Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: монография (290,00 руб.)

0   0
АвторыЮдина Анна Ивановна, Кудрина Екатерина Леонидовна
ИздательствоКемГУКИ
Страниц315
ID278223
АннотацияВ монографии представлен социально-культурный подход к созданию благоприятных условий для существенного сокращения масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства.
Кому рекомендованоМонография предназначена для ученых, аспирантов, соискателей, докторантов, руководителей и специалистов органов управления образованием, культурой и учреждений, работающих с семьей и детьми
ISBN978-5-8154-0274-4
ББК74.6
Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: монография / А.И. Юдина, Е.Л. Кудрина .— Кемерово : КемГУКИ, 2013 .— 315 с. — ISBN 978-5-8154-0274-4 .— URL: https://rucont.ru/efd/278223 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кудрина СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ Монография Кемерово 2013 1 УДК 37.013.42 ББК 74.664.6 Ю16 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, проректор по творческой и международной деятельности ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» П. П. Терехов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» Н. Н. Ярошенко Юдина, А. <...> Ю16 Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: теоретико-методологические основания, методика и технология [Текст]: монография / А. И. Юдина, Е. Л. Кудрина. <...> В монографии представлен социально-культурный подход к созданию благоприятных условий для существенного сокращения масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширения практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшения положения таких детей, расширения правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания. <...> Социально-культурный подход к формированию системы сохранения семейного окружения потенциальных социальных сирот. <...> Социально-культурное проектирование концептуальной модели предупреждения социального сиротства. <...> Социально-педагогический эксперимент по реализации концептуальной модели предупреждения социального сиротства. <...> Технологическая карта реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства. <...> Социально-культурные и педагогические технологии предупреждения социального сиротства. <...> Институциональное взаимодействие по реализации концепции <...>
Социально-педагогическая_концепция_предупреждения_социального_сиротства_монография.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Стр.13
Стр.14
Социально-педагогическая_концепция_предупреждения_социального_сиротства_монография.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» А. И. Юдина Е. Л. Кудрина СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ, МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ Монография Кемерово 2013 1
Стр.1
УДК 37.013.42 ББК 74.664.6 Ю16 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, проректор по творческой и международной деятельности ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» В. Д. Пономарев, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» П. П. Терехов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» Н. Н. Ярошенко Юдина, А. И., Кудрина, Е. Л. Ю16 Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: теоретико-методологические основания, методика и технология [Текст]: монография / А. И. Юдина, Е. Л. Кудрина. – Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 315 с. ISBN 978-5-8154-0274-4. В монографии представлен социально-культурный подход к созданию благоприятных условий для существенного сокращения масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширения практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшения положения таких детей, расширения правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания. Монография предназначена для ученых, аспирантов, соискателей, докторантов, руководителей и специалистов органов управления образованием, культурой и учреждений, работающих с семьей и детьми. УДК 37.013.42 ББК 74.664.6. ISBN 978-5-8154-0274-4 © Юдина А. И., Кудрина Е. Л., 2013 © ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», 2013 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение..................................................................................................... 5 Глава I. Теория и методология исследования социального сиротства: генезис, сущность, предупреждение 1.1. Генезис предупреждения социального сиротства в России........... 15 1.2. Методологические основы педагогики предупреждения социального сиротства в современных исследованиях................................. 30 1.3. Социально-культурный подход к формированию системы сохранения семейного окружения потенциальных социальных сирот.... 49 Выводы по главе I.................................................................................... 72 Глава II. Теоретико-методические основы социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства 2.1. Социально-культурное проектирование концептуальной модели предупреждения социального сиротства................................................. 75 2.2. Социально-педагогический эксперимент по реализации концептуальной модели предупреждения социального сиротства................... 90 2.3. Технологическая карта реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства.............................. 116 Выводы по главе II................................................................................... 129 Глава III. Условия реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства 3.1. Социально-культурные и педагогические технологии предупреждения социального сиротства................................................................. 131 3.2. Институциональное взаимодействие по реализации концепции предупреждения социального сиротства................................................. 144 3.3. Оценка результативности реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства.............................. 166 Выводы по главе III................................................................................. 184 3
