А.И. САВЕЛЬЕВ
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ
В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ:
правовое регулирование
ÌÎÑÊÂÀ 2014
УДК 341
ББК 67.412.2
С 12
Савельев А.И. <...> С 12 Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. <...> Монография посвящена анализу вопросов, возникающих при осуществлении деятельности в сфере электронной коммерции: юрисдикционных аспектов электронной коммерции; перспектив исполнения
решения, вынесенного на территории иностранного государства; общих
проблем заключения договоров в сети Интернет; использования электронных подписей, персональных данных и др. <...> Например, вопросы получения согласия пользователя сети Интернет
на обработку персональных данных нередко неразрывно связаны с вопросами действительности условий так называемых click-wrap- и browsewrap-соглашений, которая должна оцениваться через призму положений международного частного права и международного гражданского
процесса. <...> Глава 2 посвящена рассмотрению на примере США, Европейского
союза и России юрисдикционных аспектов электронной коммерции: компетентности суда по рассмотрению того или иного спора,
возникающего в сфере электронной коммерции; определения права, применимого к такому спору; а также перспектив последующего
исполнения вынесенного решения на территории иностранного государства. <...> Особое внимание уделяется рассмотрению особого
рода договоров, которые нередко именуются как click-wrap- и browsewrap-соглашения и представляют собой новый уровень эволюции
договорной практики, развивающий идеи договоров присоединения
в электронной среде. <...> В данной главе приводится
судебная практика использования информации из таких интернетархивов на примере Wayback Machine. <...> Достаточно подробно рассматриваются вопросы его правовой природы, а также правовые аспекты его введения
в действие: договор на разработку веб-сайта, регистрация доменного
имени и размещение веб-сайта на хостинговой площадке. <...> Речь идет
10
Введение
о различного рода децентрализованных <...>
Электронная_коммерция_в_России_и_за_рубежом_правовое_регулирование.pdf
УДК 341
ББК 67.412.2
С 12
Савельев А.И.
С 12 Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование.
– М.: Статут, 2014. – 543 с.
ISBN 978-5-8354-1018-7 (в пер.)
Монография посвящена анализу вопросов, возникающих при осуществлении
деятельности в сфере электронной коммерции: юрисдикционных
аспектов электронной коммерции; перспектив исполнения
решения, вынесенного на территории иностранного государства; общих
проблем заключения договоров в сети Интернет; использования электронных
подписей, персональных данных и др.
Для предпринимателей, ведущих деятельность в сфере электронной
коммерции, практикующих юристов, представителей научного сообщества,
а также всех, интересующихся данной темой.
УДК 341
ББК 67.412.2
ISBN 978-5-8354-1018-7
© А.И. Савельев, 2014
© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2014
Стр.2
Оглавление
Введение ...................................................................................................... 7
Глава 1. Понятие электронной коммерции ................................................ 12
§ 1. Вопросы терминологии ........................................................................ 12
§ 2. Классификация отношений, возникающих в сфере
электронной коммерции ...................................................................... 20
§ 3. История создания сети Интернет ..................................................... 23
§ 4. Архитектурные особенности сети Интернет и их влияние
на правовое регулирование электронной коммерции ............................ 36
Глава 2. Юрисдикционные аспекты электронной коммерции .................... 42
§ 1. Общие положения о юрисдикции в сети Интернет ............................ 42
§ 2. Юрисдикция в сети Интернет по законодательству США ................ 48
2.1. Основные источники регулирования вопросов юрисдикции в США .....50
2.2. Условия установления персональной юрисдикции
в отношении иностранного лица (jurisdiction to adjudicate) ................. 54
2.3. Определение применимого права к отношениям
в сети Интернет (jurisdiction to prescribe) ........................................... 68
2.4. Принудительное исполнение судебного решения в США
(jurisdiction to enforce) .......................................................................... 76
§ 3. Юрисдикция в сети Интернет по законодательству
Европейского союза ............................................................................. 81
3.1. Основные источники регулирования вопросов юрисдикции
в Европейском союзе ........................................................................... 82
3.2. Условия установления персональной юрисдикции
в отношении иностранного лица (jurisdiction to adjudicate) ................. 84
3.3. Определение применимого права к отношениям
в сети Интернет (jurisdiction to prescribe) ........................................... 93
3.4. Принудительное исполнение иностранного судебного
решения в Европейском союзе (jurisdiction to enforce) ..........................102
§ 4. Юрисдикция в сети Интернет: российский подход ............................103
4.1. Условия установления персональной юрисдикции
в отношении иностранного лица (jurisdiction to adjudicate) ................104
4.2. Определение применимого права к отношениям
в сети Интернет (jurisdiction to prescribe) ..........................................115
4.3. Принудительное исполнение иностранного судебного
решения в России (jurisdiction to enforce) .............................................130
§ 5. Международное сотрудничество по вопросам юрисдикции
в сети Интернет ...............................................................................136
4
Стр.4
§ 6. Некоторые компаративные выводы и перспективы
развития норм о юрисдикции в сети Интернет .................................146
§ 7. Возможные меры по минимизации юрисдикционных рисков ...............150
