Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Географические особенности развития социальной инфраструктуры в сельских поселениях Липецкой области: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.г.н. (110,00 руб.)

0   0
АвторыРостом Герард Рауфович
ИздательствоМ.: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Страниц18
ID280395
АннотацияГеографический анализ и оценка уровня развития ТСИС сельских поселений Липецкой области.
Географические особенности развития социальной инфраструктуры в сельских поселениях Липецкой области: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.г.н. / Г.Р. Ростом .— Москва : МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2001 .— 18 с. — URL: https://rucont.ru/efd/280395 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи Ростом Герард Рауфович ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Специальность - 25.00.24 – экономическая, социальная и политическая география Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук Москва - 2001 Работа выполнена на кафедре экономической и социальной географии географического факультета Московского педагогического государственного университета Научный руководитель: доктор географических наук, профессор Дронов В.П. <...> СИ в значительной мере определяет уровень и качество жизни населения, особенности расселения на определенной территории. <...> Недостаточная мощность и диспропорциональность в развитии территориальных систем СИ, особенно в сельской местности, при переходе к рынку резко усилились, поскольку из-за недостаточного финансирования и негативных последствий приватизации в этой сфере, многие объекты СИ перестали существовать. <...> Вместе с тем, глубокого, всестороннего анализа особенностей функционирования СИ, ее влияния на региональное развитие в условиях рыночной экономики, применительно к российским условиям до сих пор не проведено. <...> Все это актуализирует всестороннее изучение СИ на региональном уровне. <...> При этом особое значение приобретает комплексная географическая оценка современного состояния территориальных социально-инфраструктурных систем (ТСИС) с целью выявления не только их недостатков, но и существующих внутренних резервов. <...> Подобная оценка может стать 3 основой для выработки конкретных научных рекомендаций по оптимизации ТСИС в условиях рынка. <...> Предметом исследования выступает территориальная организация СИ сельских поселений Липецкой области и тенденции ее развития. <...> Цель диссертационного исследования - географический анализ и оценка уровня развития ТСИС сельских поселений Липецкой области. <...> Определить социально-инфраструктурную оснащенность <...>
Географические_особенности_развития_социальной_инфраструктуры_в_сельских_поселениях_Липецкой_области_автореферат_диссертации_на_соискание_ученой_степени_к.г.н..pdf
На правах рукописи Ростом Герард Рауфович ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Специальность - 25.00.24 – экономическая, социальная и политическая география Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата географических наук Москва - 2001
Стр.1
Работа выполнена на кафедре экономической и социальной географии географического факультета Московского педагогического государственного университета Научный руководитель: доктор географических наук, профессор Дронов В.П. Официальные оппоненты: доктор географических наук, профессор Алексеев А.И. кандидат географических наук, доцент Сергеева К.П. Ведущая организация: Московский Педагогический университет Защита диссертации состоится « 21 » мая 2001 г. в 17 часов на заседании диссертационного совета К 212.154.07 в Московском педагогическом государственном университете по адресу: 129278 , Москва, ул, Кибальчича, д. 16, ауд. 31 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1 Автореферат разослан «-------» -------------------2001 г. Ученый секретарь диссертационного совета 2 Филатова Е.В.
