Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Поэтика Н.С. Лескова: доминантный анализ языка писателя

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц241
ID136843
АннотацияПоэтика Лескова – явление сложное, противоречивое, неоднозначное, как с точки зрения собственной специфики, так и в плане ее научной, критической оценки. Это позволяет рассматривать данное явление как общефилологическую проблему, включающую в себя разные исследовательские аспекты: проблему «сказа», «образа автора», проблему построения художественного текста и формы повествования, эстетического функционирования разностилевых речевых единиц, не принадлежащих непосредственно художественному стилю.
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Поэтика Н.С. Лескова: доминантный анализ языка писателя / Г.В. Сепик .— Монография .— : [Б.и.], 2011 .— 241 с. — URL: https://rucont.ru/efd/136843 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н.С.Лесков не в себя мыслил предшествовавшую себя вне ее литературную контекста, но традицию, живая натура экспериментатора и азарт исследователя жизни определили ему в этом контексте весьма неоднозначное место: то ли маститый классик, то ли «погрязший в декадентстве» второстепенный писатель, то ли непризнанный и неоцененный литературный гений. <...> Во всяком случае, совершенно очевидным становится то, что Лесков составил в отечественном литературном процессе новую, с годами все более укрепляемую, традицию, определившую развитие широкого литературного пласта с богатым перечнем блистательных имен. <...> Вниманием литературоведения Н.С.Лесков обязан скорее всего своей скандальной репутации автора антинигилистических романов, среди которых - «Некуда». <...> («Проблема сказа в повестях Лескова (сказ «Левша»), 1977), Столяровой И.В. <...> . 4 В поле зрения исследователей, как видим, оказываются отдельные элементы поэтики Н.Лескова <...> Кроме того, из всего лесковского наследия авторов статей более всего привлекает знаменитый и загадочный «Левша», а в связи с ним - особый, сказовый строй «цеховой легенды». <...> Делаются попытки разработать пока чистое поле речевой художественной стилистики на материале произведений Лескова. <...> : «Чем сильнее обнаруживается у Лескова прямое подражание Толстому, чем яснее звучит в легендах толстовская проповедь непротивления, 5 чем больше походят лесковские праведники на толстовских героев из народных рассказов, - тем бесцветнее становится лесковский текст, в равной мере далекий и от юмора и красочной речи Лескова и от суровой, величественной простоты толстовского оригинала3. <...> С его точки зрения, поэтика Лескова - «органическое сочетание яркой стилизации, сказа, острого сюжета, построенного на использовании анекдота, своеобразных форм повествования от имени героя-рассказчика, оригинальная манера авторского ведения рассказа со свойственной ей имитацией речи и острой публицистичностью6. <...> В элементов <...>
Поэтика_Н.С._Лескова_доминантный_анализ_языка_писателя.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Стр.226
Поэтика_Н.С._Лескова_доминантный_анализ_языка_писателя.pdf
Сепик Г.В. ПОЭТИКА Н.С. ЛЕСКОВА: ДОМИНАНТНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА ПИСАТЕЛЯ 2011
Стр.1
«И впрямь – фантасмагория. И впрямь – Василий Блаженный в литературе. Под резной поверхностью – неожиданный, прихотливый, своевольный план постройки; словесная резьба лишь отвечает этому лабиринту ходов и столпотворению линий…» Л. Аннинский «Лесковское ожерелье» «… Это он восхищался деликатностью нищих, Независимый, гневный, надпартийный, прямой. Потому-то любое разукрасят жилище Эти книги премудрости вечной самой. А какие в них ритмы! А какая в них залежь Слов ядреных и точных русского языка! Никаким модернистом ты Лескова не свалишь И к нему не посмеешь подойти свысока. Достоевскому равный, он – прозеванный гений. Очарованный странник катакомб языка!» Игорь Северянин
Стр.3