Глава 3. Договорные аспекты электронной коммерции ............................153
§ 1. Оферта ..............................................................................................153
§ 2. Акцепт ...............................................................................................162
§ 3. Форма договора ..................................................................................165
3.1. Заключение договора посредством обмена электронными
документами (п. 2 ст. 434 ГК РФ) .....................................................174
3.2. Заключение договора посредством совершения
конклюдентных действий (п. 3 ст. 434 ГК РФ) .................................179
§ 4. Электронная подпись .........................................................................192
§ 5. Время и место заключения договора ...................................................213
§ 6. Правосубъектность сторон договора. Электронные агенты .............220
§ 7. Динамика заключенного договора: особенности
одностороннего изменения и прекращения договора
в сфере электронной коммерции .........................................................234
Глава 4. Процессуальные аспекты электронной коммерции .....................251
§ 1. Общие замечания ................................................................................251
§ 2. Сообщения электронной почты (e-mail messages)
как доказательство в гражданском и арбитражном
процессе ..............................................................................................256
§ 3. Распечатки информации с web-сайтов как доказательство
в гражданском и арбитражном процессе ...........................................272
Глава 5. Веб-сайт как основной инструмент электронной коммерции ......284
§ 1. Понятие веб-сайта. Его правовая природа и особенности
охраны ................................................................................................284
§ 2. Разработка веб-сайта .......................................................................296
§ 3. Размещение веб-сайта на хостинговой площадке ..............................304
§ 4. Вопросы ответственности провайдера хостинга за контент
веб-сайта ...........................................................................................309
§ 5. Выбор и регистрация доменного имени ...............................................320
§ 6. Споры в сфере доменных имен ............................................................330
Глава 6. Цифровой контент и виртуальная «собственность» ....................337
§ 1. Понятие цифрового контента и основные бизнес-модели
его распространения ..........................................................................337
§ 2. Отличительные черты цифрового контента .....................................340
§ 3. Лицензирование как основная модель распространения
электронных экземпляров...................................................................343
§ 4. Распространение программного обеспечения
в электронной форме посредством сети Интернет ...........................345
5
Стр.5
§ 5. Исчерпание права и цифровой контент .............................................350
§ 6. Предоставление удаленного доступа как особая модель
распространения цифрового контента ..............................................358
§ 7. Виртуальная «собственность» ...........................................................369
Глава 7. Электронные платежи в сфере электронной коммерции .............387
§ 1. Виды электронных средств платежа ................................................387
§ 2. Инструменты электронного доступа к банковским счетам .............388
§ 3. Электронные деньги. Общие положения .............................................391
§ 4. Правовое регулирование электронных денег в США
и Европейском союзе ..........................................................................399
§ 5. Правовое регулирование электронных денег в России .........................410
§ 6. Децентрализованная виртуальная валюта как особый вид
электронных денег ..............................................................................427
§ 7. Правовая природа электронных денег ................................................434
Глава 8. Реклама в сети Интернет ............................................................422
§ 1. Информация, размещенная на веб-сайте, и законодательство
Российской Федерации о рекламе .......................................................444
§ 2. Отдельные модели распространения рекламы в сети Интернет .......454
§ 3. Электронная почта как средство рекламы. Спам .............................471
Глава 9. Персональные данные в сфере электронной коммерции .............485
§ 1. Законодательство о персональных данных.
Основные понятия и сфера действия .................................................486
§ 2. Требования к обработке персональных данных ...................................495
2.1. Наличие законного основания для обработки
персональных данных ..........................................................................497
2.2. Добросовестный характер обработки персональных данных ......506
2.3. Реализация определенных организационно-технических мер
для обеспечения выполнения обязанностей оператора
и защиты персональных данных .........................................................510
2.4. Направление уведомления в уполномоченный орган
об обработке персональных данных ....................................................515
2.5. Соблюдение особых требований к трансграничной
передаче данных .................................................................................516
§ 3. Ответственность за несоблюдение требований
законодательства о персональных данных .........................................526
§ 4. Перспективы развития законодательства
о персональных данных .......................................................................534
Стр.6