Учредитель
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Главный редактор
Н. П. Хрящева
доктор филологических наук, профессор
Заместитель главного редактора
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционная коллегия
Н. В. Барковская — доктор филолологических наук, профессор
Т. А. Гридина —доктор филологических наук, профессор
Е. Г. Доценко — доктор филологических наук, профессор
С. И. Ермоленко — доктор филологических наук, профессор
Н. И. Коновалова — доктор филологических наук, профессор
М. А. Алексеева — кандидат филологических наук, зам. директора по учебной работе
(СУНЦ УрФУ)
Н. А. Воробьева — кандидат филологических наук, доцент
Л. Д. Гутрина — кандидат филологических наук, доцент
А. В. Тагильцев — кандидат филологических наук, доцент
Е. С. Квашнина — директор Екатеринбургского Дома Учителя
О. А. Локоткова — редактор-корректор, технический редактор
Выпускающий редактор
О. Ю. Багдасарян
кандидат филологических наук, доцент
Редакционный совет
П. А. Лекант — доктор филологических наук, профессор (МГПУ, г. Москва),
М. Н. Липовецкий — доктор филологических наук, профессор
(университет штата Колорадо, США),
М. А. Литовская — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
Г. Л. Нефагина — доктор филологических наук, профессор (Поморская Академия,
г. Слупск, Польша),
Б. Ю. Норман — доктор филологических наук, профессор (БГУ, г. Минск),
Е. А. Подшивалова — доктор филологических наук, профессор (УдГУ, г. Ижевск),
Е. Н. Проскурина — доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник
(СО РАН, г. Новосибирск),
М. Э. Рут — доктор филологических наук, профессор (УрФУ, г. Екатеринбург),
М. Г. Соколянский — доктор филологических наук, профессор (г. Любек, Германия),
М. А. Черняк — доктор филологических наук, профессор (РГПУ, г. Санкт-Петербург)
В. Б. Сергеева (Носкова) — кандидат педагогических наук, профессор
(Институт развития образования Удмуртской республики).
Адрес редакции
620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Редакция журнала «Филологический класс»
телефон: (343) 235-76-66; (343) 235-76-41
электронный адрес: filclass@yandex.ru
ISSN 2071-2405
© ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015
© Филологический класс, 2015
Стр.2
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ КЛАСС, № 3(41)/2015
Анпилова Л. Н. Памяти Учителя .................................................................................... 8
Лейдерман Н. Л. О Николае Коляде .............................................................................. 10
Лейдерман Н. Л. Русскоязычная литература —
перекресток культур……………………………………………………………………. 19
О НАУЧНОМ НАСЛЕДИИ Н. Л. ЛЕЙДЕРМАНА
Снигирева Т. А. Жизнь книги ......................................................................................... 25
Сергеева (Носкова) В. Б. Но что мне ваши оды и элегии?
(Теория жанра и литературное образование школьников) ......................................... 31
ПОДХОДЫ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ В СВЕТЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИДЕЙ Н. Л. ЛЕЙДЕРМАНА
Ермоленко С. И. Роман в русской литературе 80-х гг. XIX века:
к проблеме «кризиса» жанра .......................................................................................... 36
Скрипова О. А. «Стилевая тяга»
в стихотворении М. Цветаевой «Минута».................................................................... 41
Подшивалова Е. А. Жанровая теория Н. Л. Лейдермана для прочтения
«Конармии» И. Э. Бабеля……………………………………………………………… 45
ПРОЕКТЫ. ПРОГРАММЫ. ГИПОТЕЗЫ
Литовская М. А., Третьякова К. С. «Личные истории литературы»
в литературном процессе современной России ............................................................ 52
Большакова А. Ю. О роли сюжета в русской литературе:
от соцреализма к классике ХХ века…………………………………………………… 58
ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Терентьева Н. П. Аксиологическая ситуация при изучении литературы в школе:
В. А. Жуковский «Теон и Эсхин»……………………………………………………... 62
Гутрина Л. Д. «Вам и не снилось»: произведения о любви в круге чтения
современных школьников……………………………………………………………... 66
ИДЕТ УРОК
Тукаева А. Н. Методический проект по изучению
повести А. П. Гайдара «Школа» в 7 классе .................................................................. 70
МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Кудреватых А. Н., Ложкова Т. А. Страдания бедного Эраста,
или О чем «умолчал» Карамзин……………………………………………………….. 74
Маркова Т. Н. Песня об Урале:
лирические миниатюры Л. Татьяничевой .................................................................... 80
С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Хрящева Н. П. Кинематографическое воплощение проблемы отцовства в
сценарии А. П. Платонова «Отец»…………………………………………………….. 86
Стр.3
Самохвалова Л. Д. Библейские «вечные образы»
в аспекте визуального поворота в современной лингвистике
(на примере образа РАСПЯТИЕ)……………………………………………………… 91
«ВЕК МОДЕРНИЗМА. ЛЮДИ 1914-го»
Туляков Д. С. От популяризации к апологии:
модернизм в автобиографиях У. Льюиса ...................................................................... 99
Васильева Ю. Ю. Архетипический мотив путешествия по ночному морю
в романе Д. Ричардсон «Островерхие крыши»............................................................. 106
ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ
Рыбальченко Т. Л. Когда учебное пособие имеет научное значение.