Стр.3
Заключение................................................................................................ 186 Список литературы.................................................................................. 191 Приложение 1. Социальный проект «МиР» по организации работы с семьями несовершеннолетних, определяемых в специализированные учреждения для детей в трудной жизненной ситуации.................. 221 Приложение 2. Положение о городском координационном Совете по делам семьи, женщин и детей.............................................................. 243 Приложение 3. Межведомственный проект «Моя крепкая семья»..... 245 Приложение 4. Положение о проведении городского конкурса «Мой город – моя семья»........................................................................... 263 Приложение 5. Проект «Университет здоровой семьи» по пропаганде здорового образа жизни семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации................................................................................... 267 Приложение 6. Положение о «Терапевтическом сообществе»............ 275 Приложение 7. «Социальная поликлиника» – социальный проект по организации работы групп временного пребывания для подростков, склонных к употреблению психоактивных веществ.............................. 285 Приложение 8. Социальный проект «Росток» по организации работы групп временного пребывания детей дошкольного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации............................................ 301 Приложение 9. Форма социально-педагогической диагностики несовершеннолетнего и его семьи............................................................ 309 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Преобразования в социально-экономической ситуации в России, произошедшие за последние десятилетия, привели не только к позитивным изменениям в жизнедеятельности общества, но и обозначили целый ряд негативных сторон в различных сферах жизни, отразившихся на социализации детей и подростков. Одной из наиболее значимых негативных тенденций является кризис института семьи, следствием которого выступает неуклонный рост количества социальных сирот, детской безнадзорности и беспризорности, преступности. Анализ данных, раскрывающих негативные последствия проблем семьи, экономики и социально-культурной сферы, свидетельствует, что кризисные явления продолжают усугубляться. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 2011 г. Президент обозначил приоритетные направления государственной политики в области детства, среди которых особое внимание уделено поддержке детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, через формирование и развитие ценностей здорового образа жизни; профилактику жестокого обращения с несовершеннолетними; педагогическое сопровождение социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; пропаганду семейного воспитания на государственном уровне. Особая роль в решении указанных задач возлагается на систему социальной защиты населения, образования, отечественной культуры и общества в целом. Особое беспокойство вызывает распространение негативного общественного явления – социального сиротства. Данные Министерства образования Российской Федерации констатируют, что более 85 % в контингенте сирот составляют дети, оставшиеся «сиротами» при живых родителях, каждый четвертый из числа детей-сирот – это так называемые «казенные» дети, помещенные в организации для детей-сирот систем образования, здравоохранения, социального обслуживания населения и другие учреждения. На фоне снижения абсолютных показателей выявленных в последние годы биологических и социальных сирот (что объясняется сокращением общей популяции детского населения в стране) особое беспокойство вызывает негативная тенденция последовательного возрастания удельного веса численности детей, переданных на полное государственное обеспечение. Недопустимо высокой остается численность детей, содержащихся в учреждениях интернатного типа (более 105 688 тыс. детей в 2011 году)1 . 1 Проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013–2020 годы: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //россия-без-сирот.рф 5
Стр.5
Проводимая государством политика деинституциализации детских сиротских учреждений реализуется недостаточно эффективно. Комплексное, системное решение проблем семейного неблагополучия и улучшения положения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во всех сферах их жизнедеятельности возможно в рамках специальной Федеральной целевой программы. В этой связи, своевременным и актуальным документом стал проект Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013–2020 годы, который в настоящее время проходит публичное обсуждение. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для существенного сокращения масштабов семейного неблагополучия, социального сиротства, расширения практики передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания, улучшение положения таких детей, расширение правовых, материальных и социальных гарантий их полноценного развития и воспитания. Помимо решения проблем предупреждения социального сиротства на законодательном уровне, одной из наиболее важных психолого-педагогических задач на современном этапе является поиск новых технологий, методов и форм, направленных на обеспечение позитивной социализации детей в трудной жизненной ситуации. В этой связи проблема создания комплекса условий для сохранения семейного окружения детей с целью предупреждения социального сиротства приобретает особое значение. Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике показал, что проблемы не могут быть разрешены в рамках традиционной парадигмы воспитания. Все большую актуальность приобретает такие сферы деятельности социальных работников, сотрудников учреждений социально-культурной сферы, социальных педагогов, как сопровождение и социально-педагогическая реабилитация на основе социально-культурного проектирования. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует определенное количество научных исследований отечественных и зарубежных ученых, с разных позиций раскрывающих вопросы теории и практики педагогики предупреждения социального сиротства. В научных трудах ученых И.Ф. Дементьевой, Е.М. Рыбинского, В.Б. Новичкова, Л.И. Смагиной проведен глубокий анализ общих подходов к процессу реабилитации детей-сирот. Профилактику предотвращения 6
