УЧРЕДИТЕЛИ:
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки Yaroslavl pedagogical
bulletin : научный журнал. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. – № 4. – Том II (Психолого-педагогические
науки). – 287 с. – ISSN 1813–145Х.
2014, № 4. – 500 экз.
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, ректор ЯГПУ (главный редактор); М. В. Новиков,
доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора);
М. И. Рожков, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологопедагогических
проблем детства РАО, Заслуженный деятель науки РФ (зам. главного редактора);
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, профессор, директор департамента образования Ярославской
области (зам. главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США;
Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, профессор; В. Н. Белкина, доктор педагогических наук,
профессор; Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, профессор, Заслуженный деятель науки РФ;
А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор; И. А. Иродова, доктор педагогических наук,
профессор; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета Хагена, директор Института
психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор; С. Г. Макеева,
доктор педагогических наук, профессор; Н. В. Нижегородцева, доктор психологических наук, профессор;
Ю. П. Поваренков, доктор психологических наук, профессор; Н. Х. Розов, доктор физико-математических
наук, профессор, член-корреспондент РАО, декан факультета педагогического образования Московского
государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор педагогических наук,
доцент; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор; Р. Смит, профессор Университета
Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова, доктор педагогических наук, профессор; А. П. Чернявская,
доктор педагогических наук, профессор; В. В. Юдин, доктор педагогических наук, доцент; А. В. Юревич,
доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент
РАН; А. В. Ястребов, доктор педагогических наук, профессор.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых публикуются основные
научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Адрес редакции:
150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108
Тел.: (4852) 30–55–96 (научная часть), 72–64–05, 32–98–69 (издательство)
Адреса в Интернете: http://yspu.org/; http://vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № 77–15549 от 26 мая 2003 г.
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
© ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2014
© Авторы статей, 2014
Стр.2
Ярославский педагогический вестник –2014 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки)
ЯРОСЛАВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙВЕСТНИК
YAROSLAVL PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
2014 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки)
Главный редактор В. В. Афанасьев
Ответственный редактор К. Ю. Климова
Текст на иностранном языке печатается в авторской редакции
Переводы на английский язык – Е. В. Мишенькина
Объем 36 п. л., 29 уч.-изд. л. Формат 6090/8.
Печать ризографическая. Заказ № 315. Тираж 500 экз.
Дата выхода в свет: 30.12.2014
Цена свободная
Издатель
ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ)»
150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108
Отпечатано в типографии: ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Адрес типографии:
150000, г. Ярославль, Которосльная наб., 44
Стр.3
Ярославский педагогический вестник –2014 – № 4 – Том II (Психолого-педагогические науки)
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
Том II (Психолого-педагогические
науки)
№ 4 – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Юбилей ученого ______________________________________________________________________________________7
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Новиков М. В. Первая мировая война и аспекты национального воспитания в России _____________________________9
Макеева С. Г., Лихоманов Н. И. Идеи духовно-нравственного воспитания в святоотеческом
наследии отечественной педагогики_________________________________________________________________________15
Гущина Т. Н. Тьюторское сопровождение развития социальной одаренности обучающихся_______________________19
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Представления учащихся, родителей и методистов
об особенностях личности эффективного учителя _____________________________________________________________25
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Афанасьев В. В. Геометрия автобусных маршрутов ________________________________________________________31
Хамов Г. Г., Тимофеева Л. Н. Использование теории многочленов для составления
и решения диофантовых уравнений _________________________________________________________________________36
Кравцова Е. Г., Бурухин С. Ф. Внеурочная деятельность как средство реализации
спортивно-оздоровительной работы со школьниками __________________________________________________________41
Серебренников Л. Н., Мейер К. Д. Состояние и тенденции развития технологического образования в зарубежных
странах_________________________________________________________________________________________________47
Ушакова М. Е. Формирование толерантного сознания в детских коллективах дошкольных учреждений РФ _________55
Байбородова Л. В., Кузнецова О. В. Развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в
разновозрастной группе___________________________________________________________________________________58
Белкина В. Н., Тимофеева Н. А. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых
государственных образовательных стандартов ________________________________________________________________65
Мысан И. В. Методика обогащения речи детей дошкольного возраста фразеологизмами _________________________70
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Чернявская А. П. Организация обучения, ориентированного на результат______________________________________74
Бочкарева О. В. Диалогическая природа художественного образа в детском музыкальном анимационном фильме ____78
Смирнова А. Н. Трудности подготовки иностранных курсантов к обучению в российском военном вузе
и пути их преодоления____________________________________________________________________________________84
Богун В. В., Юдин В. В., Батракова Л. Г., Поваренков Ю. П. Развитие мотивации студентов вузов
при обучении математике с использованием информационно-коммуникационных технологий________________________89
Онышкив З. М. Стандартизация профессионально-педагогической подготовки будущих учителей
начальных классов в зарубежных странах ____________________________________________________________________95
Сухорукова Л. Н., Мирнова М. Н. Методическая деятельность студентов-биологов как процесс
профессионально-педагогической подготовки _______________________________________________________________102
Холод Н. И., Егорова О. С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной
деятельности студентов по иностранному языку _____________________________________________________________108
Харина М. В. Модели развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов
технического вуза в интегрированной информационной обучающей среде________________________________________114
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Вьюшин С. Г., Викулов А. Д. Физическое развитие студентов-первокурсников и необходиомость его коррекции ____119
Ляшков В. В. Модель развития детского хоккея на примере СДЮШОР ХК «Локомотив»________________________123
Пищалов Е. В., Глушков С. П. Эффект воздействия интервальной гипоксической тренировки
на организм легкоатлета _________________________________________________________________________________128
Алиев Н. Р., Щербинина Ю. Л. Динамика физического развития подростков с умственной отсталостью
на занятиях с элементами силовой тренировки_______________________________________________________________133
Шубина Е. В., Черная Н. Л., Маскова Г. С., Засухина О. М. Комплексный подход
к коррекции трофологического и адаптивного статуса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата___________136
3
Стр.4