Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Социально-экономические условия реформирования образования в Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв (220,00 руб.)

0   0
Первый авторЛобанова Ольга Борисовна
АвторыЛукин Владимир Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц110
ID282788
АннотацияВ монографии дана характеристика социально-экономических условий развития Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв. и реформирования образования региона. Представлен сравнительный анализ социально-экономического состояния Енисейской губернии и Красноярского края актуальный для современного состояния экономики и образования: структурная перестройка в управлении этими сферами общественной жизни, проблемы источников финансирования образования, что связано с разделение полномочий в сфере управления между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Монография предназначена для научных работников, лекционных и теоретических курсов, преподавателей и студентов высших учебных заведений.
УДК338:92
ББК65.9 (2Р) 23
Лобанова, О.Б. Социально-экономические условия реформирования образования в Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв / В.А. Лукин; О.Б. Лобанова .— : [Б.и.], 2009 .— 110 с. — URL: https://rucont.ru/efd/282788 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛУКИН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. <...> КРАСНОЯРСК 2009 1 УДК 338:92 ББК 65.9 (2Р) 23 Лобанова, О.Б. Социально-экономические условия реформирования образования в Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв.: монография / О.Б. Лобанова, В.А. Лукин. <...> 5 1.2 Экономическая характеристика Енисейской губернии………… 14 1.3 Развитие предпринимательства и меценатства в Енисейской губернии………………………………………………………………… 36 1.4 Социальные условия жизни учителей Енисейской губернии… <...> ………………………………… 62 2.1 Система народного образования Енисейской губернии………… 62 2.2 Общественно-педагогическое движение в Енисейской губернии. <...> 113 Приложение Ж (Справочное) Свидетельство об окончании учительской семинарии………………………………………………. <...> Приложение К (Справочное) Литературное творчество учителей Енисейской губернии…………………………………………………. <...> Изучение социально-экономической ситуации Енисейской губернии начала ХХ в. представляет возможность показать новые неисследованные стороны в данном регионе. <...> Социально-экономическая ситуация Енисейской губернии начала ХХ в. отражала общие тенденции России, но имела свою специфику, обусловленную региональными 4 особенностями: природно-географическими, социальными, историческими, культурными, социально-демографическими, социальноэкономическими, политическими, образовательными. <...> Выбор региона не случаен: во-первых, современный Красноярский край – это бывшая территория Енисейской губернии; во-вторых, Енисейская губерния была одной из самых больших территориальных частей России и одной из наиболее удаленных от центра, что создавало немалые социальные трудности для жителей губернии и проведения в жизнь государственных реформ. <...> Региональные особенности Енисейской губернии Социально-приоритетная цель развития общества, предполагающая повышение уровня и качества жизни, была и остается одним <...>
Социально-экономические_условия_реформирования_образования_в_Енисейской_губернии_конца_XIX_–_начала_ХХ_вв.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Стр.15
Социально-экономические_условия_реформирования_образования_в_Енисейской_губернии_конца_XIX_–_начала_ХХ_вв.pdf
0 О.Б. ЛОБАНОВА В.А. ЛУКИН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ. КРАСНОЯРСК 2009
Стр.1
1 УДК 338:92 ББК 65.9 (2Р) 23 Лобанова, О.Б. Социально-экономические условия реформирования образования в Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв.: монография / О.Б. Лобанова, В.А. Лукин. – Красноярск: СибГТУ, 2009. – 118 с. Рецензенты: д - р эконом. наук, проф. Г.Я. Белякова (СибГАУ); канд. пед. наук, доцент В.И. Семенов (ЛПИ – филиал СФУ); канд. философ. наук, доцент В.П. Махонина (н – м. с. СибГТУ). В монографии дана характеристика социально-экономических условий развития Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв. и реформирования образования региона. Представлен сравнительный анализ социально-экономического состояния Енисейской губернии и Красноярского края актуальный для современного состояния экономики и образования: структурная перестройка в управлении этими сферами общественной жизни, проблемы источников финансирования образования, что связано с разделение полномочий в сфере управления между федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Монография предназначена для научных работников, лекционных и теоретических курсов, преподавателей и студентов высших учебных заведений. ISBN © О.Б. Лобанова, В.А. Лукин, 2009 © ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», Лесосибирский филиал, 2009
Стр.2
