ISSN 1680-1709
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Чувашский государственный педагогический университет им. <...> И. Я. ЯКОВЛЕВА
Научный журнал
№ 1 (85)
Январь – март 2015 г.
Учредитель
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
учреждение высшего
профессионального образования
«Чувашский государственный
педагогический университет
им. <...> Ключевые слова: респираторная синусовая аритмия, график Пуанкаре, частота дыхания,
вариабельность сердечного ритма. <...> Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ,
проект № 1404
Вестник ЧГПУ им. <...> Респираторная синусовая аритмия (РСА)
как проявление физиологического взаимодействия между дыханием и кровообращением представляет собой вариабельность сердечного ритма, синхронизированную с респираторными процессами [4]. <...> К настоящему времени накоплен большой объем данных, свидетельствующих о
том, что вариабельность сердечного ритма (ВСР) и респираторная синусовая аритмия как
ее часть являются важными индикаторами функционального состояния организма человека [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]. <...> Во-вторых, респираторная синусовая аритмия рассматривается как появление гибкости физиологической системы, ее способности адаптироваться к изменениям в окружающей среде [14]. <...> Наиболее продуктивным способом исследования респираторной синусовой аритмии как синхронизации дыхательного и кардиоваскулярного циклов является дыхание с
навязанной частотой [17]. <...> Здесь необходимо отметить, что имеющиеся в литературе научные данные о характере изменения графика Пуанкаре (скатерограммы, графика Лоренца) при дыхании с навязанной частотой скудны и отличаются неполнотой [12], <...> В ходе предварительного тренинга выяснилось, что не все испытуемые способны дышать со
всеми заданными частотами: в ходе тренировки и последующего исследования 20 чело4
Биологические науки
век смогли дышать на всех частотах <...>
Вестник_Чувашского_государственного_педагогического_университета_им._И.Я._Яковлева_№1_(85)_2015.pdf
СОДЕРЖАНИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Димитриев Д. А.,
Саперова Е. В.,
Индейкина О. С.,
Димитриев А. Д.
Димитриев Ю. О.,
Куприянова М. Ю.
Игнатьев Н. Г.,
Иванова А. Н.
Оценка респираторной синусовой аритмии посредством
анализа графика Пуанкаре ...…..........…..……...….………..… 3
Эколого-флористическая характеристика пассажирской
пристани Чебоксарского речного порта ….......……………… 9
Реакция печеночных ферментов у разновозрастных крольчат
на введение этанола в экспериментальных условиях ….
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Ахвандерова А. Д.,
Сергеев Л. П.
Волкова С. А.
Денисова Т. В.,
Сергеев Л. П.
Фомин Э. В.
«Островные говоры» восточных районов Чувашской Республики
(на примере урмарского говора смешанного диалекта) …. 20
Принципы и приемы выражения авторской позиции в художественно-документальной
прозе ………...…………….……. 26
Слова-обращения к животным в говорах чувашской диаспоры
Ульяновской области ………...….…..….…………………. 32
Жамсаранова Р. Г. Тунгусский геноним Дулигатский в исторической ретроспективе
........….......………………………………………….… 38
Классификация абсолютных агнонимов чувашского языка
Шайхисламова З. Ф. Когнитивные аспекты репрезентации
времени
в близкородственных тюркских языках Урало-Поволжья
(на материале башкирских и казахских паремиологических
единиц в этнолингвокультурологическом осмыслении) …… 50
44
14
Стр.193
дения об авторах
Содержание
Шамсутдинова Н. З. Некоторые вопросы этической значимости в литературе
поздневикторианского периода (на материале романа
Дж. Элиот «Даниэль Деронда») ………………………………. 57
Шугаева Н. Ю.,
Кормилина Н. В.
Передача семантики и прагматики говорящих имен
Н. В. Гоголя при переводе на английский язык ...….…..….… 63
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Аносова Н. А.
Критерии эффективности организационно-педагогических
условий реализации институционального механизма профессионально-общественной
аккредитации коротких программ
….…………….……...................……………...…...........
