БУТУЕВА СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для студентов направления 040100.62 Социальная работа ИЗДАТЕЛЬСТВО Улан-Удэ 2014 УДК 577.7 (075.8) ББК 60.542.18 Б 935 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Рецензенты Д.Д. <...> Бадараев кандидат социологических наук Н.Г. Лагойда кандидат философских наук Бутуева З.А. <...> Учебно-методическое пособие включает краткое содержание курса, задания к практическим занятиям и самостоятельной работе, контрольно-тестовые задания, примерную тематику курсовых, дипломных работ, вопросы по курсу, глоссарий. <...> Данное пособие адресовано студентам специальности «Социальная работа». <...> УДК 577.7 (075.8) ББК 60.542.18 © Бурятский госуниверситет, 2014 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления 040100.62 Социальная работа. <...> В настоящее время актуальными становятся исследования в области жизнедеятельности старшего населения, изучение места и роли данной возрастной группы в обществе, перспектив развития «стареющего» общества, обязанностей и гарантий общества и государства по отношению к старшим гражданам, социальной политики в отношении старшего поколения. <...> Социальный работник, призванный на практике осуществлять деятельность, должен владеть знаниями об основных потребностях людей преклонного возраста, их возможностях, личностном потенциале и в соответствии с этим оптимальном и реальном месте и роли старших граждан в общественных отношениях. <...> Такие знания, дающие специалисту объективные комплексные представления о стареющем человеке и социуме, их разнообразных взаимосвязях и специфических особенностях, социальному работнику предлагает социальная геронтология. <...> В пособии рассматриваются вопросы биосоциальной сущности старения и старости; старение населения как демографический процесс со всеми его социальными последствиями; своеобразие <...>
Социальная_геронтология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
З.А. БУТУЕВА
СОЦИАЛЬНАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для студентов
направления 040100.62 Социальная работа
ИЗДАТЕЛЬСТВО
Улан-Удэ
2014
Стр.3
УДК 577.7 (075.8)
ББК 60.542.18
Б 935
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
Д.Д. Бадараев
кандидат социологических наук
Н.Г. Лагойда
кандидат философских наук
Бутуева З.А.
Б 935 Социальная геронтология: учебно-методическое пособие.
- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета,
2014. - 56 с.
Учебно-методическое пособие включает краткое содержание
курса, задания к практическим занятиям и самостоятельной работе,
контрольно-тестовые задания, примерную тематику курсовых,
дипломных работ, вопросы по курсу, глоссарий.
Данное пособие адресовано студентам специальности «Социальная
работа».
УДК 577.7 (075.8)
ББК 60.542.18
© Бурятский госуниверситет, 2014
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов направления
040100.62 Социальная работа. Квалификация: бакалавр.
В настоящее время актуальными становятся исследования в области
жизнедеятельности старшего населения, изучение места и роли
данной возрастной группы в обществе, перспектив развития «стареющего»
общества, обязанностей и гарантий общества и государства
по отношению к старшим гражданам, социальной политики в
отношении старшего поколения.
Социальный работник, призванный на практике осуществлять
деятельность, должен владеть знаниями об основных потребностях
людей преклонного возраста, их возможностях, личностном потенциале
и в соответствии с этим оптимальном и реальном месте и
роли старших граждан в общественных отношениях. Такие знания,
дающие специалисту объективные комплексные представления о
стареющем человеке и социуме, их разнообразных взаимосвязях и
специфических особенностях, социальному работнику предлагает
социальная геронтология.
В пособии рассматриваются вопросы биосоциальной сущности
старения и старости; старение населения как демографический процесс
со всеми его социальными последствиями; своеобразие медико-биологических,
психологических, социально-гигиенических
проблем пожилого возраста; роль и место старшей возрастной
группы в современном обществе; сравнительный анализ отношения
государства и общества к старшему населению в России и за рубежом;
проблемы социальной работы с людьми преклонного возраста;
возможности благополучной адаптации к пенсионному периоду
жизни.
Содержание пособия обеспечивает получение системы знаний,
которые образуют стержень теоретической подготовки социального
работника к работе с людьми старшего возраста, и формирование
стратегической профессиональной ориентации специалиста.
Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов систематизированное
и целостное научное представление о социальных
аспектах старости и старения индивида и общества, месте и роли
старших граждан в системе общественных связей и отношений.
3
Стр.5
Задачи дисциплины:
1) ознакомить студентов с основным понятийнокатегориальным
аппаратом учебной дисциплины;
2) сформировать системные знания как по дисциплине в целом,
так и по каждой изучаемой теме;
3) раскрыть специфику социальной работы с людьми преклонного
возраста;
4) обучить различным методам для разрешения проблем престарелых
людей;
5) развивать теоретическое мышление и научный стиль речи
студентов на основе составления структурно-логических схем, заполнения
таблиц, составления методических рекомендаций; конспектирования,
рецензирования, аннотирования, реферирования
специальной литературы.
По окончании курса студент должен знать:
1) основные категории и понятия учебной дисциплины;
2) структуру современного геронтологического знания;
3) основные геронтологические концепции и теории;
4) особенности социальной работы с людьми старшего возраста.
Студент
должен уметь:
1) выделять основные тенденции и этапы развития геронтологического
знания;
2) использовать закономерности, принципы и функции социальной
геронтологии в сфере социального обслуживания пожилых
граждан;
3) выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования;
4)
оценивать социальное обслуживание старших граждан в соответствии
со стандартами;
5) решать практические ситуации по изучаемому курсу.
Контроль знаний студентов предполагает оценку знаний студентов
на основе их участия в практических занятиях, выполнения
самостоятельных устных и письменных работ, контрольнотестовых
заданий. В ходе изучения дисциплины применяется рейтинговая
система оценки качества знаний студентов. Завершается
курс экзаменом.
4
Стр.6