«Magister Dixit», №2 (14). Июнь 2014
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
Хахалова Светлана Алексеевна
ОБРАЩЕНИЕ ГЛ. РЕДАКТОРА……………………………………………...
ЛИНГВИСТИКА
Викулова Лариса Георгиевна
Иванова Наталья Сергеевна
Лингвопрагматические особенности прикнижной аннотации во французском
издательском дискурсе ………………………………………………….. 6
Семёнова Татьяна Ивановна
Феномен впечатления в когниции и языке…………………………………… 16
Позняк Людмила Петровна
Три типа контекста контраста и аналогии в художественном тексте………………………………………………………………………………..
25
Мартынова Любовь Юрьевна
Роль метафоры в создании образа «маленького человека» в немецкой художественной
литературе……………………………………………………...
34
Соколова Ольга Алексеевна
К вопросу о метафорической концептуализации ментальной деятельности
в английской языковой картине мира………………………………………… 41
Панченко Наталья Николаевна
Эгамова Наталия Камиловна
Сущность лингвистической креативности журналиста: удвоение дискурсивной
личности………………………………………………………………... 51
ЭТНОПСИХОЛИНГВИСТИКА
Калентьева Татьяна Леонидовна
Ассоциативный эксперимент и методология этнопсихолингвистических
исследований…………………………………………………………………… 55
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Дагбаева Нина Жамсуевна
Пантеева Елена Янчиповна
Педагогические условия развития социокультурной компетенции будущих
лингвистов………………………………………………………………… 59
Костин Александр Константинович
Профильное обучение: на пути к индивидуализации обучения и свободы
выбора…………………………………………………………………………...
65
Розанова Яна Викторовна
Технология ротационной модели метода смешанного обучения в неязыковом
вузе………………………………………………………………………. 70
4
Стр.1
2
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
Портнова Татьяна Васильевна
Искусствоведческий анализ как основной компонент экскурсий, связанных
с объектами культурно-художественного наследия……………………. 76
Смирнова Эльвира Валентиновна
Трансформация функций музея в современном социокультурном пространстве………………………………………………………………………..
84
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Подлиняев Олег Леонидович
Анализ психологических детерминант феномена «суперпотребление» и
специфики его проявления у студенческой молодежи (на примере Иркутской
области и Республики Бурятия) …………………………........................ 90
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ
ЯЗЫКАМ
Белькова Евгения Владимировна
Щербенкова Валентина Михайловна
Условия развития профессиональной компетентности специалистов по
проведению аттестационной экспертизы педагогической деятельности в
области школьного образования……………………………………………… 101
Готлиб Олег Маркович
Шишмарёва Татьяна Евгеньевна
Кремнёв Евгений Владимирович
Подходы к выделению лексического минимума в рамках подготовки
учебно-методических комплексов по китайскому языку …………………... 108
Колесникова Людмила Илларионовна
Воробьева Наталья Геннадьевна
Модельный подход к оценке результатов профессиональнопедагогической
деятельности персонала в педагогическом колледже:
Теория и практика реализации………………………………………………... 112
Кузьмина Елена Сергеевна
Коммуникативно-информационное поле эссе как формы делового иноязычного
письменного общения………………………………………………. 119
Кувшинова Наталия Николаевна
Фукс Елена Арнольдовна
Эффективные приемы запоминания иноязычного лексического материала,
ориентированные на индивидуальные особенности обучающихся………... 126
Степанова Наталья Петровна
Кукушкина Инга Николаевна
Саенко Ольга Анатольевна
Компетентностный подход в обучении иностранным языкам: технологии
разработки конкурсных заданий……………………………………………… 132
Стр.2
3
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Шабалова Ольга Алексеевна
Формирование подходов к изучению феномена «региональная идентичность»
в российском дискурсе………………………………………………… 139
ВНИМАНИЕ: ОПЫТ
Рябинина Анна Анатольевна
Деятельность кураторов вуза по формированию гражданственности студентов
(опыт Иркутского государственного лингвистического университета)
……………………….……………………….…………………………… 145
Чепурко Юлия Владиславовна
Шеметова Анна Анатольевна
Совместные научно-исследовательские проекты студентов как форма
учебного занятия (на примере дисциплин «Гендерный фактор в конфликте»,
«Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии
обучения», «Основы медицинских знаний») …………………................ 149
Шумовская Альфия Гамировна
Модульная программа по формированию креативной компетентности будущего
педагога: из опыта работы……………………………………………. 153
ДЕБЮТ В НАУКЕ
Алексеева Анастасия Игоревна
Языковые особенности предвыборной программы политической партии
«Единая Россия»……………………………………………………………….. 160
Дельбеева Марина Владимировна
Использование теоретико-множественного метода для параметризации
интернет-коммуникации……………………………………………………… 165
Заболотняя Дарья Юрьевна
Применение метода концептуального анализа в рамках исследования экологической
рекламы…………………………………………………………… 169
Карачёва Надежда Сергеевна
Персональный дискурс переводчика как объект лингвистического анализа…………………………………………………………………………………
175
Цзя Сюэ
Сравнительный анализ фразеологизмов китайского и русского языков….. 181
Чжуан Шэни
Место концептов в формировании языковой картины мира………………... 186
Шмыгун Ксения Владимировна
Использование метода концептуального анализа при изучении средств
вовлечения в коммуникативное пространство PR…………………………… 191
ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА
СТИХИ. ВЫПУСК 4…………………………………………………………… 197
Стр.3
4
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЯМ
Хахалова Светлана Алексеевна
Доктор филологических наук, профессор, начальник научного управления
ФГБОУ ВПО ИГЛУ, главный редактор ЭНПЖ "MAGISTER DIXIT", Иркутск,
Россия
Уважаемые читатели нашего журнала!
