ПРОБЛЕМЫ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
И АВТОМАТИЗАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ
Издается c 1982 г.
ENGINEERING & AUTOMATION
PROBLEMS
INTERNATIONAL JOURNAL
Commenced publication 1982
№2
2008
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ <...> МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО
АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ...........................
24 <...> Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ – Победитель конкурса научно-технических проектов и грантов Москвы 2005 г.
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ награжден дипломом за информационную
поддержку выставки “Изделия и технологии двойного назначения. <...> Ф.Е. Ляшко, О.Ф. Соколова, Т.В. Денисова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
С ПОЗИЦИИ МЕТОДОЛОГИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
В статье авторы рассматривают проблему априорного анализа по методологии функционально-стоимостной инженерии технико-экономических и технологических процедур инвестирования организации
производства промышленного предприятия на работе механизма согласования приоритетов стационарных и нестационарных систем. <...> Рассмотрим организацию производства промышленного предприятия с позиции функционально-стоимостной инженерии (ФСИ) на работе механизма согласования приоритетов в
формализованном виде. <...> Эти приоритеты выражаются в виде желательного для этого участника
соотношения yk/y p между координатами k и p итогового вектора интенсивностей реализации направлений, k≠p, k, p=1, … , m, где существенными
являются именно пропорции в реализации этих
направлений, а не сами уровни интенсивности
y1, … , ym. <...> Итоговое соотношение между уровнями yk/y p в
результате работы механизма согласования приоритетов должно быть компромиссным, то есть в
каком-то смысле средним из мнений участников
bki/bpi. <...> Таким образом, yk/y p зависит от bkl/bpl, …,
bkn/bpn : yk/y p=f(bkl/bpl, …, bkn/bpn, …), где f-некоторая
функция. <...> От каких дополнительных факторов может зависеть итоговый приоритет yk/y p? <...> Будем всё же считать, что сравнение
пар направлений <...>
Проблемы_машиностроения_и_автоматизации_№2_2008.pdf
ПРОБЛЕМЫ
МАШИНОСТРОЕНИЯ
И АВТОМАТИЗАЦИИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ
Издается c 1982 г.
ENGINEERING & AUTOMATION
PROBLEMS
INTERNATIONAL JOURNAL
Commenced publication 1982
№ 2
СОДЕРЖАНИЕ
НАУЧНЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
А.В. Артемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ВЫБОР
ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ................................. 3
Ф.Е. Ляшко, О.Ф. Соколова, Т.В. Денисова. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ПОЗИЦИИ МЕТОДОЛОГИИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ ИНЖЕНЕРИИ ................................................................. 19
А.А.Бойко, Н.В. Рыбачек. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО
АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ........................... 24
Т.С. Яницкая. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ
МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ....................................... 29
Ф.Е. Ляшко. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЁТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СБОРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА САМОЛЁТОВ
НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ В САПР,
АСУТП, АСТПП КОМПЛЕКСНОЙ АСУП .......................................................................................... 34
Д.В. Всехвальнов, С.И. Долидзе. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНВОЛЮЦИОННЫХ ДЕРЕВЬЕВ И МЕТОДА ОПОРНЫХ
ВЕКТОРОВ В CAD/CAM/CAЕ СИСТЕМАХ ........................................................................................ 40
Б.И. Завойчинский, Э.Б. Завойчинская. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ДОЛГОВЕЧНОСТИ
ПРОТЯЖЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В СЛОЖНЫХ
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ................................................................................ 46
П. Н. Сильченко, И. В. Кудрявцев, Н.А. Тестоедов, В.И. Халиманович, М.М. Михнев.
ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА НА ПРОЧНОСТЬ ПАЯНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ВОЛНОВОДНО-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ КОСМИЧЕСКИХ
АППАРАТОВ СВЯЗИ .............................................................................................................................