(Русская литература ХХ века: 1930-е — середина 1950-х годов: учеб. пособие для
студ. учреждений высш. образования: в 2 т. / под ред. Н. Л. Лейдермана,
М. Н. Липовецкого и М. А. Литовской. — М.: Издательский центр «Академия»,
2014. — (Сер.Бакалавриат)............................................................................................. 112
Тамарова Ю. С. Время читать! (Второй литературный фестиваль в рамках
Всероссийского проекта «Открытая книга», прошедший в МАОУ
«Гимназия № 9» г. Екатеринбурга)…………………………………………………… 118
Стр.4
PHILOLOGICAL CLASS, № 3(41)/2015
Anpilova L. N. To the memory of the teacher…………………………………………… 8
Leiderman N. L. About the Nikolay Kolyada…………………………………………… 10
Leiderman N. L. The Russian-language literature —
a clash of cultures………………....................................................................................... 19
ABOUT THE SCIENTIFIC LEGASY OF THE N. L. LEIDERMAN
Snigireva T. A. The life of the book……………………………………………………... 25
Sergeeva (Noskova) V. B. What are your odes and elegies have to do with me?
(Genre theory and literature education of scholars)……………………………………... 31
APPROACHES TO THE ART TEXT IN THE VIEW
OF THEORETIC IDEAS OF THE N. L. LEIDERMAN
Yermolenko S. I. The novel in Russian literature of the 80-ies of the XIX century:
problem «crisis» of genre………………………………………………………………... 36
Skripova O. A. «Style drive» in M. Tsvetaeva‘s poem «Minuta»……………………….. 41
Podshivalova E. A. Genre theory of N. L. Leiderman
while reading «Konarmiya» by I. E. Babel……………………………………………… 45
PROJECTS. PROGRAMS. HYPOTHESIS
Litovskaya M. A., Tretyakova K. S. «Personal stories of the literature»
in the literary process of the modern Russia ..................................................................... 55
Bolshakova A. Ya. On the role of the story in Russian literature:
from social realism to the classics of the XXth century ..................................................... 58
GETTING PREPARED FOR THE LESSON
Terentieva N. P. Axiological situation when studying literature at school:
V. A. Zhukovsky «Theon and Aeschines»......................................................................... 62
Gutrina L. D. «You wouldn‘t dream of it»:
stories about love in schoolchildren reading scope ........................................................... 66
A LESSON IN PROGRESS
Tukaeva A. N. The methodical project about the study of
A. P. Gaidar‘s story «The School» in the 7th middle school grades .................................. 70
SLOW READING
Kudrevatykh A. N., Lozhkova T. A. The sorrows of poor Erast
or About what Karamzin remained silent………………………………………………... 74
Markova T. N. The song is about Ural:
lyrical miniatures L. Tatyanicheva .................................................................................... 73
FROM A SCHOLAR’S DESK
Hryashcheva N. P. Cinematography incarnation challenges of fatherhood
in A. P. Platonov‘s scenario «Father» ............................................................................... 86
Samokhvalova L. D. Biblical Eternal Images in the Aspect of Visual Studies in Modern
Linguistics (through the Image of the СRUCIFIXION)…………………………………. 91
Стр.5
«THE CENTURY OF MODERNISM. THE PEOPLE 1914»
Tuliakov D. S. From popularization to apologia:
modernism in Wyndham Lewis‘s autobiographies……………………………………… 99
Vasilieva Yu. Yu. The archetypal motive of the night sea journey
in D. Richardson‘s «Pointed Roofs»…………………………………………………….. 106
REVIEWS
Rybalchenko T. L. When Study Guide has scientific value (Russian literature of the
twentieth century: 1930 — mid-1950: study guide for students institutions of higher
education: 2 m. / ed. N. L. Leiderman, M. N. Lipovetsky and M. A. Lithuania. — M .:
Publishing center "Academy", 2014. — (Ser. Undergraduate)) ....................................... 112
Tamarova Yu. S. Time to read! (Second literary festival in the nationwide project
«Open Book», held in Gymnasium №9 in the Yekaterinburg)………………………….. 118
Стр.6