История русской литературы М. Ю. Лермонтов Вячеслав ВЛАЩЕНКО ПЛАЧ И СМЕХ В «ИСТОРИИ ДУШИ» ПЕЧОРИНА К одним из самых пронзительных фрагментов романа «Герой нашего времени» можно отнести сцены плача Пе чорина после безуспешной погони за внезапно уехавшей Верой в повести «Княжна Мери» и его смеха после мучи тельной смерти Бэлы в первой главе. <...> Что значат этот безутешный детский плач («.я упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал») и странный смех Печорина, от которого у Максима Максимыча «мороз про бежал по коже»? <...> Шмид и многие другие) выделя ют в Предисловии к «Журналу Печорина» ключевые сло ва повествователя — «история души человеческой», — но утверждают, что собственно «истории» как развития, из менения личности Печорина в романе как раз и нет; дру гие (Г. Горланов, Л. Жаравина <...> В нашем восприятии «Герой нашего времени» — это прежде всего трагическая «история души» Печорина, яр кой и волевой личности, с поэтически обостренным вос приятием красоты природы, с «силами необъятными», не обыкновенного человека, который мог стать настоящим героем (в «Фаталисте» он совершает героический посту пок), но становится в значительной степени «демониче ским» героем, который несет в мир людей зло, является причиной страданий, несчастья, гибели тех, с кем его сво дит «судьба», становится «нравственным калекой» и сла дострастным «вампиром», безжалостным убийцей Груш ницкого, «разыгрывает жалкую роль палача и предателя». <...> Выскажем гипотезу, что плач Печорина является ито гом его «истории души», рассказанной в повестях «Та мань» и «Княжна Мери», а смех венчает уже всю историю трагического пути героя в романе. <...> 1 296 Печорин для нас является не столько «настоящим ге роем безвременья» (Н. <...> И «болезнь» Печори на — это не только болезнь поколения Лермонтова, но и наша болезнь, болезнь нашего времени, когда печорин ская убийственная скукатоска грозит гибелью каждой живой душе, каждому <...>