УЧРЕДИТЕЛЬ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(факультет психологии)
Главный редактор Г.В. Залевский
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Ñ.À. Áîãîìàç, Ò.Ã. Áîõàí, Ý.Â. Галажинский, Â.Ã. Залевский, Â.È. Кабрин (çàì. главного ðåäàêòîðà),
О.М. Краснорядцева, Т.Е. Левицкая, Э.И. Мещерякова, О.И. Муравьева, О.В. Лукьянов,
А.В. Серый, Г.А. Финогенова (отв. секретарь)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
À.Ã. Асмолов (Ìîñêâà), Í.À. Бохан (Òîìñê), Ë.È. Вассерман (Ñàíêò-Ïåòåðáóðã), Á.À. Вяткин (Ïåðìü),
Ë.Ä. Демина (Áàðíàóë), Å.Ë. Доценко (Òþìåíü), Ã.Å. Дунаевский (Òîìñê), Ã.Â. Залевский (Òîìñê),
Â.Ï. Зинченко (Ìîñêâà), Â.Â. Знаков (Ìîñêâà), Â.È. Кабрин (Òîìñê), À.Ä. Карнышев (Èðêóòñê),
Â.Å. Клочко (Òîìñê), È.À. Коробейников (Ìîñêâà), Ã. Кунце (Êàññåëü, Ãåðìàíèÿ), Â.Ñ. Мухина (Ìîñêâà),
Ð.Ä. Санжаева (Óëàí-Óäý), Â.ß. Семке (Òîìñê), Ñ.Â. Смирнова (Áëàãîâåùåíñê), À.Â. Соловьев (Ìîñêâà),
А.Ш. Тхостов (Москва), К. Павлик (Гамбург, Германия), Э. Хайнекен (Дуйсбург, Германия), П. Шюлер
(Ìàðáóðã, Ãåðìàíèÿ), Ä.Â. Ушаков (Ìîñêâà), Å.Ï. Федорова (×èòà), À.Â. Юревич (Ìîñêâà), Ì.Ñ. Яницкий
(Кемерово)
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК
Г.А. Финогенова
Сибирский психологический журнал
включен в Перечень ведущих журналов и изданий,
выпускаемых в Российской Федерации,
в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
по педагогике и психологии.
(Бюллетень Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки
Российской Федерации. 2007. ¹ 1)
Адрес ðåäàêöèè: 634050, Òîìñê, ïð. Ëåíèíà, 36
Томский государственный университет, факультет психологии
Òåëåôîí/ôàêñ: (3822) 52-97-10
E-mail: den@psy.tsu.ru
2
Стр.2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
¹ 31
2009 ã.
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций Свидетельство ПИ ¹ 77-12789 от 31 мая 2002 ã.
Международным Центром ISSN (Ïàðèæ) от 4 января 2003 ã., печатный вариант ISSN 1726-7080
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ .................................................................................................................................................................................... 5
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Рыльская Å.À. ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ×ÅËÎÂÅÊÀ: ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ........................... 6
Подосинников С.А. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ
МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ......................................................................................................................................................................... 12
Семенова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ
В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ ................................................................................................................................................... 18
Котова С.А. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ
НА ЕГО КОПИНГ-СТРАТЕГИИ ........................................................................................................................................................................ 23
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Гаранян Н.Г., Васильева М.Н. ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЛЬНЫХ РЕКУРРЕНТНОЙ ДЕПРЕССИЕЙ,
РЕЗИСТЕНТНЫХ К МЕДИКАМЕНТОЗНОМУ ЛЕЧЕНИЮ ........................................................................................................................... 27
Мазурова Л.В., Стоянова И.Я., Бохан Н.А. ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНО-ЗАЩИТНОГО СТИЛЯ У ЖЕНЩИН
С СЕМЕЙНОЙ СОЗАВИСИМОСТЬЮ И АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ .......................................................................................... 33
Писарев Î.Ì. ОСОБЕННОСТИ КРИМИНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК В УСЛОВИЯХ ПЕНИТЕНЦИАРНОГО СТРЕССА ................................ 36
Баранская Л.Т., Павлова Е.В. МОТИВАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У ПАЦИЕНТОВ С РЕВМАТОИДНЫМ АРТРИТОМ ........................................................................................................................................ 41
Бабич О.И., Терехова Т.А. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕДАГОГОВ ....................................................................................................................................................................................................... 48
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Маркова Н.Г. ФОРМИРОВАНИЕ У МОЛОДЕЖИ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ИНДИКАТОРА КУЛЬТУРЫ
МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ .......................................................................................................................................................... 53
Кремер Е.З., Степанов С.Ю. РЕФЛЕКСИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЯМИ
В ОРГАНИЗАЦИИ ............................................................................................................................................................................................... 59
Мещерякова Э.И., Березина Е.М. ЛАБОРАТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ
КОНТЕКСТЕ ТРАНСКОММУНИКАЦИИ ........................................................................................................................................................ 62
Котиков Î.À., Частоколенко ß.Á. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН СООБЩЕСТВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ .......................... 67
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ)
Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. «ДЕТИ ИНДИГО»: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ?
МЕЖДУ ОДАРЕННОСТЬЮ И СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ .................................................... 73
Маланчук И.Г. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ
ЧЕЛОВЕКА (ÑÒÀÒÜß ÏÅÐÂÀß) ......................................................................................................................................................................... 76
Циринг Д.А., Веденеева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ИСПЫТУЕМЫХ
С ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТЬЮ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ .................................................................................... 81
ИНФОРМАЦИЯ
Первая Всероссийская летняя психологическая школа студентов, аспирантов и молодых ученых «Архитектоника
психологии: плюрализм или åäèíñòâî» ............................................................................................................................................................. 85
3
Стр.3