УЧРЕДИТЕЛЬ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(факультет психологии)
Главный редактор Г.В. Залевский
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Ñ.À. Áîãîìàç, Ò.Ã. Áîõàí, Ý.Â. Галажинский, Â.Ã. Залевский, Â.È. Кабрин (çàì. главного ðåäàêòîðà),
О.М. Краснорядцева, Т.Е. Левицкая, Э.И. Мещерякова, О.И. Муравьева, О.В. Лукьянов,
А.В. Серый, Г.А. Финогенова (отв. секретарь)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
À.Ã. Асмолов (Ìîñêâà), Í.À. Бохан (Òîìñê), Ë.È. Вассерман (Ñàíêò-Ïåòåðáóðã), Á.À. Вяткин (Ïåðìü),
Ë.Ä. Демина (Áàðíàóë), Å.Ë. Доценко (Òþìåíü), Ã.Å. Дунаевский (Òîìñê), Ã.Â. Залевский (Òîìñê),
Â.Ï. Зинченко (Ìîñêâà), Þ.Ï. Зинченко (Ìîñêâà), Â.Â. Знаков (Ìîñêâà), Â.È. Кабрин (Òîìñê), À.Ä. Карнышев
(Èðêóòñê), Â.Å. Клочко (Òîìñê), È.À. Коробейников (Ìîñêâà), Ã. Кунце (Êàññåëü, Ãåðìàíèÿ),
Â.Ñ. Мухина (Ìîñêâà), Ð.Ä. Санжаева (Óëàí-Óäý), Â.ß. Семке (Òîìñê), Ñ.Â. Смирнова (Áëàãîâåùåíñê),
À.Â. Соловьев (Ìîñêâà), À.Ø. Тхостов (Ìîñêâà), Ê. Павлик (Ãàìáóðã, Ãåðìàíèÿ), Ï. Шюлер (Ìàðáóðã, Ãåðìàíèÿ),
Ä.Â. Ушаков (Ìîñêâà), Å.Ï. Федорова (×èòà), À.Â. Юревич (Ìîñêâà), Ì.Ñ. Яницкий (Êåìåðîâî)
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК
Г.А. Финогенова
Сибирский психологический журнал
включен в Перечень ведущих журналов и изданий,
выпускаемых в Российской Федерации,
в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
по педагогике и психологии.
(Бюллетень Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки
Российской Федерации. 2007. ¹ 1)
Адрес ðåäàêöèè: 634050, Òîìñê, ïð. Ëåíèíà, 36
Томский государственный университет, факультет психологии
Òåëåôîí/ôàêñ: (3822) 52-97-10
E-mail: den@psy.tsu.ru
2
Стр.2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
¹ 32
2009 ã.
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций Свидетельство ПИ ¹ 77-12789 от 31 мая 2002 ã.
Международным Центром ISSN (Ïàðèæ) от 4 января 2003 ã., печатный вариант ISSN 1726-7080
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ .................................................................................................................................................................................... 5
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Петрова Â.Í. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ÁÓÄÓÙÅÃÎ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ........................................ 6
Кадыров Р.В., Кравцова Н.А. ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРИНИМАВШИХ
УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ ................................................................................................................................................................. 11
Ральникова И.А., Ипполитова Е.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ПЕРСПЕКТИВАХ КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ В КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ........................................... 18
Богомаз Ñ.À., Баланев Ä.Þ. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕКА ...................... 23
Преображенская А.О. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ НАРРАТИВ КАК ОПОСРЕДУЮЩЕЕ ЗВЕНО ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА ........................................................................................................................................................................................ 29
Муравьева О.И. ТРАНСКОММУНИКАЦИЯ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................ 34
Салихова Í.Ð. РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЖИЗНЕННОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА ........................ 40
Савченков Þ.È., Петросян Å.Þ. К ВОПРОСУ О ПЛАСТИЧНОСТИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА .............................................................. 46
Чернецкая Í.È. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИКЕ ТВОРЧЕСКОЙ СФЕРЫ ...................................................................... 52
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Залевский Г.В. ОТ «ДЕМОНИЧЕСКОЙ» ДО «БИОПСИХОСОЦИОНОЭТИЧЕСКОЙ» МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА .... 57
Дусказиева Ж.Г., Ковалевский В.А. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ СОБСТВЕННОЙ
И ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ ПОЛОВОЙ РОЛИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИМИ ДЕТЬМИ 57 ЛЕТ .......................................................................... 65
Волкова О.В. ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
ИССЛЕДОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ........................................................................ 68
Потребич Ю.Г., Кравцова Н.А., Катасонова А.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО
И РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА РОДОВСПОМОЖЕНИЯ ................................................................................ 71
Неверова Г.Ю. ИНТРАЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ В ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ
ГЕРОИНОВОЙ НАРКОМАНИЕЙ ...................................................................................................................................................................... 74
Смирнова С.В., Залевский Г.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ РЕБЕНКА (ÍÀ ПРИМЕРЕ БРОНХИАЛЬНОЙ ÀÑÒÌÛ) .................................................. 78
Ткаченко Г.А. ТРЕВОГА И ДЕПРЕССИЯ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ С СОПУТСТВУЮЩЕЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ
СЕРДЦА И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ .................................................................................................... 82
Якоцуц О.Л. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИЙ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ......................................................................................................................................................... 86
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Гуриева Ñ.Ä. ВЛИЯНИЕ ЭТНИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА ДИНАМИКУ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ................................................ 89
Дорошина È.Ã. ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ В ЗРЕЛОЙ СЕМЬЕ ............................................. 95
Морозова Е.А., Сорокина Т.Ю. МОДЕЛЬ СЕМЬИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК
И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ ..................................................................................................................................................... 100
ИНФОРМАЦИЯ
О Третьем Сибирском психологическом форуме (ÑÏÔ-3) «×åëîâåê и современность: междисциплинарные исследования» ......................... 105
Из диссертационных советов .................................................................................................................................................................................... 106
Наши авторы .............................................................................................................................................................................................................. 107
Правила оформления материалов для публикации в «Сибирском психологическом æóðíàëå» ........................................................................... 109
3
Стр.3