2 Содержание Введение………………………………………………………………… 3 Глава 1 Социально-экономическая характеристика Енисейской губернии конца XIX - начала ХХ вв. ………. 5 1.1 Региональные особенности Енисейской губернии………………. 5 1.2 Экономическая характеристика Енисейской губернии………… 14 1.3 Развитие предпринимательства и меценатства в Енисейской губернии………………………………………………………………… 36 1.4 Социальные условия жизни учителей Енисейской губернии….… 48 Глава 2 Реформирование образования в Енисейской губернии конца XIX - начала ХХ вв. ………………………………… 62 2.1 Система народного образования Енисейской губернии………… 62 2.2 Общественно-педагогическое движение в Енисейской губернии. 76 Заключение…………………………………………………………….. 94 Библиографический список…………………………………………… 97 Приложение А (справочное) Семья переселенцев…………………… 108 Приложение Б (справочное) Семья Баландиных……………………. 109 Приложение В (справочное) Семья Кытмановых……………………. 110 Приложение Г (справочное) Фотография г.Енисейска, начало ХХ в. 111 Приложение Д (справочное) Здание Енисейской мужской гимназии. 112 Приложение Е (справочное) Преподаватели Енисейской мужской гимназии………………………. 113 Приложение Ж (Справочное) Свидетельство об окончании учительской семинарии………………………………………………. 114 Приложение З (Справочное) Формулярный список о службе…… 115 Приложение И (Справочное) Прошение о назначении на должность учителя……………………………………………………………….. Приложение К (Справочное) Литературное творчество учителей Енисейской губернии…………………………………………………. 117 118
Стр.3
3 Введение Глобальные изменения в российском обществе оказывают влияние на все сферы общественной жизни, в том числе и на сферу образования, существенно изменяют требования к ней. Обращение к историческим корням современной системы образования закономерно и связано, в первую очередь, с ее реформированием. Значительный интерес в этом отношении представляет история школы и педагогики России конца XIX – начала ХХ вв. как период смены образовательных парадигм, причиной которых стали интенсивные изменения в социокультурной, политикоэкономической сферах жизнедеятельности. Эти изменения получили отражение в правительственных реформах и контрреформах образовательной системы того времени. И сегодня все современные документы (материалы Болонской декларации, Закон Российской Федерации об образовании, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Региональная концепция и Программа обновления профессионально-педагогической подготовки учителя (Красноярский край), Программа экономического развития Красноярского края) пронизаны ориентацией на реалии жизни, повышение качества работы учителя, обеспечение преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. В настоящее время необходимо учитывать уникальность различных регионов России, в совокупности создающих единство отечественной культуры. Изучение социально-экономической ситуации Енисейской губернии начала ХХ в. представляет возможность показать новые неисследованные стороны в данном регионе. Социально-экономическая ситуация Енисейской губернии начала ХХ в. отражала общие тенденции России, но имела свою специфику, обусловленную региональными
Стр.4
4 особенностями: природно-географическими, социальными, историческими, культурными, социально-демографическими, социальноэкономическими, политическими, образовательными. В настоящее время идет интенсивное изучение регионов и специфики их социальноэкономического развития. Исследование вопросов, связанных с изучением образовательной практики в Енисейской губернии начала ХХ в., позволит более глубоко осмыслить отечественного образования на региональном уровне. Выбор региона не случаен: во-первых, современный Красноярский край – это бывшая территория Енисейской губернии; во-вторых, Енисейская губерния была одной из самых больших территориальных частей России и одной из наиболее удаленных от центра, что создавало немалые социальные трудности для жителей губернии и проведения в жизнь государственных реформ. Результаты исследования могут быть использованы для расширения знаний по проблемам развития педагогического образования в Енисейской губернии, как региональный компонент программ для слушателей институтов повышения квалификации работников образования, в системе подготовки учителей в педагогических учебных заведениях. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, учебных и методических пособий и рекомендаций для учителей и студентов вузов. На основе настоящей работы возможно выполнение реферативных, курсовых и выпускных проектов. Содержащиеся в исследовании научные положения и выводы могут быть использованы при чтении курсов лекций по истории отечественной педагогики, региональной экономике, истории предпринимательства и меценатства. современные процессы модернизации
Стр.5
5 Глава 1 Социально-экономическая характеристика Енисейской губернии конца XIX - начала ХХ вв. 1.1. Региональные особенности Енисейской губернии Социально-приоритетная цель развития общества, предполагающая повышение уровня и качества жизни, была и остается одним их важнейших направлений проводимой государством политики. На протяжении последних десятилетий правительство России проводит всевозможные реформы по стабилизации экономики страны. На современном этапе развитие российской государственности требует всесторонней разработки широкого комплекса вопросов, отражающих исторические ретроспективы и современное состояние процессов и тенденций, происходивших в практике государственного построения и действующей системе управления [51. С.3]. Опыт зарубежных стран и России показывает, что повышение образованности и культуры граждан того или иного региона является предпосылкой для его социального развития и экономического роста как самого региона, так и страны. До начала рыночных реформ в России регион не являлся достаточно самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда [117. С.6]. Социально-экономическое развитие и состояние образования также характеризуется региональными особенностями, которые должны учитываться при выработке и реализации политики конкретного региона.
