Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Ботаника (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКорягина Наталья Викторовна
АвторыКорягин Юрий Викторович
ИздательствоРИО ПГСХА
Страниц351
ID278743
АннотацияУчебное пособие составлено в соответствии с программой курса «Ботаника» для сельскохозяйственных вузов. В пособии представлены теоретические вопросы и практические задания по цитологии, гистологии, вегетативным и генеративным органам растений, систематике, а также основам экологии и географии растений.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию
Кому рекомендованоДля бакалавров по направлению 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
УДК581(075)
ББК28.5я7
Корягина, Н.В. Ботаника : учеб. пособие / Ю.В. Корягин; Н.В. Корягина .— Пенза : РИО ПГСХА, 2014 .— 351 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/278743 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Растения широко используются человеком как пища или корм для животных, как источник сырья для хозяйственной деятельности (прядильные, красильные, дубильные и др.), как ценные лекарственные средства. <...> Встречаются и более крупные клетки, например, лубяные волокна некоторых прядильных растений имеют длину более 20 см. Крупные клетки имеют отдельные виды водорослей и грибов. <...> Рисунок 1 – Строение растительной клетки 1 – ядро; 2 – ядерная оболочка; 3 – ядерная пора; 4 – ядрышко; 5 – хроматин; 6 – кариоплазма; 7 – клеточная стенка; 8 – плазмалемма; 9 – плазмодесмы; 10 – агранулярная эндоплазматическая сеть; 11 – гранулярная эндоплазматическая сеть; 12 – митохондрия; 13 – рибосомы; 14 – лизосома; 15 – хлоропласт; 16 – диктиосома; 17 – гиалоплазма; 18 – тонопласт; 19 – вакуоль Все компоненты клетки можно разделить на две группы: а) протопласт; б) производные протопласта. <...> Производные протопласта представляют собой продукты жизнедеятельности органелл. <...> Вначале образуются первичные производные протопласта – клеточная стенка и клеточный сок. <...> Затем образуются вторичные производные протопласта – запасные питательные вещества (крахмал, белки, жиры) и отбросы, например кристаллы оксалата кальция. <...> Круговое движение цитоплазмы можно наблюдать в листьях водяного растения элодеи, или водяной чумы, которая часто встречается в прудах и реках. <...> Движение цитоплазмы хорошо заметно в середине листа, где находится жилка, а также в клетках, прилегающих к ней. <...> Движение бесцветной цитоплазмы отчетливо видно по перемещающимся хлоропластам, которые окрашены в зеленый цвет. <...> Первичные клеточные стенки двух соседних клеток соединены между собой межклеточным веществом, состоящим из протопектинов. <...> Порой называют неутолщенные места во вторичной оболочке стенки клетки (рисунок 7). <...> Стенки клеток могут пропитываться минеральными солями, чаще всего карбонатом кальция и кремнеземом. <...> Простые крахмальные зерна обычно одиночные, округлой или яйцевидной <...>
БОТАНИКА.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.347
Стр.348
Стр.349
Стр.350
БОТАНИКА.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА» Кафедра биологии, экологии и химии им. А.Ф Блинохватова Н.В. Корягина Ю.В. Корягин БОТАНИКА Учебное пособие Допущено Учебно-методическим объединением вузов Российской Федерации по агрономическому образованию в качестве учебного пособия для подготовки бакалавров по направлению 35.03.07 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» Пенза 2014 1
Стр.1
