МУЗЫКА В ЕЁ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ПАРАЛЛЕЛЯХ И ВЗАИМОСВЯЗЯХ
© Матвеева Н. Б., 2014
ПРОЗА КАК СТИХ И СТИХ КАК ПРОЗА
В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОПЛОЩЕНИИ С. ПРОКОФЬЕВА <...> (НА ПРИМЕРЕ СКАЗКИ «ГАДКИЙ УТЕНОК»)
В данной статье поставлена задача проиллюстрировать методы воплощения вербальной прозы Прокофьевым на примере музыкальной сказки «Гадкий утенок». <...> Прокофьев старался видеть в
прозаических текстах потенциал их воплощения в квадратных, симметричных, тяготеющих к периодичности структурах музыкального
синтаксиса, тем самым будто придавая самой прозе черты стихотворности, стихоподобности. <...> часто обращался в своем
вокальном творчестве к текстам вербальной
прозы: оперы «Война и мир», «Огненный ангел», «Игрок», кантата «К 25-летию октября» и
другие произведения. <...> Прокофьев
продолжает линию музыкального претворения
вербальной прозы. <...> Метод Прокофьева (относительно прозы) принципиально
отличается, например, от метода Шостаковича. <...> Так, музыкальные фразы Шостаковича, как
фразы свободного прозаического монолога не
тяготеют к синтаксической уравновешенности,
в них проявляются принципы свободного синтаксиса, линейного развития, монологического
интонационного тона — то есть композитор воплощает вербальную прозу в «прозоподобных»
[термин мой — Н. <...> Прокофьев же старался видеть даже в прозаических текстах потенциал воплощения их
в квадратных, симметричных, тяготеющих к
периодичности структурах музыкального син-
таксиса, тем самым будто придавая самой прозе черты стихотворности, стихоподобности. <...> В
данной статье поставлена задача проиллюстрировать методы воплощения вербальной прозы
Прокофьевым на примере музыкальной сказки
«Гадкий утенок». <...> Структурные особенности либретто
«Гадкого утенка»
Важным условием для стихоподобного
музыкального «прочтения» прозы Андерсена стало особое качество либретто1. <...> Либретто
отличается от перевода сказки Г. Андерсена:
текст сказки сжат, динамизирован. <...> Сокращения
касаются как «крупного <...>