ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебно-методическое пособие для вузов
Составитель
Т.Н. Малашенко
Издательско-полиграфический центр
Воронежского государственного университета
2009
Стр.1
Социология культуры является одной из основных специальных социологических
дисциплин. Она изучает культуру как социальный феномен,
ценностно-нормативный регулятор социальных систем и фактор социального
развития. Культурологическая парадигма является одной из ведущих
в современном обществознании. Такая постановка проблемы культуры
обусловлена её ролью в жизни общества и нарастающей угрозой разрушения
основополагающих духовных ценностей. Профессиональные
знания в социокультурной проблематике составляют необходимый компонент
общеобразовательной подготовки студентов-социологов. Данное
пособие представляет методическое обеспечение для изучения курса «Социология
культуры».
В методическом пособии раскрываются цель и задачи курса «Социология
культуры», показывается его место в профессиональной подготовке
социологов, формулируются требования, предъявляемые к освоению курса,
даются тематический план, программа и планы семинарских занятий,
список контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов,
тематика докладов и курсовых работ, основные понятия, вопросы к
экзамену, список основной и дополнительной литературы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Целевой установкой курса является формирование у студентов целостного
социологического представления о культуре как социальном явлении
и её роли в человеческой жизнедеятельности, о социокультурных
характеристиках современного российского общества, о роли социокультурного
знания в гуманизации социального мышления и совершенствовании
социальной практики.
Задачи курса:
· сформировать у студентов представление о специфике социологического
подхода к трактовке культуры через раскрытие предмета
социологии культуры, её теоретико-методологических оснований
и ознакомление с методами социокультурных исследований;
·
раскрыть сущность и роль культуры как ценностнонормативной
регулирующей системы жизнедеятельности личности,
группы, общества;
· сформировать знания о морфологии и динамике культуры, о механизмах
и институтах её формирования и функционирования;
· охарактеризовать уровни и типы социокультурной регуляции;
дать социокультурные характеристики традиционного и современного
обществ, места и роли западной культуры в процессах
3
Стр.3
ТЕМЫ И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Объект и предмет социологии культуры
Сущность и предназначение культуры: природа – человек – культура.
Происхождение и трактовка понятия «культура». Различия в понимании культуры
как отражение многообразия ее структуры и функций. Философский, гуманитарно-культурологический
и социологический подходы к изучению культуры.
Отличие «вживания» понимающего культуроведения в явлениях духовной
жизни от их аналитического и критического анализа в социальном знании.
Определение предмета социологии культуры. Социологическое понятие
культуры как социального явления и системы ценностей, норм, способов организации
жизнедеятельности общества, социальных групп и личности.
Основные задачи и функции социологии культуры. Изучение структуры,
функций и динамики духовной культуры; многообразия и специфики проявления
и функционирования различных культур в конкретно исторических
условиях, характера их взаимодействия.
Теоретические и эмпирические методы социокультурных исследований.
Роль социокультурного знания в гуманизации социального мышления и
совершенствовании социальной практики.
Место социологии культуры в структуре культурологии и социологии.
Тема 2. Становление социологии культуры. Основные школы и
концепции культуры
Ценностные и позитивистские подходы к культуре. Социологический
анализ как изучение реального функционирования культурных норм,
ценностей и смыслов в социальной среде.
Просветительские концепции культуры (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо,
И.Г. Гердера) и их значение для формирования учения о культуре как становлении
и деятельности человека в природном и духовном мирах.
Эволюционистский подход к культуре и теории прогресса XIX–
XX вв. Критика эволюционизма и прогрессизма. Идеи и концепции элитаризма,
креационизма, катастрофизма, культурно-исторических типов и локальных
цивилизаций, диффунизма .
Этнографические исследования и их значение для развития культурной
антропологии. Этнологические концепции культуры Э. Тейлора,
Л. Леви-Брюля, Ф. Боаса, А.Л. Кребера, А.Р. Радклифф-Брауна, Б.К. Малиновского,
М. Мид, К. Леви-Строса.
Культура в социологической традиции. Объективизм и культурноаналитический
подход в социологии. Социокультурные концепции классической
западной социологии (О. Конт, Э. Дюркгейм, К. Маркс и Ф. Эн6
Стр.6
гельс, М. Вебер, Г. Зиммель). Интегральная социокультурная концепция
П. Сорокина.