Стр.2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы диссертации определяется постоянно нарастающей ролью социальной инфраструктуры (СИ) в жизни современного общества. СИ в значительной мере определяет уровень и качество жизни населения, особенности расселения на определенной территории. Она – один из важнейших комплексных факторов, влияющих на развитие различных отраслей экономики, их территориальную организацию. Однако практически на всех этапах развития страны СИ отставала от потребностей населения и экономики. В условиях перехода к рынку СИ стала одной из наиболее быстро деградирующих систем. Подобная ситуация обусловлена множеством причин, в том числе и географического характера. Традиционно низкий уровень финансирования СИ сейчас минимизирован до критических величин. Недостаточная мощность и диспропорциональность в развитии территориальных систем СИ, особенно в сельской местности, при переходе к рынку резко усилились, поскольку из-за недостаточного финансирования и негативных последствий приватизации в этой сфере, многие объекты СИ перестали существовать. В результате амплитуда региональных различий в уровне развития СИ существенно возросла и продолжает увеличиваться. Эта тенденция увеличивает уровень социальной напряженности в стране, поскольку создает неравные стартовые условия для вхождения в рынок различных территориальных единиц, что противоречит принципу территориальной справедливости. Особую остроту эта проблема приобретает в сельской местности России, где глубина кризисных явлений наиболее значительна, а последствия свертывания территориальных сетей СИ – наиболее ощутимы. Вместе с тем, глубокого, всестороннего анализа особенностей функционирования СИ, ее влияния на региональное развитие в условиях рыночной экономики, применительно к российским условиям до сих пор не проведено. Проведение подобных исследований осложняется и нерешенностью многих вопросов общетеоретического, методологического и методического характера. В частности: -до сих пор нет единого мнения относительно критериев выделения социальной инфраструктуры; -недостаточно исследовано влияние СИ на территорию, ее роль в региональном развитии; -не определен оптимальный уровень обустроенности территории СИ, соответствующий потребностям сложившихся территориальных систем и определяющий параметры устойчивого развития территории. Все это актуализирует всестороннее изучение СИ на региональном уровне. При этом особое значение приобретает комплексная географическая оценка современного состояния территориальных социально-инфраструктурных систем (ТСИС) с целью выявления не только их недостатков, но и существующих внутренних резервов. Подобная оценка может стать 3
Стр.3
основой для выработки конкретных научных рекомендаций по оптимизации ТСИС в условиях рынка. Таким образом, дискуссионность проблем развития и функционирования ТСИС в условиях перехода к рыночным отношениям, отсутствие рекомендаций по преодолению кризисных явлений в этой сфере, высокая практическая значимость рассматриваемых проблем, определили объект и предмет исследования, обусловили выбор темы диссертационной работы, постановку ее цели и задач. Объектом исследования является система СИ сельской местности Липецкой области. Предметом исследования выступает территориальная организация СИ сельских поселений Липецкой области и тенденции ее развития. Цель диссертационного исследования - географический анализ и оценка уровня развития ТСИС сельских поселений Липецкой области. Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи: 1. Уточнить понятийно-терминологические аспекты географического изучения СИ. 2. Исследовать условия и факторы формирования и развития ТСИС в сельской местности Липецкой области и выявить основные черты их географии. 3. Определить социально-инфраструктурную оснащенность территориальных социальноинфраструктурных систем (ТСЭС) различного иерархического уровня; 4. Наметить пути совершенствования системы межселенного социально - инфраструктурного обслуживания Липецкой области в условиях перехода к рынку. Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды известных экономистов и экономико-географов по проблемам: территориальной организации географического пространства (Маергойза И.