Стр.6
роста числа отказных детей и раннюю диагностику причин этого явления исследовали С.А. Беличева, В.И. Брутман, Л.T. Журба, Н.Д. Соколова, О.В. Тиманова и др. Взаимосвязь медицинских, психологических и педагогических аспектов в процессе реабилитации детей-сирот и их интеграции в общество анализируют ученые Т.А. Добровольская, Э.И. Леонгард, Н.М. Иовчук, А.А. Северный, Е.А. Стребелева. Ученые А.И. Антонов, А.А. Лиханов, Г.Г. Силласте в научных трудах исследовали значимость организации социального партнерства субъектов микросоциума в работе с семьей и детьми-сиротами. Профессиональное самоопределение как средство поддержки детей-сирот изучали A.M. Зайцев, Л.И. Кундозерова, С.Н. Чистякова и др. Различные аспекты педагогического сопровождения анализируются в работах О.С. Газмана, М.И. Губановой, И.Д. Демаковой, Н.Б. Лаврентьевой, А.В. Мудрика и др. Проблема социализации личности получила многостороннее освещение в научной литературе. В философии показано влияние на личность общественных преобразований, обозначен механизм социализации, проанализировано соотношение объективных условий и субъективных факторов развития личности (Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Л.Н. Коган, П.П. Лямцев, А.В. Мялкин, Б.Д. Парыгин, Г.Л. Смирнов, Г.Н. Филонов, И.Т. Фролов и др.). В этике изучен процесс присвоения социально-нравственного опыта индивидом, регулирующее воздействие норм, механизм морального выбора (С.Ф. Анисимов, Л.М. Архангельский, А.И. Титаренко и др.). В социологии личностное начало проанализировано в контексте социального, личность раскрыта через деятельность и представлена как действующий субъект социальных отношений (Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, М.А. Нугаев, Г.В. Осипов, В.А. Ядов и др.). В психологии раскрыты внутренние механизмы социализации личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, А.Г. Ковалев, Д.Н. Левитов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Е.М. Пеньков, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Уманский и др.). Психолого-педагогические аспекты социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, рассматриваются в работах Л.В. Байбородовой, В.М. Бызовой, Р.А. Литвак, А.В. Мудрика и др. Социально-культурный характер образования и педагогической деятельности довольно широко представлен в работах А.Л. Андреева, 7
Стр.7
М.В. Болиной, Г.И. Гайсиной, М.Е. Дуранова, Л.Б. Зубановой, Л.А. Челпановой, Г.Н. Щедровицкого и других ученых. Немаловажным для нашего исследования, в контексте изучения проблем культурной политики как фактора формирования социальнокультурной среды, явилось обращение к трудам ученых М.А. Ариарского, С.Б. Брижатовой, Н.М. Геновой, И. Н. Ерошенкова, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Е.Л. Кудриной, В.Е. Hоваторова, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенко. Проблемы социально-культурного проектирования освещены в трудах Г.М. Бирженюка, А.П. Маркова, В.Д. Пономарева. Современная теория рассматривает социально-культурную деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Социокультурная деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. По мнению А.Д. Жаркова, в социальнокультурной деятельности новое никогда не зачеркивает и не подвергает сомнению старое, оно дополняет, развивает или отмирает, если прежнее оказалось нежизнеспособным. Поэтому теоретически социально-культурная деятельность является целостной сущностью каждого общественного явления, процесса, события, вещи, составляя при этом бесконечно сложную, многомерную структуру. Проведенный анализ научной литературы позволил определить фундаментальные подходы и теоретические положения, на которых основывались представления о различных сторонах социализации личности и таком общественном явлении как социальное сиротство. Вместе с тем исходные положения, которые ранее служили основой построения моделей предупреждения социального сиротства, не соответствуют актуальным потребностям современного изменившегося общества. Не до конца решенной, на наш взгляд, остается проблема социально-педагогического сопровождения позитивной социализации детей и социально-педагогической реабилитации их семей в трудной жизненной ситуации. Как показывают теория и практика, социально-педагогическая реабилитация семей направлена на преодоление трех основных групп причин семейного неблагополучия: • комплекс социальных затруднений (жилищно-бытовая неустроенность, несформированность социальных навыков самопомощи, отсутствие 8
Стр.8
