Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общая социология (220,00 руб.)

0   0
АвторыВерецкая Алла Ивановна, Матюшина Юлия Борисовна
ИздательствоИздательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета
Страниц104
ID277967
АннотацияУчебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета.
Кому рекомендованоРекомендуется для студентов 1 и 2 курса дневного отделения исторического факультета Воронежского государственного университета, изучающих дисциплину «Общая социология».
Общая социология / А.И. Верецкая, Ю.Б. Матюшина .— Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009 .— 104 с. — 104 с. — URL: https://rucont.ru/efd/277967 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: <...> А.Б. Довейко Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре социологии и политологии Воронежского государственного университета. <...> Рекомендуется для студентов 1 и 2 курса дневного отделения исторического факультета Воронежского государственного университета, изучающих дисциплину «Общая социология». <...> Цель курса – овладение понятийно-категориальным аппаратом современной социологии, изучение ее основных научных теоретикометодологических парадигм и концепций, рассмотрение социальных явлений и процессов в контексте целостного представления об обществе. <...> Задачи курса: – рассмотреть особенности предмета, методологии и методики современной социологии; – структурировать основные разделы общей социологи, дать современные представления об их содержании; – сформировать социологическое мышление и социологическое видение общественного развития; – сформировать социологические знания о социальных системах, их структурах и динамике, социальных отношениях, институтах, ценностях и процессах. <...> Содержание курса включает четыре раздела, в которых дается представление о социологии, истории ее развития, раскрываются общие понятия социальных систем (общество, социальная структура, социальная стратификация и социальная мобильность, личность и проблемы ее социализации, культура как система норм и ценностей), рассматриваются социальные институты и организации, анализируются социальные процессы и изменения. <...> Общие понятия социальных систем Общество как социальная система 4 4 3 Социальные связи и взаимодействия Социальная структура общества Социальная стратификация общества и социальное неравенство Социальная мобильность 6 экспрессопрос коллоквиум 2 <...>
Общая_социология.pdf
Стр.1
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Общая_социология.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие для вузов Составители: А.И. Верецкая, Ю.Б. Матюшина Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета 2009
Стр.1
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 1. Цель курса – овладение понятийно-категориальным аппаратом современной социологии, изучение ее основных научных теоретикометодологических парадигм и концепций, рассмотрение социальных явлений и процессов в контексте целостного представления об обществе. 2. Задачи курса: – рассмотреть особенности предмета, методологии и методики современной социологии; – структурировать основные разделы общей социологи, дать современные представления об их содержании; – сформировать социологическое мышление и социологическое видение общественного развития; – сформировать социологические знания о социальных системах, их структурах и динамике, социальных отношениях, институтах, ценностях и процессах. 3. Место курса «Общая социология» в профессиональной подготовке выпускника (специалиста) Курс общей социологии занимает ведущее место в профессиональной подготовке специалиста, является основой для дальнейшей профессиональной специализации, служит теоретико-методологической основой самостоятельной познавательной деятельности студента при изучении различных проблем теоретической и прикладной социологии. 4. Требования к уровню усвоения Глубокое и всестороннее освоение предмета социологии, ее понятийно-категориального аппарата и практика осмысления социальной реальности, ее концептуального содержания, системы знаний об обществе, ее функций. 5. Содержание курса включает четыре раздела, в которых дается представление о социологии, истории ее развития, раскрываются общие понятия социальных систем (общество, социальная структура, социальная стратификация и социальная мобильность, личность и проблемы ее социализации, культура как система норм и ценностей), рассматриваются социальные институты и организации, анализируются социальные процессы и изменения. Тематический план № п/ п Часы Тема 1 2 3 1 Социология как наука. Структура и функции социологии 2 3 Лекции Семинары Самост. работа 5 4 Раздел 1. Социология в системе наук 2 2 опрос Форма контроля 6
Стр.3