Стр.6
6 Надо отметить, что с развитием регионов в России в дальнейшем большой практический интерес будет представлять взаимосвязь образования и функционирование экономики региона, как фактора развития общества в целом. В Указе Президента РФ от 03.06.96 «Об основных положениях региональной политики в Российской федерации» регион определен как «часть Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий (Указ Президента Российской Федерации от 03.06.96 №803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» С.1). В России регион может совпадать с границами территорий субъектов Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Федерации. Анализ научной литературы показывает, что понятие «регион» в разных науках имеет различные трактовки. В общепринятом значении «регион» - это обширный район, соответствующий нескольким областям одной страны или нескольким странам, который объединен историкокультурными, экономическими, географическими и иными особенностями. В нашем исследовании нас интересует только первая часть общепринятого определения, т.к. мы рассматриваем часть страны. По мнению А.Д. Шопенко под регионом можно понимать разновидность внутренне дифференцированной социально-территориальной общности людей, населения определенной части станы, которая отличается от других частей совокупностью природных и исторически сложившихся условий существования (в области экономики, культуры, социальных отношений), наличием органов власти и самоуправления, спецификой массового сознания и поведения [117. С.12]. В регионе преломляются конкретные
Стр.7
7 экономические, социальные, демографические и другие особенности территории. Для дальнейшего развития темы настоящего исследования уточним понятие «регион». Анализом понятия «регион» занимались многие ученые. Например, Н.Д. Фирер, анализируя это понятие, приходит к выводу, что регионализм определяется не только совокупностью социальноэкономических отношений, присущих данной территории, но и комплексом социально-генетических черт, проявляющихся в мышлении, поведении, в особой культуре, соединяющей городскую и народную крестьянскую культуру, ценностных ориентаций, профессиональной деятельности [105. С. 39]. Регионализм как таковой – это система взглядов на территориальное устройство жизни: на его основания, суть и проблематику. Как отмечают В. Лексин и А. Швецов, термин «регионализм» употребляют в качестве синонима всего «территориального» в его противостоянии с «общегосударственным» [48. С. 5]. По их мнению, под регионализмом понимают и совокупность подходов к рассмотрению и решению политических, экономических, социальных и других проблем с учетом интересов территориального развития, что сближает понятия «регионализм» и «региональная политика». Анализируя подходы к определению регионализма, В. Лексин и А. Швецов определяют его как систему доказательных представлений о сути современных территориально опосредованных процессов общественного бытия, их генезис и трансформации [48. С. 6] В своем исследовании мы не можем не рассмотреть определение понятия «регион», которое дается в педагогической литературе. А.В. Мудрик определяет регион как — часть государства, являющуюся целостной социально-экономической системой, имеющей общность
Стр.8
8 экономической, политической и духовной жизни, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие [58. С.55]. В регионе происходит приобщение человека к социуму, здесь формируются, сохраняются и изменяются нормы образа жизни, также происходит развитие и сохранение культурных и природных богатств. Каждая страна разделяется природно-географически. В сознании ее жителей являет собой совокупность территорий — регионов. В России они имеют достаточно большие территории (Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Поволжский, Уральский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Но в документах и в простонародье под регионом подразумевают территории — административные единицы: области, края, республики, автономные округа. Региональные условия воздействуют на социализацию, имея при этом различный характер, в зависимости от характерных особенностей региона. К природно-географическим особенностям региона относятся ландшафт, климат, ископаемые и др. В зависимости от особенностей региона можно во многом определить степень его урбанизации, характер экономики, стабильности населения, т. е. множество аспектов социализации жителей. Климат оказывает влияние на человека, на его организм, работоспособность, психику, продолжительность жизни. Социально-географические особенности региона включают в себя ряд понятий: плотность населения, мера урбанизированности занятия жителей, месторасположение региона и средства связи внутри региона и с другими регионами. Влияние этих особенностей является косвенным, так как от них зависят образ жизни, активность населения, средства массовой информации — это сказывается на развитии подрастающего поколения.