позитивных социальных связей и, главное, – отсутствие положительных жизненных планов); • комплекс психолого-педагогических затруднений (педагогическая несостоятельность семьи, нарушение внутрисемейных связей, искаженное формирование «Я» – концепции, отсутствие доверия к людям, трудности в составлении профессиональных планов, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в родительской семье на свою семью, низкая самостоятельность в решении жизненно-важных задач); • социально-культурный комплекс затруднений (отсутствие в семье традиций и связи между поколениями, культуры совместного досуга и творчества). Аспекты педагогической и социально-культурной деятельности в этих направлениях в психолого-педагогической литературе рассмотрены достаточно подробно. Что же касается организации предупреждения социального сиротства с целью сохранения семейного окружения детей – потенциальных сирот, то эта сфера деятельности педагога, специалиста по социальной работе, работника учреждений культуры в научной литературе исследована недостаточно. Анализ теории и практики предупреждения социального сиротства выявил ряд противоречий: - между признанием необходимости социально-педагогического сопровождения социализации детей в трудной жизненной ситуации и технологической неразработанностью педагогических условий его результативности, применительно к учреждениям, в которых пребывание детей ограничено временем от нескольких недель до полугода; - между социально-обусловленной потребностью в новых подходах к социально-педагогическому сопровождению процесса социализации детей и социально-педагогической реабилитации их семей в трудной жизненной ситуации с учетом неразработанности теории и стратегии этого процесса на основе социально-культурного подхода. Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, связанную с определением условий реализации социальнопедагогической концепции предупреждения социального сиротства, обеспечивающей результативность социально-педагогического сопровождения социализации детей и социально-педагогической реабилитации их семей в трудной жизненной ситуации на основе социально-культурного подхода. 9
Стр.9
Цель исследования – формирование социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства и выявление условий ее реализации в социально-культурном пространстве. Объектом исследования является социальное сиротство как общественное явление. Предмет исследования – теория и технология предупреждения социального сиротства на основе социально-культурного подхода. Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, определены его задачи: 1. Изучить генезис социального сиротства и сущность его предупреждения. 2. Выявить теоретико-методологические основы исследования педагогики предупреждения социального сиротства. 3. Обосновать социально-культурный подход к формированию системы сохранения семейного окружения потенциальных социальных сирот. 4. Сформулировать и обосновать сущность социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства. 5. Осуществить социально-культурное проектирование концептуальной модели предупреждения социального сиротства. 6. Обосновать экспериментальным путем возможность применения и реализации концептуальной модели предупреждения социального сиротства. 7. Разработать технологическую карту реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства. 8. Выявить условия реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства. 9. Оценить результативность реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства. Методологическую основу исследования составляют философские, психологические теории личности; теории о социализации как процессе вхождения человека в социальную среду, усвоения им социального опыта и системы социальных связей. Важными являются научные положения о всеобщей связи явлений окружающего мира; социально-культурном подходе к изучению явлений; соотнесении исследуемой проблемы с современной социальной ситуацией, тенденциями исторического и культурного развития общества, а также конкретные социологические теории семьи и детства. 10
Стр.10
Методология исследования обуславливается современной научной значимостью для прикладной педагогической сферы, а также необходимостью решения поставленной в исследовании проблемы. В качестве исследовательских установок нами выбраны те подходы, концепции и положения, которые позволили определить наиболее адекватный стиль и направление мышления, выстроить структуру и содержание монографического исследования, достичь эффективных экспериментальных результатов, подтверждающих выдвинутую исследовательскую гипотезу и позволяющих сделать теоретико-методический вклад в социально-педаго гическую науку. В ходе проведенного исследования использовались следующие методы: • теоретические – терминологический анализ дефиниций понятийного аппарата по проблеме исследования; анализ сайтов и публикаций по теме исследования; сравнительный анализ печатных и электронных источников; анализ философской, психолого-педагогической, социологической литературы по исследуемой теме; • эмпирические – интервьюирование и анкетирование подростков, их родителей, педагогов, социальных работников, специалистов учреждений культуры; тестирование; наблюдение; метод экспертной оценки; включенное наблюдение; моделирование и проектирование, опытно-экспериментальная работа; • статистические – статистическая и математическая обработка результатов исследования; качественная и количественная обработка результатов опытно-экспериментальной работы и таблично-диаграммная интерпретация полученных данных. Теоретическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области философии, психологии, педагогики, культурологии, социологии, социально-культурной деятельности. Среди них: - социально-культурный подход как направление научного познания социальных процессов (В.Г. Афанасьев, С.И. Кон, А.В. Мудрик и др.); методология социально-культурного подхода (Ю. М. Резник, Н.И. Лапин, В.А. Ядов и др.), положения культурологического подхода к анализу педагогических явлений (И.Е. Видт, Л.С. Выготский, Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.И. Максакова и др.); 11
Стр.11