Введение Имя Николая Семеновича Лескова в национальном литературном наследии облечено особым значением и тайной. Непостижимый и ускользающий лик писательского «я» сплошь и рядом становился причиной литературных недоразумений, нападок, ложных толкований. Сложная и неоднозначная человеческая натура, загадочный и вечно непонятный писатель; веселый, ироничный и доведенный до гротеска русский талант. Впитавший в себя предшествовавшую литературную традицию, Н.С.Лесков не мыслил себя вне ее контекста, но живая натура экспериментатора и азарт исследователя жизни определили ему в этом контексте весьма неоднозначное место: то ли маститый классик, то ли «погрязший в декадентстве» второстепенный писатель, то ли непризнанный и неоцененный литературный гений. Во всяком случае, совершенно очевидным становится то, что Лесков составил в отечественном литературном процессе новую, с годами все более укрепляемую, традицию, определившую развитие широкого литературного пласта с богатым перечнем блистательных имен. Не обошли Лескова своим вниманием ни театр, ни музыка, ни изобразительное искусство, оставив интерпретации духа его произведений гдето на пути к постижению «истинного Лескова». И все-таки следует признать, что «белое пятно» все более и более наполняется живыми красками, обретает цвет и форму. Вниманием литературоведения Н.С.Лесков обязан скорее всего своей скандальной репутации автора антинигилистических романов, среди которых - «Некуда». Идея классового характера литературы, ее партийности сослужила писателю, да и самому отечественному литературоведению, плохую службу, но сила таланта, его убедительность постепенно находили признание в формирующемся до сих пор лескововедении. Сквозь анализ идеологической стороны творчества Лескова явственно проступает стремление осознать и обобщить достижения его поэтики. 3
Стр.5
В современном литературоведении можно выделить не много имен и работ, связанных с исследованием поэтики Н.С.Лескова. Авторы монографий стремились дать обобщающие очерки жизни, творчества и поэтики писателя. Таковы работы Л.П.Гроссмана («Н.С.Лесков. Жизнь - творчество - поэтика», 1945), Б.М.Другова («Н.С.Лесков. Очерк творчества», 1957), Троицкого В.Ю. («Лесков-художник», 1974), Столяровой И.В. («В поисках идеала»). Обращает на себя внимание временной разброс в монографических исследованиях Н.Лескова и при этом - все большая сосредоточенность на чисто художественных особенностях писательского наследия. Имя Н.Лескова выходило из небытия также благодаря интересу к таким литературным явлениям, с которыми Лесков был органически связан, одно из них - сказ. Перечень литературоведческих статей, посвященных Н.Лескову, тоже небогат, несколько увеличиваясь к 70-м - 80-м годам ХХ столетия. В 1936 году появилась в «Литературной учебе» статья Б.М.Другова «Лесков мастер слова и сюжета», в 1938 в том же издании - работа В.А.Гебель - «О языке Н.С.Лескова». В 60-е - 70-е годы вышли статьи Кудюрова А.П. («К вопросу о народно-поэтических истоках «Левши» Н.С.Лескова», 1968), Михайловой Н.Г. («Жанры Н.С.Лескова и устно-прозаические формы народного творчества», 1975), Евдокимовой О.В. («Проблема сказа в повестях Лескова (сказ «Левша»), 1977), Столяровой И.В. («Принципы «кованой сатиры» Лескова (слово о сказе о Левше)»,1977), Филимоновой Н.Ю. («Лесков и Глеб Успенский», 1977), Лужановского А.В. («Документальность повествования - жанровый признак рассказов Н.С.Лескова», 1980), Гладышевой Л.А. («Неувядаемая сила слова: К 150-летию со дня рождения Н.С.Лескова», 1981), Кедрова К. («Ищущий подвига (о героях произведений Н.С.Лескова», 1981), Мраморнова О. («Как сказ сказывался (О творческом наследии Н.С.Лескова)», 1981), Троицкого В.Ю. («Творчество Лескова и поэтика русской романтической прозы 20-х - 30-х годов ХХ века», 1981), Галушкиной С.А. («Мотив «военное одоление» в рассказе Н.С.Лескова «Левша», 1982). 4
Стр.6
В поле зрения исследователей, как видим, оказываются отдельные элементы поэтики Н.Лескова: мастерство сюжета, слова; жанровые новации, сатира, документальность повествования, характеры героев, влияние на прозу нового столетия, патриотические мотивы и связь с народно-поэтическим творчеством. Кроме того, из всего лесковского наследия авторов статей более всего привлекает знаменитый и загадочный «Левша», а в связи с ним - особый, сказовый строй «цеховой легенды». Не обошли своим вниманием писателя лингвисты, - что объясняется постановкой В.В.Виноградовым новой стилистической проблемы - проблемы сказа, - да и сам многоцветный, мозаичный язык произведений Лескова не оставил исследователей равнодушными. Делаются попытки разработать пока чистое поле речевой художественной стилистики на материале произведений Лескова. Демонстрируя богатый языковой материал, образцы поэтических и стилистических новаций, Лесков сам является проблемой для филологической науки, что становится со временем все очевиднее1. «Проблема Лескова» обрастает новыми фактами своего проявления, медленно, но верно приближаясь к последнему вопросу, феномен Лескова?». Продолжая развивать идею противоречивости поэтической системы Н.