах участников их собственная роль в судьбах преувеличена чрезвычайно. – У тебя нет ощущения, что сейчас нам приходится догонять время? Ведь тогда подчас не было элементарных «примочек», чтобы сыграть рок-музыку, как должно. В достаточном количестве и качестве они появились только к концу 90-х, а пока мы всем этим богатством овладели, развитие музыки ушло опять очень далеко. – Нет. Материально-техническая база, как выяснятся, не принципиальна. Совершенно недавно, в июне 2014 года я был в Центре современного искусства в Варшаве, где выступал с докладом о московском концептуализме. И пытаясь найти анонс своего выступления в Польше, совершенно случайно набрел на сообщение о том, что в Польше издали диск с саунд-артом Восточной Европы, на котором засветился и я вместе с группой «Коллективные действия». То есть восточноевропейцы считают, что тот звуковой дизайн, тот саундарт, который делали мы с Андреем Монастырским в 1984 году при помощи кассетного магнитофона и шумов, записанных на улице, когда я играл вслед уходящим трамваям, это – наиМузыкальный журналист Александр Горбачев и промоутер Илья Зинин рассказывают о «потерянном» поколении русского рока. «Песни в пустоту» – летопись исполнителей и коллективов, не собиравших стадионы, не выступавших на радио, но внесших бесценный вклад в музыкальную историю России конца века. 6 Горбачев А. Зинин И. Песни в пустоту. Потерянное поколение русского рока 90-х. М.: АСТ, 2014. – 445 с. более яркая акция саунд-дизайна с 1954 года в Восточной Европе. И хотя выразительные средства были минимальные, они включили это в Антологию саунд-арта. В Восточной Европе тогда уже были студии с синтезаторами и другими сложными техническими устройствами, а в России – только кассетный магнитофон, и тем не менее это очень интересно и ярко в смысле саунд-арта. Поэтому технические средства важны, но они не основополагающие. В самом деле, сейчас каждый школьник может сочинять музыку при помощи мобильного телефона или планшета, но где эта замечательная и прекрасная музыка? Её нет!.. А тогда не было ничего, и тем не менее музыка была. Важны идеи и важна внутренняя мотивация. Важен интерес к любимому делу. Если тебе ничего не интересно, а ты просто хочешь максимально быстро получить золотой унитаз, то этот золотой унитаз в итоге будет максимально просвечивать сквозь все твое творчество. В сознании творческих людей в 70-е и 80-е годы была иная мотивация, нежели стремление достичь материальных ценностей. Было просто интересно что-то делать самому. А сейчас в значительной степени думают о том, что бы такое сделать, чтобы быстро прославиться. Один из московских концептуалистов пересказывал мне подслушанный разговор молодого художника с известным галеристом: «Я готов на все, на любую пакость, лишь бы прославиться, лишь бы стать великим художником. Я все могу!» или «Я могу разное искусство, я не только такое могу… Вы мне только скажите, какое надо, такое я и смогу». Поэтому и возникает в современном концептуальном искусстве вопросы: скажите мне, какую гадость, пакость, членовредительство сделать – и я это сделаю, не сомневайтесь! – Видимо, потому нормальная часть молодежи и мечтает об андеграунде, где была совершенно иная мотивация. – А тогда вообще культура ценилась очень высоко. Но за все это можно было поплатиться. В каждом мероприятии был определенный риск, то есть это была жизнь, полная опасностей, но очень интересная и яркая. – Еще будешь писать? – Первоначально я думал о двух книгах. Первая книга, которую я хотел написать, вот эта, а вторая – о брате. Но мне показалось, что сделать книгу о брате будет технически сложно… 7 Эта книга – увлекательный документальный рассказ о том, как молодой физик Леонард Млодинов, будущий писатель и популяризатор науки, познакомился с нобелевским лауреатом Ричардом Фейнманом – и узнал много нового о том, как сочетаются в жизни ученого физика и вдохновение. персона Млодинов Л. Радуга Фейнмана. Поиск красоты в физике и жизни / Пер. с англ. Ш. Мартыновой. М.: Livebook, 2015. – 240 с.
Стр.3