- теория самоактуализации (А.П. Белик, Р. Бернс, А. Маслоу и др.); теория личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, В.А. Петровский и др.); положения о взаимодействии школы и социальной среды (В.Н. Гуров, П. Наторп, Л.И. Рожков и др.); представления о формировании личности в общественно значимой деятельности как одном из наиболее важных социально-культурных факторов позитивной социализации (В.И. Бочкарев, В.В. Макашина, Н.М. Тен и др.); - научные положения об историографии, развивающей сущности социально-культурной и досуговой деятельности (М.А. Ариарский, Е.И. Григорьева, Ж.Р. Дюмазедье, А.Д. Жарков, В. Г. Иванов, Т. Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Е.Л. Кудрина, А.П. Марков, В.М. Рябков, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.); педагогических и социально-культурных технологиях (Ю.П. Азаров, В.П. Беспалько, Е.И. Григорьева, А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Г. К. Селевко, А.В. Соколов, В.В. Туев, Н.Н. Ярошенко и др.); - идеи институционализации (В.А. Корнилович, Ю.М. Резник, Э. Тирикьяна и др.); идеи проектного подхода в организации и управлении социально-культурной сферой (В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, В.Н. Патрушев, В.И. Курбатов, Г.Л. Тульчинский и др.); идеи проектности социально-культурной деятельности (Г.М. Бирженюк, А.П. Марков, В.Д. Пономарев и др.). Базой данного исследования являлись детские специализированные учреждения социальной защиты населения Кемеровской области: МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Кемерово; МКУ «Социальный приют для детей» г. Кемерово; МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Березовский; МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Междуреченск; МКУ «Центр социальной помощи семье и детям» г. Кемерово. Муниципальные общеобразовательные учреждения г. Кемерово: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 93 с углубленным изучением отдельных предметов», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55». В данном исследовании, несомненно, новыми, представляющими определенную значимость для расширения научного подхода в области социальной педагогики являются следующие положения 1. Теория и методология социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства основывается на социально-педагоги12
Стр.12
ческом сопровождении социализации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, как особой сфере деятельности педагога, обеспечивающей последовательное прохождение несовершеннолетними основных этапов социализации (адаптация, индивидуализация, интеграция) на основе использования концептуальной модели предупреждения социального сиротства. 2. Сущность социально-культурного подхода в социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства заключается в организации семейного воспитания как общекультурного явления, включающего в себя обязательное присвоение несовершеннолетними в трудной жизненной ситуации социально одобряемого опыта старших поколений, и в выявлении сущности социально-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка, а также организации социально-педагогической реабилитации семьи с учетом социально-культурных факторов. 3. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства обоснована как система сохранения семейного окружения потенциальных социальных сирот, на основе взаимосвязи компонентов: • концептуальной модели предупреждения социального сиротства; • социально-культурных и педагогических технологий предупреждения социального сиротства; • технологической карты реализации данной концепции; • институционального взаимодействия субъектов микросоциума; • измерения социального профиля семьи на основе показателей семейного неблагополучия. 4. Концептуальная модель предупреждения социального сиротства, включает в себя этапы реализации технологий социально-педагогического сопровождения социализации ребенка и социально-педагогической реабилитации его семьи, функции, цель, направления и методику измерения реабилитационного потенциала на основе социального профиля семьи. 5. Методика определения социального профиля семьи на основе показателей семейного неблагополучия, позволяет диагностировать показатели оценки результативности социально-педагогической модели предупреждения социального сиротства и прогнозировать направления и формы развития реабилитационного потенциала семьи. Данная методика доказывает корректность выделения групп семей по фиксируемым показателям неблагополучия и рассмотрения их как отдельных групп с различным направлением реабилитационных воздействий. 13
Стр.13
6. Технологическая карта реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства включает в себя выявление причин семейного неблагополучия, использование механизма институционального взаимодействия и компоненты технологии предупреждения социального сиротства. 7. Комплекс условий результативной реализации социально-педагогической концепции предупреждения социального сиротства включает: • применение социально-культурных и педагогических технологий социально-педагогического сопровождения детей и семьи; • внедрение механизма институционального взаимодействия по реализации технологии предупреждения социального сиротства на основе особого типа взаимодействия учреждений социально-культурной сферы, в том числе социально-реабилитационных центров со всеми субъектами микросоциума, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Институциональное взаимодействие есть особый тип социального партнерства учреждений социально-культурной сферы, органов власти, общественных организаций, служб и ведомств, занимающихся проблемами предупреждения социального сиротства. • оценку результативности реализации концептуальной модели предупреждения социального сиротства на основе выявленных отдельных и обобщенных показателей социального профиля семьи. В монографии представлены практические рекомендации по оценке результативности системы предупреждения социального сиротства; по использованию педагогических технологий в условиях организаций социальной защиты, работающих с семьей и детьми. Сформирован пакет диагностических методик для определения социального профиля семей в трудной жизненной ситуации. 14
Стр.14

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.