Арсалиев Ш. М-Х.,
Писаренко В. И.
Афанасьева Т. В.
Булычева Е. А.,
Никифорова О. П.
Варламова М. В.
Головина А. Г.
Григорьева Е. Н.
Данилова Л. Н.
Жаднова Н. Н.
Иванова А. Я.
Иванова Л. Н.
Мониторинг развития учебных универсальных действий как
элемент оценки интеллектуального развития младших
школьников .…….....…………………………….….………...
73
Моделирование этнопедагогических технологий в контексте
современной научной картины мира ………...….…..….…….. 79
85
Психолого-педагогические и лингвистические аспекты развития
речи учащихся в национальной школе ………...….…... 91
Современные тенденции в дополнительном образовании
музыкальных руководителей дошкольных организаций Чувашии
……...................…..…………………………………..…. 96
Реализация в Чувашской Республике организационнопедагогических
условий для внедрения интегрированной
системы непрерывного профессионального образования ….. 102
Подготовка будущих учителей иностранного языка к осуществлению
профессиональной деятельности в условиях
реализации ФГОС ООО второго поколения ………...….…..
113
Этнокультурные ценности как средство формирования
этнокультурной компетентности у старшеклассников …....... 118
Педагогические традиции регентской школы Русской православной
церкви как фактор нравственного воспитания
детей ………………………….…….......................................... 124
Российский опыт составления рейтингов вузов …………….. 129
Деятели культуры и просвещения России об И. Я. Яковлеве
и Симбирской чувашской школе ….….……...………….….… 137
195
Стр.194
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2015. № 1 (85)
Иванова Н. В.
Кириллова О. В.,
Кириллова Т. В.,
Игорева Э. Н.
Матвеева О. А.
Платонова Р. И.,
Воронов В. В.
Салаева А. Л.
Семенова Т. Н.
Токтарова В. И.
Культурологический подход в профессиональной подготовке
будущих специалистов дошкольного образования к коммуникативно-речевому
развитию детей-билингвов ………… 145
Анализ нормативно-правовых актов обеспечения конфессионально
ориентированного образования в Российской
Федерации ..……………………………...................................... 152
Теоретическая разработка организационно-технологической
модели «экселленс» в оценочных процедурах .................…… 157
Технология обучения: от уточнения понятий к практике …... 162
Кластерный подход в образовании и культуре: опыт города
Чебоксары ………………………………………...............……. 167
Сущность, структура и критерии готовности будущих дефектологов
к реализации этнопедагогических технологий
в логопедической практике …….………………...................
173
Педагогическое управление процессом обучения студентов
в условиях информационно-образовательной среды вуза ..... 178
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ …..…………………………………..…………….…...… 185
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ АВТОРОВ ………...…………………………………………… 192
196
Стр.195
CONTENT
BIOLOGY
Dimitriev D. A.,
Saperova E. V.,
Indeykina O. S.,
Dimitriev A. D.
Dimitriev Yu. O.,
Kupriyanova M. Yu.
Ignatyev N. G.,
Ivanova A. N.
Akhvanderova A. D.,
Sergeev L. P.
Volkova S. A.
Denisova T. V.,
Sergeev L. P.
Evaluation of respiratory sinus arrhythmia through analysis
of Poincare plot ................................................................................
Ecological and floristic characteristic of the hithe of the Cheboksary
river port ….…….….....………..…………..…......................
3
9
Reaction of liver enzymes in rabbits of different ages to ethanol
in experimental conditions ............................................................... 14
PHILOLOGY
«Insular dialects» of eastern districts of the Chuvash Republic
(Urmarsky mixed dialect) ………………………………………. 20
Principles and methods of expressing the author's position in
fictional and documentary prose ………………………………... 26
Addresses to animals in dialects of the Chuvash diaspora in the
Ulyanovsk region ……………………………………………….. 32
Zhamsaranova R. G. Tungus genonymum Duligatsky in the aspect of history ……….. 38
Fomin E. V.