Тема 2. Категории социологии. Социальное как предметная сущность социологического знания. Системный подход Понятийный аппарат как ступень познания социальной реальности. Отражение качественной определенности и целостности изучаемого объекта в категориях и понятиях социологии. Категории социологии. Специфика социологических категорий. Сущность «социального» и его специфика в социологии. Понятие «социальное» и его интерпретация. Понятия «социальные отношения», «социальная структура», «социальный институт», «социальная роль», «социальная политика» и др. Требования, предъявляемые к разработке понятий в социологии. Тема 3. История зарубежной и отечественной социологии Предпосылки возникновения социологии. Позитивистская социология О. Конта. Эволюционная концепция Г. Спенсера. Западноевропейская классическая социология (К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер). Теоретические ориентации в социологии, сформировавшиеся в ХIХ– ХХ вв.: психологическое направление, бихевиоризм, структурный функционализм, символический интеракционизм. Особенности современного этапа развития социологии. Сдвиг в сторону неклассической социальной методологии. Основные направления современной социологии: неопозитивизм (логический эмпиризм, натурализм, бихевиоризм), неомарксизм (Франкфуртская школа и радикальнокритическая социология в США), понимающая социология. Социологическая мысль в России в ХIХ – начале ХХ вв. Этапы развития русской социологии. Позитивистская социология. Субъективное, психологическое и марксистское направления. Интегральная социология П.А. Сорокина. Социологические исследования и социологические теории в 1920-х гг. Кризис социологии (30–50 гг. ХХ в.). Возрождение отечественной социологии (1950–60 гг.). Современное состояние отечественной социологии. Основные тенденции развития социологической мысли в конце ХХ – начале XXI вв. 6
Стр.6
РАЗДЕЛ 2. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ Тема 4. Общество как социальная система Понятие системы. Отличительные черты и понятие социальных систем. Социологические концепции социальных систем (К. Маркс, Ф. Теннис, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.). Уровни и типы социальных систем; микросистемы и макросистемы. Функции социальных систем. Понятие общества. Социологические теории общества. Марксистская концепция общества как системы общественных отношений, обусловленных способом производства материальных благ. Современные представления об обществе как социальной системе. Взаимодействие природы и общества. Общество как социетальная система. Типология и эволюция общества. Социобиологическая эволюция общества: общества охотников и собирателей, огородничество, пастушество и земледелие. Возникновение ранних государств. Аграрные общества. Классификация обществ Д. Белла: доиндустриальное, индустриальное и постиндутриальное. Их основные черты и особенности развития. Традиционное и современное общество. Открытое и закрытое общество. Авторитарное, тоталитарное и демократическое общество. Гражданское общество. Понятие социума. Типы и виды социумов. Особенности российского социума. Тема 5. Социальные связи и взаимодействия Социальные связи и их внутренне строение. Социальная связь как социальный контакт и социальное взаимодействие. Регуляция социальной связи. Социальные связи как социокультурные обязательства индивидов и групп по отношению друг к другу. Социальное взаимодействие. Типология социального взаимодействия по сферам: экономическая, политическая, профессиональная и т. д. Объективные и субъективные стороны социального взаимодействия, его функции и социальный смысл. Типы социального взаимодействия: ассоциативные и диссоциативные, партнерские и конфликтные, институциональные и неинституциональные, конструктивные и деструктивные. Общение, взаимодействие, коммуникация. Классификация видов коммуникации. Межкультурное общение. Формы социального взаимодействия: кооперация, конкуренция, конфликт. Социологические теории социальных действий и взаимодействия. Теории социального обмена. 7
Стр.7
Тема 6. Социальная структура общества Понятие социальной структуры общества. Методологические парадигмы социальной структуры общества: марксистская (К. Маркс, Г. Плеханов, В.Ульянов-Ленин), структурно-функционалистская (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс), институциональная (Б. Малиновский, А. РадклиффБраун). Понятие социальных групп. Виды социальных групп. Этимология и значение термина «класс». Социологические теории классов. Теории классов К. Маркса, М. Вебера. Неомарксистские теории классов. Многомерность типологической характеристики социально-групповой структуры общества. Понятие социальных общностей. Социально-экономические, социально-демографические, социально-этнические, социально-территориальные, религиозные критерии типологизации социальных общностей. Тенденции изменения социальной структуры современного общества. Социальная структура современного российского общества. Тема 7. Социальная стратификация общества и социальное неравенство Теории социальной стратификации: П. Сорокина, М. Вебера, структурно-функциональные теории. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Экономическая стратификация. Профессиональная стратификация. Политическая стратификация. Типы стратификационных систем. Социальное расслоение и неравенство как социологическая проблема. Социальные причины и факторы социального неравенства. Социальное неравенство как неодинаковый доступ к жизненным ресурсам. Социальная дифференциация. Стратификационные процессы в различных типах общества. Углубление социально-экономического расслоения по уровню доходов, качеству жизни в современных обществах. Классы в социально-стратификационной структуре общества. Высший класс. Элита общества. Эволюция социологических представлений о среднем классе. Средний класс на Западе. Особенности рабочего класса. Социальные группы бедных. Социально-стратификационные процессы в современной России. Правящая элита. Средний класс России. Базовые слои российского общества. «Новые бедные» в России. Деклассирование и маргинализация в современной России. Социальный феномен нищенства в России. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