УЧРЕДИТЕЛЬ
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(факультет психологии)
Главный редактор Г.В. Залевский
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Ñ.À. Áîãîìàç, Ò.Ã. Áîõàí, Ý.Â. Галажинский, Â.Ã. Залевский, Â.È. Кабрин (çàì. главного ðåäàêòîðà),
О.М. Краснорядцева, Т.Е. Левицкая, Э.И. Мещерякова, О.И. Муравьева, О.В. Лукьянов,
А.В. Серый, Г.А. Финогенова (отв. секретарь)
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ
À.Ã. Асмолов (Ìîñêâà), Í.À. Бохан (Òîìñê), Ë.È. Вассерман (Ñàíêò-Ïåòåðáóðã), Á.À. Вяткин (Ïåðìü),
Ë.Ä. Демина (Áàðíàóë), Å.Ë. Доценко (Òþìåíü), Ã.Å. Дунаевский (Òîìñê), Ã.Â. Залевский (Òîìñê),
Â.Ï. Зинченко (Ìîñêâà), Â.Â. Знаков (Ìîñêâà), Â.È. Кабрин (Òîìñê), À.Ä. Карнышев (Èðêóòñê),
Â.Å. Клочко (Òîìñê), È.À. Коробейников (Ìîñêâà), Ã. Кунце (Êàññåëü, Ãåðìàíèÿ), Â.Ñ. Мухина (Ìîñêâà),
Â.ß. Семке (Òîìñê), Ñ.Â. Смирнова (Áëàãîâåùåíñê), À.Â. Соловьев (Ìîñêâà), À.Ø. Тхостов
(Москва), К. Павлик (Гамбург, Германия), Э. Хайнекен (Дуйсбург, Германия), П. Шюлер (Марбург,
Ãåðìàíèÿ), Ä.Â. Ушаков (Ìîñêâà), Å.Ï. Федорова (×èòà), À.Â. Юревич (Ìîñêâà), Ì.Ñ. Яницкий
(Кемерово)
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК
Г.А. Финогенова
Сибирский психологический журнал
включен в Перечень ведущих журналов и изданий,
выпускаемых в Российской Федерации,
в которых должны быть опубликованы
основные научные результаты диссертаций
на соискание ученой степени доктора и кандидата наук
по педагогике и психологии.
(Бюллетень Высшей аттестационной комиссии
Министерства образования и науки
Российской Федерации. 2007. ¹ 1)
Адрес ðåäàêöèè: 634050, Òîìñê, ïð. Ëåíèíà, 36
Томский государственный университет, факультет психологии
Òåëåôîí/ôàêñ: (3822) 52-97-10
E-mail: den@psy.tsu.ru
2
Стр.2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
¹ 29
2008 ã.
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания
и средств массовых коммуникаций Свидетельство ПИ ¹ 77-12789 от 31 мая 2002 ã.
Международным Центром ISSN (Ïàðèæ) от 4 января 2003 ã., печатный вариант ISSN 1726-7080
СОДЕРЖАНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ .................................................................................................................................................................................... 6
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Шикун À.À. ФЕНОМЕН НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ШКОЛ .................................................................................................................... 8
Миронова Ю.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО CАМООПРЕДЕЛЕНИЯ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ .................................................................................................... 13
Быкова А.В. ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ................. 19
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ)
Сем¸нова Л.Э. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ: СОЗВУЧИЕ ИДЕЙ ...... 23
Епанчинцева Г.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИСТОЧНИКИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДИАГНОСТИКИ
В ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ .................................................................................................................................................................... 27
Слободская Е.Р., Бочаров А.В., Рябиченко Т.И. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ
В ПРОЦЕССЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: РОЛЬ ФАКТОРА ПОЛА ........................................................................................... 32
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Топанова Г.Т. ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАЗАХСКОГО
И РУССКОГО ЭТНОСОВ .................................................................................................................................................................................... 37
Лукьянов О.В. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ............................................................................................................................ 41
КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ
Вассерман Л.И., Шамрей В.К., Марченко А.А., Новожилова М.Ю. ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КАК ПРЕДИКТОРЫ
НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ У ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ СТРЕССОГЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ............................................................................................................................................................................................ 47
Ксенофонтов А.М., Сложеникин А.П., Беликов И.И., Новикова И.А., Сидоров П.И. ОСОБЕННОСТИ ТРАВМАТИЧЕСКОГО
СТРЕССА У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ .................................................................. 53
Баранская Л.Т. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ЛИЧНОСТИ ПАЦИЕНТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ХИРУРГИИ ........................................................................................................................... 57
Циринг Ä.À. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОРРЕКЦИИ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ .................. 63
Сокольская Ì.Â. ЛИЧНОСТНОЕ ЗДОРОВЬЕ ×ÅËÎÂÅÊÀ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (СООБЩЕНИЕ 1) ............................................... 69
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Краснорядцева О.М., Гайнанова А.Р. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ СТАНОВЛЕНИЯ
Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ ........................................................................................................................................................................ 74
Козлова Í.Â. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ .......................... 79
Герьянская Í.Î. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ..................... 86
Фатеев В.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
К РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................................................................................................................... 90
Осадчук О.Л. САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПЕДАГОГА ......... 95
3
Стр.3