УДК 581(075) ББК 28.5(я7) К 70 Рецензенты – доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры переработки сельскохозяйственной продукции Пензенской ГСХА В.А. Варламов, доктор сельскохозяйственных наук, доцент кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений Г.А. Карпова Корягина, Н.В. К 70 Ботаника: учебное пособие / Н.В. Корягина, Ю.В. Корягин. – Пенза: РИО ПГСХА, 2014. – 350 с. Учебное пособие составлено в соответствии с программой курса «Ботаника» для сельскохозяйственных вузов. В пособии представлены теоретические вопросы и практические задания по цитологии, гистологии, вегетативным и генеративным органам растений, систематике, а также основам экологии и географии растений. © ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА, 2014 © Н.В. Корягина, Ю.В. Корягин, 2014 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….. 3 АНАТОМИЯ И МОРФОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ………………… 4 Глава I РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА……………………….. 4 ПРОТОПЛАСТ………………………………………………… 6 ЦИТОПЛАЗМА………………………………………………… 6 ОРГАНЕЛЛЫ ЦИТОПЛАЗМЫ…………………………….. 9 ПЛАСТИДЫ……………………………………………………. 11 ЯДРО…………………………………………………………….. 14 СТРУКТУРНАЯ СИСТЕМА ЯДРА………………………… 15 ДЕЛЕНИЕ ЯДРА И КЛЕТКИ………………………………. 16 ПРОИЗВОДНЫЕ ПРОТОПЛАСТА……………………….. 21 КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА……………………………………… 21 КЛЕТОЧНЫЙ СОК………………………………………….. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В КЛЕТКЕ…….. 25 31 ВКЛЮЧЕНИЯ………………………………………………… 34 ЦИТОЛОГИЯ…………………………………………………. 41 Тема 1 Световые микроскопы, временные препараты………. 41 Тема 2 Форма клеток, хлоропласты……………………………… 47 49 Тема 3 Строение клетки эпидермы сочной чешуи луковицы лука……………………………………………………………………… Тема 4 Движение цитоплазмы в клетках волосков эпидермы стебля или листа тыквы………………………………. 51 Тема 5 Хромопласты в клетках мякоти зрелых плодов…….. 52 Тема 6 Запасные питательные вещества. Запасной крахмал 54 57 Тема 7 Алейроновые зерна в клетках эндосперма зерновки пшеницы и семядолей фасоли…………………………………….. Глава 2 ТКАНИ……………………………………………….. 62 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ……………………………. 63 Тема 8 Образовательные ткани. Первичная меристема…….. 64 ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ……………………………………… 67 Тема 9 Первичная покровная ткань – эпидерма……………… 76 78 Тема 10 Вторичный и третичный покровные комплексы – перидерма и корка …………………………………………………… МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ………………………………….. 80 Тема 11 Механические ткани……………………………………… 84 ПРОВОДЯЩИЕ ТКАНИ……………………………………. 86 347
Стр.347
Тема 12 Проводящие ткани………………………………………… 93 Тема 13 Проводящие пучки……………………………………….. 97 ОСНОВНАЯ ТКАНЬ………………………………………….. 99 Тема 14 Основные ткани…………………………………………… 100 ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ……………………………….. 101 Вопросы к модулю по теме: «Клетка, ткани»………………… 105 Глава 3 ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ……………………… 108 КОРЕНЬ ………………………………………………………… 108 АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ……………….. 112 ПЕРВИЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ………………………. 112 ВТОРИЧНОЕ СТРОЕНИЕ КОРНЯ……………………….. 114 ВИДОИЗМЕНЕНИЯ КОРНЕЙ……………………………… 115 Тема 15 Проросток …………………………………………………. 120 Тема 16 Типы и формы корневых систем……………………… 124 126 Тема 18 Микроскопическое строение корня двудольных растений (вторичное строение)……………………………………. 128 Тема 19 Запасающие корни – корнеплоды…………………… 132 Тема 17 Зоны корня. Микроскопическое строение корня однодольных растений (первичное строение)……………………. СТЕБЕЛЬ И ПОБЕГ………………………………………….. 137 АТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ…………………. 143 144 СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ ОДНОДОЛЬНОГО ТРАВЯНИСТОГО РАСТЕНИЯ…………………………………………… СТРОЕНИЕ СТЕБЛЕЙ ДВУДОЛЬНЫХ ТРАВЯНИСТЫХ РАСТЕНИЙ……………………………………………. СТРОЕНИЕ СТЕБЛЯ МНОГОЛЕТНЕГО ДРЕВЕСНОГО РАСТЕНИЯ………………………………… МЕТАМОРФОЗЫ ПОБЕГА…………………………………. 156 147 151 Тема 20 Разнообразие побегов…………………………………… 158 Тема 21 Микроскопическое строение стебля голосеменных и древесных покрытосеменных (двудольных) растений – непучковое строение…………………………………………………… 160 Тема 22 Микроскопическое строение стебля травянистых двудольных растений……………………………………………….. 165 Тема 23 Микроскопическое строение стебля однодольных растений……………………………………………………………….. 169 ЛИСТ……………………………………………………………... 173 АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА………………... 179 МЕТАМОРФОЗЫ ЛИСТЬЕВ……………………………….. 183 Тема 24 Макроскопическое строение листа…………………… 184 348