Стр.9
9 Особенности региона – это типы и характер производства, возможности развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими peгионами и с другими странами [58]. Выделение для исследования отдельного региона позволит более конкретно показать общие (общероссийские) процессы и тенденции, характер их преломления в конкретном регионе, социально-экономическое своеобразие которых даст возможность раскрыть его специфику и внести определенный вклад в обогащение истории образования в регионе. Подробная характеристика социально-экономических условий Енисейской губернии в начале ХХ в. представлена в трудах Г.Ф. Быкони, Ю.Ф. Лысенко, В.И. Федоровой [5, 54, 104], и др. Анализ экономической политики региона изложен в работах Г.Я. Беляковой, В. Лексина, А. Швецова, А.И. Шадрина, А.Д. Шопенко [4, 48, 107, 117] и др. По мнению А.И. Шадрина образование и будущее развитие регионов и страны в целом неразрывно связаны и взаимообусловлены. Обеспечивая процесс обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых, система образования подготавливает новые общественные отношения, новый образ жизни и деятельности людей, изменяет и трансформирует их мировоззрение. Повышение образовательного и квалификационного уровня населения, развитие способностей к творческой активности являются важными предпосылками ускорения социально-экономического развития страны [107. С. 179]. Как отмечает Г.Я. Белякова, резкая дифференциация регионов по социально-экономическим показателям предполагает основным разработку концепций и программ развития, опережающих их специфику. Опираясь на конкурентные преимущества, необходимо разработать стратегию развития, позволяющую обеспечить решение главной задачи
Стр.10
10 региональной экономики – качество жизни населения. Красноярский край обладает конкурентными преимуществами, позволяющими реализовать предполагаемую концепцию «опережающего развития». Это сырьевой потенциал, интеллектуальные ресурсы военно-промышленного комплекса и научно-исследовательских, учебных организаций [4. С.214-215]. Поэтому обращение к опыту региона (Енисейская губерния) не случаен: во-первых, бывшая территория Енисейской губернии – это нынешний Красноярский край; во-вторых, Енисейская губерния была одной из самых больших территориальных частей России, в то же время, одной из наиболее удаленных от центра, что создавало немалые социальные трудности для жителей губернии и проведения в жизнь государственных реформ. В настоящее время изучение регионов и специфики их социальноэкономического развития весьма актуально. С точки зрения В.Б. Помелова, понятие «регион» характеризуется рядом особенностей: природногеографических (ландшафт, климат, полезные ископаемые), социальногеографических (плотность населения, отдаленность от других регионов, средства сообщения), исторических и культурных (традиции, нормы, стиль жизни), социально-демографических (национальный состав, миграционная структура), социально-экономических (типы производства, уровень жизни, перспективы развития), политических, образовательных (уровень образованности населения, востребованность образования, наличие учреждений просвещения) [73. С. 18]. Анализ региональных характеристик Енисейской губернии в начале ХХ в. позволит выявить социально-экономические предпосылки развития образования в исследуемом регионе указанного периода. Климат и экономика определяют степень и характер урбанизированного региона. Например, в Сибири и Центральном регионе
Стр.11
11 преобладает городское население. Но на сибирских просторах оно сосредоточено в крупных и средних городах, далеко расположенных друг от друга. А в Центральном регионе наряду с таким гигантом, как Москва, и большим количеством крупных и средних, существует масса малых городов, в которых проживает существенная часть городского населения. Степень урбанизированности региона влияет на создание условий для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей, определяет мобильность жителей в различных аспектах (социальном, территориальном, профессиональном и др.). Социально-экономические особенности региона - это типы и характер производства на его территории, перспективы развития региона, профессиональный состав жителей и их уровень жизни, экономические связи с другими регионами (а порой и с другими странами). Характер экономики региона, например: преимущественная разработка природных ресурсов в Сибири, обрабатывающая промышленность на Северо-Западе и в центре страны, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства в Центрально-Черноземном регионе и т. д. оказывает влияние на социально-профессиональный состав населения, определяет возможности профессионального определения, сказывается на уровне жизни жителей [58]. Обширность территории, невысокий уровень транспортной обеспеченности, заселения и хозяйственной освоенности; разнообразие, суровость и экстремальность природной среды, удаленность от основных экономических районов страны, высокий природный ресурс и производственный потенциал – таковы сложные и противоречивые региональные особенности, в которых осуществлялся социальноэкономический процесс в Енисейской губернии [54. С. 3].
