Жарова О.В., Харченко С.Г.
СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
За последние десять лет значительно усилилось внимание к управлению рисками со
стороны международных организаций, национальных комитетов по стандартизации, крупных
и средних предпринимательских структур и научной общественности. <...> В значительной
степени это произошло вследствие того, что управление рисками превратилось в
неотъемлемую
часть управления экономикой. <...> Появился ряд международных стандартов
(AIRMIC, ALARM, IRM:2002, ISO/DIS 31000, PMI, AS/NZS 4360:2004, ‘Enterprise Risk
Management – Integrated Framework’ – COSO 2004 и др.), упорядочивших и ужесточивших
подходы к управлению рисками. <...> Это способствовало появлению во многих странах
национальных стандартов управления риском (британского BS 31100, канадского CAN/CSAQ 850-1997, японского JIS Q 2001 и др.) <...> С 2005 года управление рисками стало ключевым
показателем при оценивании предприятий такими компаниями как PricewaterhouseCoopers,
Deloitte, Ernst & Young и KPMG, а в 2007 году Standard and Poor's в новой методологии
оценивания корпоративного управления также сделала основной акцент на управлении
рисками. <...> Одни из самых высоко цитируемых в
международных научных журналах являются государственные стандарты управления риском
Австралии и Новой Зеландии. <...> Поэтому изучение этих стандартов для использования в
отечественной науке и практике может представлять определенный интерес как для
специалистов в области управления риском, так и для руководителей высшего и среднего
звена государственных организаций и частных компаний. <...> Рассмотрим концептуальные основы современного государственного стандарта
управления риском Австралии и Новой Зеландии (далее – стандарт). <...> 1 Стандарт предназначен
для общественных, частных или государственных предприятий, групп и отдельных граждан и
позволяет им достигнуть:
• более точных и надежных оснований для принятия решения и планирования;
• лучшей идентификации возможностей <...>
Стандарт_управления_риском_Австралии_и_Новой_Зеландии..pdf
Жарова О.В., Харченко С.Г.
СТАНДАРТ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
За последние десять лет значительно усилилось внимание к управлению рисками со
стороны международных организаций, национальных комитетов по стандартизации, крупных
и средних предпринимательских структур и научной общественности. В значительной
степени это произошло вследствие того, что управление рисками превратилось в
неотъемлемую часть управления экономикой. Появился ряд международных стандартов
(AIRMIC, ALARM, IRM:2002, ISO/DIS 31000, PMI, AS/NZS 4360:2004, ‘Enterprise Risk
Management – Integrated Framework’ – COSO 2004 и др.), упорядочивших и ужесточивших
подходы к управлению рисками. Это способствовало появлению во многих странах
национальных стандартов управления риском (британского BS 31100, канадского CAN/CSAQ
850-1997, японского JIS Q 2001 и др.). В России в 2002 был принят государственный
стандарт по управлению рисками (ГОСТ Р 51897-2002), однако в силу своей недостаточной
проработанности широкого распространения он не получил. Повышенные требования к
управлению рисками закреплены в законодательстве некоторых стран, в частности, в США в
2002 году принят закон Сарбейнса-Оксли. С 2005 года управление рисками стало ключевым
показателем при оценивании предприятий такими компаниями как PricewaterhouseCoopers,
Deloitte, Ernst & Young и KPMG, а в 2007 году Standard and Poor's в новой методологии
оценивания корпоративного управления также сделала основной акцент на управлении
рисками.
Почему возникла необходимость в такой массированной переработке документов,
направленных на безопасность бизнеса и управление рисками как основного механизма
обеспечения этой безопасности? В чем смысл пересмотра основных понятий, определений,
подходов, процедур, мер оценки и многого другого? - Ответ достаточно прост. Этого требуют
не только и не столько новые научные достижения в этой бурно развивающейся области, но в
гораздо большей степени − потребности практики функционирования государственных
организаций, частных компаний и жизненно важные интересы рядовых граждан.
Проблема совершенствования управления рисками и закрепление норм, правил и
процедур этого управления в законодательных и нормативных документах возникла не
неожиданно, она появилась с момента возникновения науки о рисках – анализе риска и с тех
пор не только находилась в центре внимания специалистов по риску, но также
многочисленных международных и государственных организаций многих стран мира.
Особенно интенсивно эта наука стала развиваться с середины 90-х гг. Наиболее
1
Стр.1