УЧРЕДИТЕЛЬ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(факультет психологии)
Главный редактор – Г.В. Залевский, д-р психол. наук, проф., чл.-кор. РАО,
заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной федерации психического здоровья
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Богомаз Сергей Александрович, доктор психологических наук, профессор; Бохан
Татьяна Геннадьевна, доктор психологических наук, доцент; Галажинский Эдуард
Владимирович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО;
Залевский Владислав Генрихович, кандидат психологических наук, доцент; Кабрин
Валерий Иванович, доктор психологических наук, профессор; Краснорядцева Ольга
Михайловна, доктор психологических наук, профессор; Левицкая Татьяна Евгеньевна,
кандидат психологических наук, доцент; Лукьянов Олег Валерьевич, доктор психологических
наук, доцент; Мещерякова Эмма Ивановна, доктор психологических наук,
профессор; Муравьева Ольга Ивановна, кандидат психологических наук, доцент;
Серый Андрей Викторович, доктор психологических наук, профессор.
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
Асмолов Александр Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, действительный
член РАО (Москва, Россия); Бохан Николай Александрович, доктор медицинских
наук, профессор (Томск, Россия); Вассерман Людвиг Иосифович, доктор медицинских
наук, профессор (Санкт-Петербург, Россия); Демина Людмила Денисовна, доктор
социологических наук, профессор (Барнаул, Россия); Залевский Генрих Владиславович,
доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО (Томск, Россия);
Зинченко Юрий Петрович, доктор психологических наук, профессор (Москва, Россия);
Знаков Виктор Владимирович, доктор психологических наук, профессор (Москва, Россия);
Кабрин Валерий Иванович, доктор психологических наук, профессор (Томск, Россия);
Карнышев Александр Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор (Иркутск,
Россия); Клочко Виталий Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор
(Томск, Россия); Кунце Генрих, доктор медицины, профессор (Кассель, Германия);
Павлик Курт, доктор психологии, профессор (Гамбург, Германия); Тхостов Александр
Шамилевич, доктор психологических наук, профессор (Москва, Россия); Ушаков
Дмитрий Викторович, доктор психологических наук, профессор (Москва, Россия);
Шюлер Петер, доктор психологии (Марбург, Германия)
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК
Г.А. Финогенова
Сибирский психологический журнал
включен в Перечень ведущих научных журналов и изданий,
выпускаемых в Российской Федерации,
в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
по педагогике и психологии.
(Бюллетень Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки
Российской Федерации. 2007. № 1)
Адрес редакции: 634050, Томск, пр. Ленина, 36
Томский государственный университет, факультет психологии
Телефон/факс: (3822) 52-97-10
E-mail: sibjornpsy@gmail.com
2
Стр.2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
№ 51
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций – Свидетельство ПИ
№ 77-12789 от 31 мая 2002 г. Международным Центром ISSN (Париж)
от 4 января 2003 г., печатный вариант – ISSN 1726-7080
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Обращение к читателям .................................... 5
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Орехова Н.В. Спонтанность
как психологическое понятие .............................. 7
Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Половые
различия в состоянии высших психических
функций в период взрослости ............................. 20
Черменская Г.Г. Эпистемологические
возможности трансспективного анализа ............ 31
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Семенова Е.А. Формирование
профессионального самосознания студентов .... 40
Мацута В.В., Богомаз С.А. Связь рефлексии
и социального интеллекта у студентов
первого курса ........................................................ 53
Лебедева Н.В. Современные подходы
к проблеме обучения взрослых ........................... 65
Кудашкина Л.А., Погудина Е.Ю.
Формирование функциональных
компетенций студентов вуза .............................. 73
Подойницина М.А., Стариченко О.Н.,
Чучалова О.Н. Психологические
характеристики интеллектуального
и личностного потенциала аспирантов
исследовательского университета,
обучающихся по разным направлениям
подготовки ........................................................... 83
Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Морева С.А.
Мотивационная готовность
к профессионально-личностному
становлению студентов-медиков ...................... 88
Самбикина О.С. Половые различия в стилях
учебной деятельности школьников
при переходе из начального звена обучения
в основное ............................................................ 100
CONTENTS
Address to readers ................................................ 5
GENERAL PSYCHOLOGY
AND PSYCHOLOGY OF THE PERSON
Orekhova N.V. Spontaneity
as a general idea ...................................................... 7
Fotekova T.A., Kicheeva A.O. Sexual
dimorphism in the state of higher mental
functions in the period of adulthood ....................... 20
Chermenskya G.G. Epistemological
possibilities of transspective analysis ..................... 31
PSYCHOLOGY OF EDUCATION
Semenova E.A. Formation of professional
consciosness of students ......................................... 40
Matsuta V.V., Bogomaz S.A. Correlation
between reflexion and social intelligence of firstand
second-year students of research university .... 53
Lebedeva N.V. Modern approaches
to the problem of adult learning ............................. 65
Kudashkina L.A., Pogudina E.Y. Formation
of functional competences of the students
of the university .................................................... 73
Podojnitsina M.A., Starichenko O.N.,
Chuchalova O.N. Psychological
charakteristics of the intellectual
and personal potential
of the research university
postgraduates, studying different fields
of science ............................................................... 83
Bokhan T.G., Shabalovskaya M.V., Moreva S.A.
Motivational readiness for professional
personally formation
of medical students ................................................ 88
Sambikina O.S. Sex differences in styles
of educational activity of scool students
in the period of transition from primary
to secondary school ............................................... 100
3
Стр.3