Структурно-функционалистическая интерпретация культуры и ее
критика с позиций теории конфликта.
Психоаналитические концепции культуры. Соотношение рационального
и иррационального в духовной культуре. Культура и бессознательное
начало человека в концепциях З. Фрейда. Культура и коллективное бессознательное
в концепции К. Юнга.
Феноменологический подход и символический интеракционизм в
анализе связи между стимулом, знаком, мотивом и самосознанием, в интерпретации
роли символики в социальном общении. Э. Кассирер о культуре
как «символической вселенной».
Игровые концепции культуры И.Х. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассета,
Г. Гессе.
Постмодернизм в социальном знании.
Культурологические концепции российских мыслителей XIX–XX вв.
Тема 3. Культура в системе производства и социальной регуляции
Деятельностный подход к трактовке культуры. Разграничение природы
и культуры как человеческой деятельности. Культурные императивы
по Т. Парсонсу: адаптация к среде, познание и оценка ситуации, целеполагание
и обеспечение взаимодействия общества.
Многообразие видов деятельности. Предметно-практическая деятельность
по созданию материальных ценностей. Разделение культуры на
материальную и духовную. Деятельность и поведение. Культура как особая
система регуляции деятельности и поведения.
Культура как сфера духовного производства по созданию, хранению,
распространению и освоению духовных ценностей, норм, обычаев, значений
и представлений.
Специфика духовного производства. Доминирующая роль творчества
как смыслонесущего и целеполагающего аспекта культуры. Социальные
факторы творчества. Репродуктивные и креативные комплексы в культуре.
Самостоятельность духовного производства и его взаимодействие с
хозяйственной деятельностью, социальными отношениями и политикой.
Проблемы легитимности культурной деятельности.
Тема 4. Морфология культуры
Морфология культуры как принцип выделения и система описания
форм культуры в их функционировании и развитии. Использование морфологических
моделей для выявления структуры, функций, типологии и
7
Стр.7
динамики культуры. Полиморфизм культуры. Множественность подходов
и критериев ее классификации.
Античная модель культуры как единства Истины (науки), Добра
(нравственности), Красоты (искусства).
Социальные модели построения культуры.
Индивидуальная (личностная), групповая (национальная, классовая,
профессиональная, поло-возрастная и т. д.) и мировая культура.
Специализированная и обыденная (повседневная) культура, элитарная
и массовая культура. Материальная и духовная культура. Содержательные
элементы духовной культуры: мифология, религия, эзотерика, художественная
культура (искусство), наука, философия, идеология.
Адаптивные, трансляционные, коммуникативные средства культуры:
язык, образование, учреждения культуры, масс-медиа (СМИ).
Субъектно-личностные компоненты культуры.
Культурные формы социальной организации: хозяйственная культура,
политическая культура, правовая культура, экологическая культура,
культура общения, семьи, быта, досуга.
Многофункциональность культурных систем. Основные функциональные
комплексы культуры: духовно-нравственный и гуманистическивоспитательный,
познавательно-трансляционный, регулятивный, адаптационно-социализирующий,
интегративно-коммуникационный, эстетический,
праксиологический.
Типология культуры. Культура, субкультура и контркультура. Культурно-исторические
морфологические модели: формационная и цивилизационные.
Тема
5. Динамика культуры
Проблемы культурогенеза в его основных версиях: орудийнотрудовой,
психоаналитической, игровой и символической.
Различие подходов к объяснению динамики культуры. Универсализм
и партикуляризм в трактовке многообразия культур, их развития и взаимодействия.
Прогрессистская и эволюционистская парадигмы в социокультурной
динамике. Принцип самостоятельности эволюции и цикличности
каждой культуры в концепциях Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера,
П. Сорокина.
Типы культурной динамики: фазовый (или этапный), циклический,
инверсионный. Полиморфизм культурной динамики. Соотношение устойчивости
и изменений в культуре. Культурное наследие и инновация. Обогащение
культуры как углубление структурной дифференциации при сохранении
духовно-нравственного фундамента в культуре. Застой, деградация,
упадок и кризис культуры. Социокультурные аспекты процессов реформирования,
трансформации и революций.
8
Стр.8