С.Лескова, Б.М.Другов («Н.С.Лесков. Очерк творчества») отмечает «противоречивое сочетание... романтически-избыточной поэзии красоты мира и человека с юмором до сарказма злобной сатирой»2. В этом исследователь видит составляющие общего принципа лесковского стиля и источники формирования его литературного языка. Примечательно, что раскрытая Л.Гроссманом в монографии двойственная стилистическая система Лескова Друговым подвергается сомнению и объясняется как результат влияния на нее «великих современников», в частности Л.Толстого: «Чем сильнее обнаруживается у Лескова прямое подражание Толстому, чем яснее звучит в легендах толстовская проповедь непротивления, чем больше походят 5 - «В чем состоит
Стр.7
лесковские праведники на толстовских героев из народных рассказов, - тем бесцветнее становится лесковский текст, в равной мере далекий и от юмора и красочной речи Лескова и от суровой, величественной простоты толстовского оригинала3. Много внимания исследователь уделяет органической связи Лескова-художника с А.С.Пушкиным («Повести Белкина»), Н.В.Гоголем и М.Е.Салтыковым-Щедриным. Для Другова Н.Лесков прежде всего автор сказовой прозы, «остро осознавший задачи речевого новаторства, стремящийся сблизить разговорный и литературный язык»4. Мозаичность стиля писателя недвусмысленно связана, по Другову, с тем, что изложение событий ведется от лица рассказчика: «надо сконцентрировать внимание именно на рассказчике, надо непрерывно обновлять лексику и сказовые интонации, а это достигается нарушением последовательности повествования»5. Попытку синтезировать взгляды своих предшественников на Н.Лескова предпринимает в монографии «Лесков-художник» В.Ю.Троицкий. С его точки зрения, поэтика Лескова - «органическое сочетание яркой стилизации, сказа, острого сюжета, построенного на использовании анекдота, своеобразных форм повествования от имени героя-рассказчика, оригинальная манера авторского ведения рассказа со свойственной ей имитацией речи и острой публицистичностью6. Именно в работе Троицкого, на наш взгляд, впервые выдвинут постулат неоднородности поэтики любого писателя, на основе которого в ней вычленяются «наиболее действенные художественные элементы (образы, системы образов, черты стиля), которые как бы определяют творческое лицо писателя, и элементы, «слабо действующие», составляющие... «фон» творчества»7. По сути дела, вся исследовательская литература по творчеству и личности Н.Лескова представляет собой пример скрупулезного выделения и перечисления «наиболее действенных художественных элементов», свойственных «неоднородной» поэтике писателя. В первую очередь литературоведы обращают внимание на «милые своему сердцу приметы»: самостоятельная человеческая личность как мера оценки явлений жизни 6
Стр.8
(рассказчик - полноправный участник событий); причудливый художественный мир, окрашенный легендарно-апокрифическим оттенком; достоверность, истинность, документальность описываемого; стремление выразить чистое чувство героя; «символизм» и обобщенность образов, их необыкновенность и эпическая широта; вневременная конкретность, обобщенная основа повествования; использование стилизации и сказа как речевой системы, выражающей формы символичности; построение произведений на резких противопоставлениях, острых коллизиях; «праведничество» как главная тема произведений; расширенность границ жанра и жанровое новаторство; широкий бытовой материал конфликта и «физиологизм»; использование «анекдота», целенаправленный отбор «мелочей» для типического обобщения и бытовизм как сатирический прием; «кадровость» пейзажа как сюжетно-композиционное средство достоверности и т.п. Но в области собственно языковых особенностей прозы Н.Лескова литературоведение все так же скупо касается «непосредственности живой речи», полного откровения «самовыражения» личности, периодической речи героев, определенного расположения слов, несущих логическое ударение в предложении, яркой индивидуализации речи персонажей, имитации мемуарного стиля; смешения, чередования, взаимопроникновения и соотношения книжнославянской и народно-русской речевых стихий, «демонстрации» речи рассказчика из «народа», речевого новаторства и словотворчества с деформацией правильной литературноразговорной речи, склонности к речевому гротеску. Вопросы лесковского языка лингвистика только-только начинает разрабатывать, останавливаясь на механизме речевых построений, деталях функционирования речевых элементов, использования лексики и фразеологии. Момент обобщения здесь еще не наступил, хотя выход к разгадке лесковской тайны нам видится именно в области стилистики художественной речи. Писатель, который не проявляет непосредственно свое идеологическое «лицо», лучше всего раскрывается в художественно-речевых элементах поэтики. И было бы просто «поймать творца за руку», если бы не противоречивая, 7