М., Лаппо Г.М., Максаковского В.П., Алексеева А.И, Чистобаева А.И., Трофимова А.М., Шарыгина М.Д., Бугроменко В.Н.), регионального развития СИ (Меркушевой Л.А., Ивановой Н.В., Белоусовой Н.И., Кулаковой И.С.), формирования и функционирования инфраструктурно-территориальных комплексов (Двоскина Б.Я., Дронова В.П., Голикова Н.Ф., Тощенко Ж.Т., Космачева К.П., Алаева Э.Б., Дмитревской Н.Ф., Шлихтера С.Б.). Методы исследования. В работе использованы основные методы, используемые современной географической наукой: системно-структурный анализ, картографический, математико-статистический, сравнительно-географический, экспедиционный. Для обработки собранного статистического материала была применена компьютерная программа «Обработка экономико-статистических данных». Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата Российской Федерации и областного управления по статистике, фондовые материалы областных организаций, а также сведения собранные автором в ходе полевых исследований сельских инфраструктурных систем Липецкой области. Научная новизна исследования состоит в том, что: - с географических позиций уточнены существующие трактовки СИ; 4
Стр.4
- впервые проведено комплексное исследование ТСИС сельских поселений Липецкой области; - на основе оценки емкости сельских ТСИС предложены пути их оптимизации. Практическое значение исследования состоит в том, что: - предложенная автором методика изучения сельских территориальных социальноинфраструктурных систем может быть использована при проведении аналогичных исследований в других регионах Российской Федерации; - ряд выявленных географических закономерностей развития и размещения сельских ТСИС могут представлять определенный интерес при изучении районов с аналогичными историческими, демографическими, расселенческими и социально-экономическими процессами; - полученные выводы и положения могут быть учтены органами исполнительной власти при выработке стратегии развития территории, а также статистическими, проектнопланировочными, социологическими и другими организациями как информационноаналитическая основа; - основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе вузов при подготовке специалистов – географов и учителей географии, а также в школах Липецкой области. Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на: научных чтениях МПГУ (Москва,1996); областных и межвузовских конференциях молодых ученых (Липецк 1991 – 1995, 1997); межвузовских конференциях по вопросам естествознания (Липецк 1996 - 1999); международных научных и научнопрактических конференциях по проблемам территориальной организации общества и регионального развития (Рязань 1992, Смоленск 1996 – 1998, Воронеж 1998, Курск 1999); всероссийских и межрегиональных конференциях по региональной истории и исторической географии (Липецк 1997, 1998); IX и Х конференциях по медицинской географии (СПб 1995, 1999); юбилейных конференциях, посвященных М.П..Трунову (Липецк 1995), Н.М. Пржевальскому (Смоленск 1999), П.П.Семенову-Тян-Шанскому (Липецк 1997); Публикации. По теме диссертации опубликовано 26 работ, общим объемом 2,7 печатных листов. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Содержание изложено на 188 страницах машинописного текста, включая 35 рисунков, 31 таблицу, 17 страниц приложения. Список литературы включает 176 наименования. 5
Стр.5
Такие ТСИС состоят из 6-10 малонаселенных сельских поселений, располагающихся в зоне непосредственной близости к автодорогам. Объекты СИ концентрируются только в наиболее крупных поселениях. Этот тип ТСИС наиболее распространен в Липецкой области. 4 тип – в ТСИС отсутствуют 2-3 вида объектов СИ. Объекты СИ сконцентрированы в одном центре межселенного обслуживания. Сельские поселения системы удалены от автодорог, что затрудняет функционирование системы межселенного социально-инфраструктурного обслуживания. В этом типе существует 2 подтипа ТСИС: 4-а) центр межселенного инфраструктурного обслуживания располагается у автодороги с твердым покрытием. Другие села системы связаны с ним только грунтовыми дорогами; 4-б) все поселения, включая центр межселенного обслуживания, находятся на удалении 35 км от ближайшей автодороги. 