2008
53
Стр.1
М.А. Вишняков, И.С. Старчева, Н.Ю. Паникарова. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ
НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ ТЕРМОПЛАСТИЧЕСКОМ УПРОЧНЕНИИ ТОНКОСТЕННЫХ
ДЕТАЛЕЙ ГТД ........................................................................................................................................ 58
О.Б. Балакшин, Б.Г. Кухаренко. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ВРЕМЕННАЯ КАРТИНА
РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ НЕУСТОЙЧИВЫХ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК
В КОМПРЕССОРЕ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ....................................................................................... 62
А. Н. Брысин. ИССЛЕДОВАНИЕ СТАТИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛИМОЙ СИСТЕМЫ
ВИБРОЗАЩИТЫ .................................................................................................................................. 67
И.А. Кийко, М.А. Наджафов. ФЛАТТЕР КОНИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ ............................................. 71
Э.А. Буланов. МЕХАНИЗМ ТУРБУЛЕНТНОГО ТЕЧЕНИЯ НЕСЖИМАЕМОЙ ЖИДКОСТИ
В КАНАЛАХ, ТРУБАХ ........................................................................................................................... 75
М.Ф. Фокин, Е.А. Никитина. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОПАСНОСТИ ТРУБ
МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ С «РАССЛОЕНИЯМИ», ОБНАРУЖИВАЕМЫХ
ПРИ ВНУТРИТРУБНОЙ ДИАГНОСТИКЕ ........................................................................................ 81
В.И. Ковалев, А.Ю. Заторский, А.С. Иванов. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ВЫСОКОГРАДИЕНТНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ПРИ НЕРАВНОМЕРНОМ НАГРЕВЕ
ХРУПКИХ ТЕЛ ....................................................................................................................................... 86
С.Д. Иванов, Л.И. Миронова, Б.П. Васильев. ЮСТИРОВКА ИНТЕРФЕРОМЕТРА
НА СПЕЦИАЛЬНЫХ СТЕНДАХ ......................................................................................................... 91
ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ
П.М. Попов, Ф.Е. Ляшко. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СБОРКИ ФЮЗЕЛЯЖА
САМОЛЁТА НА ОСНОВЕ АЛГОРИТМИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
ПРОЦЕДУР И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ....................................................................... 95
Г.Г. Крушенко, С.Н. Решетникова. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВВЕДЕНИЯ В АЛЮМИНИЕВЫЕ
РАСПЛАВЫ НАНОМОДИФИКАТОРОВ ПРИ ЛИТЬЕ СЛИТКОВ ПОЛУНЕПРЕРЫВНЫМ
СПОСОБОМ ........................................................................................................................................... 107
НОВОСТИ, СООБЩЕНИЯ, ИНФОРМАЦИЯ
ДИМЕНТБЕРГ ФЕДОР МЕНАСЬЕВИЧ (100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) ..................................... 113
В.А. Дубровский, Н.И. Подволоцкая. XXXV МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА
УЧЕНЫХ –МЕХАНИКОВ «АНАЛИЗ И СИНТЕЗ НЕЛИНЕЙНЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ
КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ». КОНФЕРЕНЦИЯ «МЕХАНИКА В XXI ВЕКЕ»,
ПОСВЯЩЕННАЯ 20-ЛЕТИЮ ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ МАШИНОВЕДЕНИЯ РАН
(САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) ........................................................................................................................... 115
AFM: 11 SPANISH COMPANIES FROM THE MACHINE TOOL SECTOR TOOK PART
IN METAV 2008 (DUSSELDORF) .......................................................................................................... 124
10-я ЮБИЛЕЙНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ТЕХНОЛОГИИ РЕМОНТА, ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УПРОЧНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МАШИН,
МЕХАНИЗМОВ, ОБОРУДОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ
ОСНАСТКИ» .......................................................................................................................................... 125
АВТОРЫ НОМЕРА................................................................................................................................. 127
***
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ включен в Перечень
научных журналов и изданий, в которых
ведущих
рецензируемых
должны быть опубликованы основные научные результаты
диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Реферируется ВИНИТИ и включен в Базы данных ВИНИТИ, сведения о журнале ежегодно публикуются в международной
справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям “Ulrich’s Periodicals Directory”.
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ – Победитель конкурса научно-технических проектов
и грантов Москвы 2005 г.
Журнал “Проблемы машиностроения и автоматизации“ награжден дипломом за информационную
поддержку выставки “Изделия и технологии двойного назначения. Диверсификация ОПК“.