Стр.348
Тема 25 Микроскопическое строение листа…………………… 187 Вопросы к модулю по теме: «Вегетативные органы»………. 190 Глава 6 ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ……………………… 192 ЦВЕТОК…………………………………………………………. 192 Тема 26 Цветок………………………………………………………. 205 Тема 27 Формула и диаграмма цветка…………………………. 206 Тема 28 Классификация соцветий………………………………. 210 СЕМЯ …………………………………………………………… 215 Тема 29 Строение и классификация семян……………………. 217 ПЛОД…………………………………………………………… 220 Тема 30 Строение и классификация плодов………………….. 226 Вопросы к модулю по теме: «Генеративные органы»………. 228 Глава 7 ВВЕДЕНИЕ В СИСТЕМАТИКУ РАСТЕНИЙ…… 230 Тема 31 Царство Дробянки ………………………………………. 230 ЦАРСТВО ГРИБЫ…………………………………………… 236 Тема 32 Низшие грибы……………………………………………. 239 Тема 33 Высшие грибы……………………………………………. 243 Тема 34 Отдел Слизевики ………………………………………… 261 Тема 35 Отдел Лишайники……………………………………….. 263 ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ………………………………………. 266 НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ, ИЛИ ВОДОРОСЛИ…………….. 266 Тема 36 Водоросли………………………………………………….. 266 Отдел Зеленые водоросли………………………………………… 266 Отдел Диатомовые водоросли…………………………………… 274 Отдел Бурые водоросли…………………………………………… 276 Отдел Красные водоросли………………………………………… 278 Вопросы к модулю по теме: «Низшие организмы»…………. 281 ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ……………………………………… 282 Тема 37 Высшие споровые растения…………………………… 282 Отдел Моховидные…………………………………………………. 282 Отдел Плауновидные ………………………………………………. 284 Отдел Хвощевидные ……………………………………………….. 286 Отдел Папоротниковидные……………………………………….. 288 СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ…………………………………… 291 Отдел Голосеменные, или Сосновые …………………………… 291 ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ…………………………… 298 КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ. ПОДКЛАСС РАНУНКУЛИДЫ 299 349
Стр.349
Семейство ЛЮТИКОВЫЕ…………………………………………. 299 300 Тема 38 Определение растений семейства ЛЮТИКОВЫЕ… 300 ПОДКЛАСС РОЗИДЫ………………………………………… 302 Семейство РОЗОВЫЕ………………………………………… 302 МЕТОДИКА ОПИСАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСТЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ СЕМЕЙСТВА ЛЮТИКОВЫЕ Тема 39 Определение растений семейства РОЗОВЫЕ……… 303 Семейство БОБОВЫЕ ………………………………………… 304 Тема 40 Определение растений семейства БОБОВЫЕ……… 304 Семейство ЗОНТИЧНЫЕ или СЕЛЬДЕРЕЙНЫЕ………... 305 Тема 41 Определение растений семейства ЗОНТИЧНЫЕ или СЕЛЬДЕРЕЙНЫЕ……………………………………………… 305 ПОДКЛАСС ЛАМИДЫ……………………………………… 306 Семейство ПАСЛЕНОВЫЕ …………………………………. 306 Тема 42 Определение растений семейства ПАСЛЕНОВЫЕ 306 Семейство ЯСНОТКОВЫЕ (ГУБОЦВЕТНЫЕ)………….. 307 307 Тема 43 Определение растений семейства ЯСНОТКОВЫЕ (ГУБОЦВЕТНЫЕ)…………………………………………………… Тема 44 Определение растений семейства АСТРОВЫЕ (СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ)……………………………………………… ПОДКЛАСС АСТЕРИДЫ…………………………………….. 308 Семейство АСТРОВЫЕ или СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ……… 308 308 КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ. ПОДКЛАСС ЛИЛИИДЫ….. 309 Семейство ЛИЛЕЙНЫЕ………………………………………. 309 Тема 45 Определение растений семейства ЛИЛЕЙНЫЕ…… 309 Семейство МЯТЛИКОВЫЕ или ЗЛАКОВЫЕ…………… 310 Тема 46 Определение растений семейства МЯТЛИКОВЫЕ 311 Семейство ОСОКОВЫЕ ………………………………………. 311 Тема 47 Определение растений семейства ОСОКОВЫЕ……. 312 312 Вопросы к модулю по темам: «Царство растения», «Покрытосеменные»……………………………………………….. Глава 8 ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ……………… 313 РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА……………………….. 323 Глава 9 ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ РАСТЕНИЙ ……………. 326 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ЭКОЛОГИИ И ГЕОБОТАНИКЕ 335 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………. 337 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………….. 346 ОГЛАВЛЕНИЕ……………………………………………………. 347 350
Стр.350

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