5 тип - поселения без объектов СИ. Центры межселенного социально - инфраструктурного обслуживания находятся вне подобных систем, как правило, на расстоянии 1-2 км от их границ. По особенностям транспортной связи таких групп поселений с центрами межселенного обслуживания этот тип можно подразделить на два подтипа: 5-а) к центру социально-инфраструктурного обслуживания ведет автодорога с твердым покрытием 5-б) к центру социально-инфраструктурного обслуживания ведет только грунтовая дорога. Публикации. По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Ростом Г.Р. Актуальность географического изучения инфраструктуры на современном этапе //Тезисы 6-ой межвузовской конференции молодых ученых. Липецк,1992. С.10. 0,06 п.л. 2. Ростом Г.Р. Влияние инфраструктуры на развитие территориальных систем //Географический анализ природных и социально-экономических образований. Тезисы научно-практической конференции. Рязань: Горизонт, 1992. С.10. 0,06 п.л 3. Ростом Г.Р. Географические особенности социальной инфраструктуры городов Липецкой области. //Материалы 5-ой межвузовской научной конференции студентов и аспирантов. Липецк, 1993. С.154. 0,06 п.л. 4. Ростом Г.Р. Географические проблемы социальной обустроенности сел Липецкой области //Вопросы естествознания. Материалы итоговой конференции за 1994 г Вып.3. Липецк, 1995. С.88. 0,06 п.л. 5. Ростом Г.Р. Группировка районов Липецкой области по моделям сельского расселения //Тезисы 8-ой межвузовской конференции молодых ученых. Липецк, 1994. С.108. 0.06 п.л. 15
Стр.15
6. Ростом Г.Р. Дифференциация Липецкой области по социально-инфраструктурному фактору развития //Молодежь и наука на рубеже XXI века. Сб. тезисов докладов областной научной конференции, апрель 1997. Липецк: изд-во ЛЭГИ,1997. С. 275-276. 0,12 п.л. 7. Ростом Г.Р. Историко-географические факторы возникновения сельских поселений современной Липецкой области в XVII - XVIII вв //Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и запада России (Материалы VI научной конференции исследователей исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья). Липецк, 1998. С. 41-43. 0,18 п.л. 8. Ростом Г.Р. Историческая обусловленность различий сельского расселения в районах Липецкой области //Научное наследие П.П.Семенова - Тян - Шанского и его роль в развитии современной науки (Материалы Всероссийской науч. конференции) Липецк, 1997. Ч.1. С.62-63. 0,12 п.л. 9. Ростом Г.Р. К исследованию региональных диспропорций в обеспечении населения объектами социальной инфраструктуры //Территориальная справедливость, региональные конфликты и региональная безопасность. Материалы международной научной конференции. В 2-х частях. Смоленск: изд-во СГУ,1998.Ч II. С.49-51. 0,18 п.л. 10.Ростом Г.Р. Наличие и транспортная доступность общеобразовательных школ и дошкольных учреждений в селах Липецкой области //Тезисы научно-краеведческой конференции, посвященной основателю Липецкого областного краеведческого музея Трунову М.П. Липецк, 1995. С.129-131. 0,18 п.л. 11.Ростом Г.Р. Новые блоки знаний при изучении социальной инфраструктуры в школьном курсе географии //География в школе будущего. (Тезисы Международной научнопрактической конференции). М.,МПГУ, 1997. С.75-78. 0,24 п.л. 12.Ростом Г.Р. Образование населенных пунктов на территории современной Липецкой области //Проблемы региональной истории России. Сб. статей в 3-х частях. Часть 2. Липецк, 1997 С.128-134. 0,42 п.л. 13.Ростом Г.Р. Определение социально-инфраструктурного потенциала сельских территориальных систем Липецкой области //Проблемы экономического, социального и экологического развития Центрального Черноземья накануне XXI века: Материалы межрегиональной научной конференции. Воронеж: изд-во ВГПУ, 1998. С.52-54. 0,18 п.л. 14.Ростом Г.Р. Особенности пространственной организации социальной инфраструктуры Липецкой области //Географическая наука и образование, географическая политика и история. Труды XI съезда РГО.т.4.СПб,2000. С.119-121. 0,18 п.л. 15.Ростом Г.Р. Особенности размещения сети лечебно-профилактических учреждений в сельской местности //Медицинская география: переходный период. Материалы IX конференции по медицинской географии /под ред. акад. Келлера А.Н. СПб, 1995. С.101. 0,06 п.л. 16
Стр.16
