УДК 532.91 Снижение вертикальной нагрузки самолета при движении по неровным взлетно-посадочным полосам управлением характеристиками амортизированных стоек шасси А. <...> Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия На основе предварительных расчетов динамической нагруженности самолета, имеющего параметры, близкие к параметрам самолета Ту-334, показано, что снижение нагруженности самолета при разбеге и пробеге по неровной взлетнопосадочной полосе (ВПП) может быть реализовано посредством управляемого изменения характеристик амортизационных стоек шасси при взлете и посадке. <...> При управлении колебаниями самолета путем изменения характеристик амортизационных стоек с формированием сигналов обратной связи по углу тангажа или по вертикальной перегрузке динамическая нагруженность самолета может быть уменьшена соответственно на 5 и 10… <...> Управление жесткостью амортизационных стоек оказывается неэффективным, что обусловлено большим запаздыванием в процессе изменения упругих характеристик стоек шасси (порядка 0,5… <...> Эффект снижения динамической нагруженности достигается на основе управления демпфированием стоек (при реальном быстродействии изменения площади дросселирующих отверстий 0,001 с). <...> Выполнение этого условия позволит понизить требования к качеству и обслуживанию взлетно-посадочных полос (ВПП), снизить стоимость создания и содержания аэродромов, что очень важно при реализации полетов по малонагруженным линиям. <...> Шасси предназначены не только для ограничения перегрузки при посадочных ударах и обеспечения требуемого нормами летной годности транспортных самолетов числа взлетов и посадок (25 тыс.) <...> [1], но и для уменьшения динамических нагрузок планера летательного аппарата (ЛА) при разбеге и пробеге по ВПП (длина дистанции для пассажирских и транспортных самолетов за срок службы составляет более 200 тыс. км). <...> При этом даже при использовании достаточно 1 В.А. Брусов, В.Н. Наумов, Д.А. Чижов, А.А. Долгополов, Ю.Ю <...>