Стр.2
НАУЧНЫЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
SCIENTIFIC, TECHNICAL AND ECONOMICAL PROBLEMS
УДК 67/68
А.В. Артемов, А.В. Брыкин, В.А. Шумаев
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ВЫБОР ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Проанализирована ситуация в промышленности и отраслевой науке. Развитие отраслевой науки
должно происходить в соответствии с приоритетными направлениями и критическими технологиями.
Приведены данные о распределении инновационно-активных видов деятельности предприятий реального
сектора российской экономики. Проблемными задачами развития промышленности на современном этапе
являются: формирование цивилизованного внутреннего рынка потребительских товаров; стимулирование
инвестиционного процесса; развитие сырьевой базы легкой промышленности; стимулирование экспорта;
развитие инновационной деятельности. Предложены пути реализации этих проблемных задач.
Ключевые слова: экономика промышленности, инновации, рынок, сырьевая база, экспорт.
В соответствии с существующей международной
терминологией [1] все технологии (и отраслевая
наука, сопровождающая эти технологии) делятся
на три группы:
1) аэрокосмические, компьютерные, медицинские,
сложные химические технологии, электронные
коммуникации, фармакология, научное
приборостроение,
электронное
машиностроение;
2)
кораблестроение, технологии эластичных
материалов, наземного транспорта, производства
и обработки стекла и камня, цветных металлов и
сплавов;
3) технологии нефтепереработки, черной металлургии,
легкой, деревообрабатывающей и бумажной
промышленности.
В ближайшее десятилетие наиболее конкурентоспособной
и прибыльной может стать продукция
технологий первой и второй групп (по некоторым
из них Россия до сих пор сохраняет лидирующие
позиции), а доходы от ее реализации
превзойдут прибыль от продажи природных ресурсов,
прежде всего нефти и газа. Поэтому, место
страны в мировом сообществе будет в значительной
степени зависеть от высоких и средних
наукоемких и инновационных технологий.
Что же делать на этом фоне отраслям промышленности
3-ей группы? Один из самых простых
выходов – эффективное обслуживание первых
двух групп. Это эффективное взаимодействие может
быть основано на стратегии межотраслевого
взаимодействия, которое
проанализируем на
примере легкой промышленности. Отрасль производит:
Для
аэрокосмических технологий:
- производство защитных текстильных материалов
и одежды для обеспечения безопасной работы
при сверхдлительном пребывании в гермообъектах;
-
производство текстильных материалов и
одежды с магнитными свойствами;
Для фармакологии:
- извлечение из стебля и семян лубяных культур
ценных органических и биологически активных
веществ;
Для кораблестроения и автомобилестроения:
- создание негорючих текстильных обивочных
и утеплительных материалов на основе формопрессованных
деталей из нетканых натуральных
волокон (лен, отходы переработки льна и др.).
В настоящей статье мы хотели проанализировать
сегодняшнюю ситуацию в промышленности
и отраслевой науке. В статье мы будем обращаться
к результатам наших исследований [2-9], сделанных
для легкой промышленности в части вопросов,
касающихся межотраслевого взаимодействия,
частно-государственного партнерства и пр.
В настоящее время доля частного капитала в
промышленности России составляет более 90%, в
то же время доля частного капитала в отраслевой
науке немногим более 25%. Такой дисбаланс тормозит
развитие и промышленности и науки.
Отраслевые институты имеют разработки, не
уступающие и даже превосходящие мировой уровень,
многие из которых получили признание на
проводимых международных салонах изобретений.
Ежегодно институты получают десятки патентов
на изобретения, промышленные образцы
и новые технологии.
В то же время в последние годы проявилась
тенденция разрушения научно-технического потенциала
и ранее эффективно функционировавшей
системы подготовки научных кадров. Кадровый
состав институтов стареет. Создание наукоемкой,
конкурентоспособной продукции требует
постоянного обновления приборной и экспериментальной
базы, которое, из-за отсутствия
средств, практически не осуществляется.
Проблемы машиностроения и автоматизации, № 2 – 2008
3
Стр.3