16.Ростом Г.Р. Особенности территориальной организации социальной инфраструктуры Липецкой области //Научные труды Московского педагогического университета им.В.И.Ленина. Сер.ест.науки М.: Прометей, 1996. С.203-204. 0,12 п.л. 17.Ростом Г.Р. Оценка обеспеченности лечебно профилактическими учреждениями городских поселений //Медицинская география: переходный период. Материалы IX конференции по медицинской географии/под ред. акад. Келлера А.Н. СПб, 1995. С.100. 0,06 п.л. 18.Ростом Г.Р. Параметризованная характеристика территориальной системы инфраструктурных объектов городских поселений Липецкой области //Тезисы 7-ой межвузовской конференции молодых ученых. Липецк, 1993. С.100-104. 0,3 п.л. 19.Ростом Г.Р. Проблемы развития социальной инфраструктуры в условиях перехода экономики к рынку //Теоретические и практические вопросы рыночных отношений и проблемы реформирования экономики. Тезисы докладов областной научно-практической конференции.1.Липецк, 1995. С.234-235. 0,12 п.л. 20.Ростом Г.Р. Проблемы сбалансированного развития социальной инфраструктуры в локальных сельских социально-экономических системах Липецкой области //Территориальная организация общества и управление в регионах. Материалы международной научнопрактической конференции. Воронеж: изд-во ВГПУ, 1998. С.79-81. 0,18 п.л. 21.Ростом Г.Р. Результаты мелкомасштабных экономико - географических исследований обустроенности районов Липецкой области автодорогами с твердым покрытием //Вопросы естествознания. Межвузовский сб. научн. работ. Вып. 5. Липецк, 1997. С. 100-104. 0,3 п.л. 22.Ростом Г.Р. Сопряженный анализ взаимовлияния территориальных систем расселения и социальной инфраструктуры // Человек в зеркале современной географии Тезисы 2-ой научнопрактической конференции. Смоленск, 1996. С.234-235. 0,12 п.л. 23.Ростом Г.Р. Социально - инфраструктурное зонирование сельской местности (на примере Липецкой области) //География и региональная политика. Материалы международной научной конференции в2-х частях. Часть 1. Смоленск: изд-во СГУ1997. С.182-184. 0,18 п.л. 24.Ростом Г.Р.Территориальная организация социальной инфраструктуры Липецкой области в условиях мелкоселенного расселения //Вопросы естествознания. Материалы 10-ой межвузовской конференции преподавателей, аспирантов и студентов. Вып.4. Липецк, 1996. С.136. 0,06 п.л. 25.Ростом Г.Р. Уровень жизни населения Липецкой области и его территориальная дифференциация. //Тезисы научно-краеведческой конференции, посвященной основателю Липецкого областного краеведческого музея Трунову М.П. Липецк, 1995. С.131-133. 0,18 п.л. 26.Ростом Г.Р. Учет потребностей регионального комплекса при изучении социальной инфраструктуры //Н.М.Пржевальский и современное страноведение. Материалы научнопрактической конференции. Смоленск: изд-во СГУ, 1999. Ч.II. С.125-126. 0,12 п.л. 17
Стр.17
Содержание работы Введение Глава 1. Социальная инфраструктура как территориальная система. 1.1. Место социальной инфраструктуры в системе инфраструктуры. Состав социальной инфраструктуры. 1-2. Социальная инфраструктура как составная часть инфраструктурнотерриториальных комплексов. 1-3. Факторы территориальной организации социальной инфраструктуры. 1-4. Методика исследования географии социальной инфраструктуры. Глава 2. Условия территориальной организации социальной инфраструктуры в Липецкой области. 2-1. Исторические этапы заселения и формирования системы расселения в Липецкой области. 2-2. Географические особенности размещения населения и его расселения. 2-3. Демографические условия размещения объектов социальной инфраструктуры. 2-4. Транспортная доступность сельских поселений как условие функционирования межселенных систем обслуживания населения.. 2-5. Комплексная оценка условий размещения социальной инфраструктуры в Липецкой области. Глава 3. Современная география социальной инфрструктуры сельских поселений Липецкой области. 3-1. География школ. 3-2. География детских садов. 3-3. География медицинских учреждений. 3-4. География торговых учреждений. 3-5. География клубных учреждений. 3-6. География сельских поселений, не имеющих объектов социальной инфраструктуры. 3-7 Группы и типы сельских социально-инфраструктурных систем в Липецкой области Заключение Список литературы Приложения 18
Стр.18

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