Стр.12
12 Сложившаяся социально-экономическая ситуация двух эпох в России (конец XIX – начало ХХ вв. и конец ХХ – начала XXI вв.) имеет некоторые общие характеристики. Как отмечает профессор А.Н. Фалалеев, полного совпадения с характером тех преобразований, которые происходили, например, в России и других странах в конце XIX - начале ХХ вв. нет и не должно быть уже хотя бы потому, что за прошедший век само мироустройство претерпело важнейшие изменения [103. С. 3]. Однако о некоторых аспектах, характеризующих аналогичность периодов Российской истории конца XIX - начала ХХ вв. и конца ХХ - начала XXI вв., можно говорить: развитие рыночной экономики, преобладание частной собственности, реформирование разных сфер общественной жизни, в том числе и образования и др. Период конца ХХ - начала XXI вв. также характеризуется переходом от командной экономики к рыночной, становлением и развитием рыночных отношений. На смену общегосударственной собственности пришли разнообразные формы: частная, государственная, муниципальная (согласно Конституции Российской Федерации), что предопределило диверсификацию форм образования как в начале ХХ в., так и в настоящее время. Все это говорит о родственности образовательных проблем обоих периодов. Сравнительный анализ социально-экономического состояния Енисейской губернии и Красноярского края позволяет говорить о том, что выравнивание условий развития российских регионов было и остается в центре внимания государства как условие развития отечественной системы образования. Сходство административных процессов в истории России разных периодов говорит о необходимости более ответственно подходить к дальнейшему проведению преобразований для избежания повторения ошибок, которые могут привести к необратимым последствиям. В этом отношении изучение социально-экономических условий реформирования
Стр.13
13 образования в Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв. представляет не только академический интерес, как работа обобщающего характера, но и дает возможность учесть опыт предшествующих реформ, понять историческую преемственность прошлого и настоящего, извлечь уроки на будущее. В историко – педагогической литературе вопросы народного образования в большинстве своем освещались со стороны происходящих реформ в центре страны и значительно меньше затрагивалась их реализация в регионах. Для создания общей картины истории развития народного образования России исследуемого периода этого недостаточно. В связи с этим обращение к процессам, происходившим в народном образовании в регионах России, представляет значительный интерес. Раскрытие региональных особенностей, влиявших на процесс реформирования в России в начале ХХ в., затрагивающий многие сферы общественной жизни, в том числе и образование, поможет составить более полную картину истории развития народного образования в целом [73]. К середине 80-х гг. XIX в. в распоряжении Российского правительства практически не имелось точных сведений о сибирском регионе. На протяжении нескольких столетий Сибирь не вызывала интереса в политических кругах Центральной России. Сибирь вызывала интерес у исследователей, преимущественно как географический объект. Актуальные проблемы Сибири, которые в будущем приобрели резонанс в обществе, упоминались мимоходом. Образование является предпосылкой успешного экономического развития страны и ее регионов. Развитие капитализма в России на рубеже XIX и ХХ вв. создавало предпосылки для распространения просвещения на всей ее территории. Интересы промышленного развития потребовали распространения естественно-научных и технических знаний, изменения в
Стр.14
14 постановке образования как основы для подготовки людей, способных обеспечить дело экономического и технического прогресса. Этому способствовал высокий рост промышленности указанного периода, который потребовал увеличения числа грамотных рабочих, высококвалифицированных специалистов в разных областях, в том числе и в области образования. В условиях демократического подъема и революционного движения все более ощущалась потребность в людях мыслящих, инициативных; росло чувство неудовлетворенности школой и стремление к ее переустройству. Противоречия, которые возникли между состоянием школы в России и теми потребностями, которые ставило общество в период нового способа производства, привели к росту общественного интереса к вопросам образования. Однако в литературных источниках вопросы образования в большинстве своем освещались со стороны происходящих реформ в центре страны и значительно меньше затрагивалась их реализация в регионах. Для создания общей картины истории развития образования России исследуемого периода этого недостаточно. В связи с этим обращение к процессам, происходившим в образовании в регионах России, представляет значительный интерес. 1.2 Экономическая характеристика Енисейской губернии В настоящее время эпицентр экономических преобразований все более перемещается на региональный уровень. Отметим, что ход реформы на региональном уровне осложняется многими проблемами. Эти проблемы, обусловленные общей экономический, политической и социальной ситуацией в стране, в большой степени зависят от
Стр.15

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.