Мы рады предложить Вашему вниманию очередной выпуск научнопедагогического
журнала «Magister Dixit» Иркутского государственного лингвистического
университета – второй номер за 2014 г. В нем, как всегда, представлены
результаты исследований студентов, молодых и маститых ученых по
проблемам педагогического, лингвистического, переводческого образования.
Публикационный формат журнала позволяет в сетевом пространстве реализовывать
модель научного общения нашего университета «студент – аспирант –
профессор».
Первый член данной цепочки в номере представлен рядом статей магистрантов
под рубрикой «Дебют в науке». В них на суд читателей электронного
научно-педагогического журнала Восточной Сибири выносятся первоначальные
результаты исследований. Надеемся на то, что апробация материалов исследований
поможет магистрантам обрести свой путь в науке. Вниманию читателя
предлагаются статьи, в которых дан анализ языковых особенностей предвыборной
программы политической партии «Единая Россия» (А.И. Алексеева),
показаны возможности использования теоретико-множественного метода для
параметризации интернет-коммуникации (М.В. Дельбеева), метода концептуального
анализа для исследования экологической рекламы (Д.Ю. Заболотняя) и
коммуникативного пространства PR (К.В. Шмыгун). В статье Н.С. Карачевой
предложен термин «персональный дискурс переводчика». Сравнительный анализ
языковых средств китайского и русского языков, принимающих активное
участие в формировании языковой картины мира, представлен в статьях китайских
студентов Цзя Сюэ и Чжуан Шэни.
Наряду с научными статьями в разделе «Поэтическая страничка» размещены
стихи, написанные студентами нашего университета. В них обнаруживается
дух времени и дух студенчества, творческий порыв и размышления о смысле
жизни.
В разделе «Лингвистика» объектом лингвистического анализа являются
прикнижная аннотация (Л.Г. Викулова, Н.С. Иванова), феномен впечатления
(Т.И. Семенова), контраст и аналогия (Л.П. Позняк), метафора
(Л.Ю. Мартынова), лингвистическая креативность журналиста (Н.Н. Панченко,
Н.К. Эгамова).
Широко представлены актуальные вопросы развития профессиональной педагогики.
Среди них анализ педагогических условий развития социокультурной
компетенции будущих лингвистов (Н.Ж. Дагбаева, Е.Я. Пантеева), взгляд специалиста
на профильное обучение (А.К. Костин), технология реализации рота
Стр.4
5
ционной модели метода смешанного обучения в неязыковом вузе
(Я.В. Розанова).
В разделе «Внимание: опыт» на примере дисциплин «Гендерный фактор в
конфликте», «Принятие решений в конфликте», «Здоровьесберегающие технологии
обучения», «Основы медицинских знаний» предложен опыт организации
учебного занятия в форме совместных научно-исследовательских проектов студентов
(Ю.В. Чепурко, А.А. Шеметова). Модульная программа по формированию
креативной компетентности будущего педагога является авторской и изложена
в статье А.Г. Шумовской, Деятельность кураторов вуза по формированию
гражданственности студентов освещена А.А. Рябининой.
В разделе «Педагогическая психология» представлена статья О.Л. Подлиняева,
в которой проводится анализ психологических детерминант феномена «суперпотребление»
и региональной специфики его проявления у студенческой
молодежи. В разделе «Этнопсихолингвистика» речь идет об использовании
асоциативного эксперимента в прикладных научных исследованиях
(Т.Л. Калентьева).
В разделе «Теоретические вопросы обучения иностранным языкам» изложены
инновативные подходы к выделению лексического минимума в рамках
подготовки учебно-методических комплексов по китайскому языку
(О.М. Готлиб, Т.Е. Шишмарева, Е.В. Кремнев), описаны эффективные приемы
запоминания иноязычного лексического материала (Н.Н. Кувшинова,
Е.А. Фукс), выявлены условия развития профессиональной компетентности
специалистов по проведению аттестационной экспертизы педагогической деятельности
в области школьного образования (Е.В. Белькова, В.М. Щербенкова),
рассмотрены теоретические и практические аспекты модельного подхода к
оценке результатов профессионально-педагогической деятельности персонала в
педагогическом колледже (Л.И. Колесникова, Н.Г. Воробъева).
В этом номере журнала Вашему вниманию предложен новый раздел «Музейная
педагогика». Рекомендую обратить внимание на статьи Т.В. Портновой
«Искусствоведческий анализ как основной компонент экскурсий, связанных с
объектами культурно-художественного наследия» и Э.В. Смирновой «Трансформация
функций музея в современном социокультурном пространстве».
Дорогие авторы! Благодарю за интересные материалы, жду Ваших новых
творческих проектов. Приглашаю всех желающих принять участие в работе
нашего журнала. Журнал имеет достаточно высокий импакт-фактор и будет
способствовать повышению уровня цитирования научно-педагогических кадров.
С
наилучшими пожеланиями
Главный редактор
профессор С.А. Хахалова
Стр.5