Classification absolute agnonyms of the Chuvash language …… 44
Shaikhislamova Z. F. Cognitive aspects of representation of time in closely related
Turkic languages of the Ural-Volga Region (based on the Bashkir
and Kazakh paremiological units in ethnolinguacultural comprehension)
….……………….…….............................................. 50
Shamsutdinova N. Z. Some ethical issues in late-victorian writings («Daniel Deronda»
By G. Eliot) ……………………………………………………... 57
Shugaeva N. Yu.,
Kormilina N. V.
Semantics and pragmatics of N. V. Gogol’s charactonyms
in translation into English ………………………………………. 63
Стр.196
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2015. № 1 (85)
PEDAGOGICS
Anosova N. A.
Arsaliev Sh. M-Kh.,
Pisarenko V. I.
Afanasyeva T. V.
Bulycheva E. A.,
Nikiforova O. P.
Golovina A. G.
Grigoryeva E. N.
Danilova L. N.
Zhadnova N. N.
Ivanova A. Ya.
Ivanova L. N.
Ivanova N. V.
Kirillova O. V.,
Kirillova T. V.,
Igoreva E. N.
Matveeva O. A.
Platonova R. I.,
Voronov V. V.
Criteria of efficiency of organizational and pedagogical conditions
for implementation of institutional mechanism of professional and
public accreditation of short-term programmes ……..……………. 73
Modelling of ethnopedagogical technologies in the context
of modern scientific world view ……..………....…........................ 79
Monitoring of development of academic universal activities as the
element of evaluation of intellectual development of younger
schoolchildren .....................………..…....…............…....………... 85
Psychological and pedagogical and language aspects of speech
development at pupils at ethnic school ….……………….……... 91
Varlamova M. V. Current trends in further education for Music teachers of preschool
institutions in Chuvashia ……………………………......… 96
Organizational and pedagogical conditions for introduction of integrated
system of continuous professional education in the Chuvash
Republic …………………..…..…............……………..……. 102
Professional training of teachers of foreign languages in implementing
the new Federal State Educational Standard ……………. 113
Ethnocultural values as means of formation of ethnocultural competence
at senior schoolchildren …………………..…..…..........… 118
Pedagogical traditions of Presentorial school of the Russian Orthodox
Church as a factor in moral education of children .…..…… 124
Russian experience of drawing up ratings of institutions of higher
education …………………..…..…............……..…………....….... 129
Russian workers of culture and educators on I. Y. Yakovlev and
Simbirsk Chuvash school ……………….…..…....................…….. 137
Culturalogical approach in professional training of preschool education
specialists for communicative and language development
of bilingual children ……………………………….……………… 145
Analysis of normative legal acts that ensure confession oriented
education in the Russian Federation ……………………………… 152
Theoretical development of organizational and technological «Excellence»
model in accreditation procedures …........……………... 157
Education technology: from concept specification to practice …… 162
198
Стр.197
Content
Salaeva A. L.
Semenova T. N.
Toktarova V. I.
Cluster approach in educationand culture: experience of the city
of Cheboksary …………………………….…………………......... 167
Essence, structure and criteria of readiness of future speech
pathologists to implement ethnopedagogical technologies in
speech therapy .................................................................................. 173
Pedagogical management of learning process of students at university
information and education environment ………………….. 178
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS .…………………………….……………… 185
INFORMATION FOR THE AUTHORS ……….……………………….……….…….… 192
199
Стр.198
ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА ИМ. И. Я. ЯКОВЛЕВА
2015. № 1 (85)
Редакторы
Е. Н. Засецкова
Л. А. Судленкова
П. А. Шалимова
Компьютерная верстка, макет А. П. Кошкиной
Подписано в печать 03.03.2015. Выход в свет 31.03.2015.
Формат 70х100/8. Бумага писчая.
Печать оперативная. Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. л. 25,0.
Тираж 500 экз. Заказ № 2241. Цена свободная.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Отпечатано в отделе полиграфии
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, 38
Стр.199