Стр.9
«мозаичная» система речевых средств и языковых проявлений Н.Лескова как писателя, если бы не «коварство» его слова, многоликого, переменчивого и лукавого. Так возникает в стилистике проблема не менее сложная, чем проблема сказа, - проблема Лескова-писателя. Вычленяя эту проблему, неизбежно следует оттолкнуться также от смежной стилистической проблемы - проблемы автора. Глава 1. Поэтика Н.С. Лескова как филологическая проблема. Авторское «я» и доминанты поэтики Исследования поэтики Н.С.Лескова подошли к той черте, когда сложное и неоднозначное это явление начинает рассматриваться во всей глубине и совокупности стилистических характеристик, многообразии поэтического мира писателя, складывающегося из ряда художественных элементов, наиболее ярких, определяющих, и тех, которые угадываются как бы за фоном, на периферии поля зрения филологов. Регулярно отмечаемые признаки, перечисленные ранее, сами по себе не дают ключа к разгадке художественного феномена и требуют систематизации, поиска мировоззренческого мотива. Прибавим к этому нарочитую неопределенность авторских оценок происходящего и описываемого, получившую толкование как «ложная этическая оценка»8. Названные признаки могут восприниматься как художественные элементы, обусловливаемые, оправдываемые и мотивируемые важнейшими доминантами поэтики Лескова - конфликтностью, противоречивостью, контрастностью и неоднозначностью - во всем, будь то жанр, образ, оценка или языковая ткань произведения в целом. Язык Лескова особенно подчинен этим доминантам, являясь для них целью и средством одновременно. Четко выделяются несколько доминантных элементов художественной манеры Лескова, представленных формами и средствами языка - мозаичность 8
Стр.10
ОГЛАВЛЕНИЕ: Введение ....................................................................................................................... 3 Глава 1. Поэтика Н.С. Лескова как филологическая проблема. Авторское «я» и доминанты поэтики ..................................................................................................... 8 Глава 2. Прием сказа в поэтике Н.С.Лескова. Композиционная форма и «объективация» повествовательных жанров.......................................................... 22 Художественный феномен сказа Н.Лескова ....................................................... 22 Композиционные формы сказа в поэтике Лескова ............................................. 29 Доминантные черты жанровых разновидностей лесковского сказа................. 37 Особенности композиционного строения сказовых произведений Лескова: взаимодействие субъектно-повествовательных сфер, взаимные превращения диалога и монолога ................................................................................................ 49 Глава 3. Приемы объективации повествовательной формы в пределах авторской повествовательной нормы ........................................................................................ 71 Отчужденная фразеологическая и идеологическая точка зрения в авторском монологическом тексте .......................................................................................... 71 Приемы включения в авторский повествовательный текст отчужденной фразеологической или идеологической точек зрения и построение внутренней системы авторских оценок .................................................................................... 92 Глава 4. Приемы построения стилистической двуплановости в произведениях Лескова ..................................................................................................................... 133 Глава 5. «Идея» и «жизнь» в «библейских» произведениях Н.Лескова ........... 158 Заключение .............................................................................................................. 210 Примечания .............................................................................................................. 225 224
Стр.226