Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №3 2011

0   0
Страниц300
ID275630
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2011 .— №3 .— 300 с. — URL: https://rucont.ru/efd/275630 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСТОРИЯ (Специальность 07.00.02) © 2011 г. В.В. Высоцкий УДК 93 ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД С 1861 ПО 1925 ГОД Пореформенный период XIX в. и первая четверть XX в. – это время реформ и потрясений, интенсивного развития капитализма, а в последующем – время рождения новой общественной формации, которая была представлена становлением нового государства СССР. <...> Несомненно, все особенности развития государства отразились в изменении этнокультурных особенностей населения Воронежской губернии, в том числе и в среде потомков украинских переселенцев. <...> Система питания украинского населения губернии не претерпела значительных изменений. <...> В семейном быту в массе своей украинское население старалось сохранить традиции предков, что было, в первую очередь, обусловлено непринятием этнически смешанных браков. <...> Рассматривая характерные черты обрядово-ритуальной организации жизни украинского населения губернии, обратимся к особенностям развития свадебной обрядности и народной религии. <...> Как и в XIX в., в первой четверти XX в. в среде потомков украинских переселенцев сохранялись основные патриархальные традиции свадебной обрядности. <...> Как мы видим, этническая культура потомков украинских переселенцев претерпела определенные изменения, которые были связаны и с влиянием русской культуры и новой идеологии, однако можно говорить о сохранении целого ряда этнокультурных особенностей, характерных для украинской народной культуры. <...> Анализируя развитие этнокультурных особенности потомков украинских переселенцев Воронежской губернии в рамках исследуемого периода, следует отметить следующее: • по-прежнему большая часть украинского населения Воронежской губернии еще сохраняла практически не тронутыми традиции домостроения и усадебной застройки, основные элементы народной одежды, систему питания, традиции и обычаи, фольклор, характерные для украинской этнической культуры <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№3_2011.pdf
ИСТОРИЯ (Специальность 07.00.02) © 2011 г. В.В. Высоцкий УДК 93 ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ УКРАИНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРИОД С 1861 ПО 1925 ГОД Пореформенный период XIX в. и первая четверть XX в. – это время реформ и потрясений, интенсивного развития капитализма, а в последующем – время рождения новой общественной формации, которая была представлена становлением нового государства СССР. Несомненно, все особенности развития государства отразились в изменении этнокультурных особенностей населения Воронежской губернии, в том числе и в среде потомков украинских переселенцев. Для того чтобы рассмотреть этнокультурное развитие исследуемой части населения в период с 1861 по 1925 г., необходимо охарактеризовать элементы, являющиеся важнейшими при оценке этнических особенностей любого этноса или субэтноса: особенности усадебной застройки и домостроения, национальная одежда, система питания, обрядность, фольклор. Мы решили в этот список включить развитие сфер образования и культуры. Постепенно в местах проживания представителей украинской культуры Воронежской губернии изменялись особенности усадебной застройки и домостроения. Забегая вперед, следует отметить, что вплоть до 30 – 40-х гг XX в. во многих районах исследуемого региона сохранялась этническая специфика во внешнем облике и планировке жилого дома и подворья. А.В. Никитенко, давая описание украинской малороссийской хаты и усадьбы, отметил следующее: «Беленькая хата с двумя чистыми комнатами, кухней и кладовой, крытая соломою под гребенку очеретом, что считается некоторой роскошью, за которой к самой реке спускается огород с грядами капусты, гороха, свеклы, кукурузы и разного рода цветами. В саду за рекой – против самого огорода, расстилался сад вишневый, яблони, вишни, груши. Гуманитарные и социальные науки 2011. № 3 2
Стр.1
На дворе сарай, конюшни, загородь с навесом для коров и овец, курник по малороссийскому обычаю, была устроена голубятня» [1, с. 24]. Уже в конце XIX в. зажиточные крестьяне в селениях все чаще стали строить каменные дома. По наблюдениям исследователей, в первой четверти ХХ в. в воронежских селах многие украинские крестьяне строили дома из кирпича и покрывали жестью – вместо прежних «рубленных», крытых соломой. Воронежский краевед Ф. Железнов, обследовавший условия жизни крестьян в начале 20-х гг. XX в. «дал следующую группировку крестьянских изб (по материалам стен): кирпичные строения составили 57 %, на деревянные приходилось 40 и на смешанные 3. Состояние построек выглядело так: ветхие – 45%, новые – 7, посредственные – 52» [2, с. 23]. Исследователями отмечено взаимовлияние двух родственных этносов (русского и украинского), связанных с особенностями домостроения и усадебной застройки. А. Животко отмечал: «Внешний вид хат также резко отличается от собственно московских, хотя в последнее время, где-то в конце прошлого столетия и началом нынешнего, можно уже заметить влияние украинской хаты на строения соседних московских сел…» [3, с. 8]. Развитие капитализма, реформы, стимулировавшие развитие интеграционных процессов, постепенно делали свое дело: изменялись одежда, понятия, обряды, верования и др. Постепенно начал изменяться образ жизни украинского села. В большинстве русских сел губернии еще сохранялся нетронутым костюм, характерный для русской крестьянской культуры. Если и имели место изменения, то они были незначительными. У украинцев более активно входили в моду элементы городского костюма. Л.Н. Чижикова отмечала: «Однако в украинских слободах, где в XIX веке интенсивно развивались ремесла и мелкие промышленные предприятия, значительно раньше, чем во многих русских селах, началось разрушение традиционных форм одежды и появление черт костюма, более свойственного в это время городскому. Национальная женская украинская одежда в конце XIX – начале XX в. все чаще заменялась рубахой на кокетке, кофтой, юбкой и поясом из фабричных тканей…» [4]. Только в захолустных пахарских селениях сохранялся еще украинский национальный костюм. Гуманитарные и социальные науки 2011. № 3 3
Стр.2
Ткань фабричного производства (шелк, сатин) в начале XX в. практически вытеснила домотканое сукно. Под влиянием городской моды изменился крой крестьянского платья. Крестьянин С.Т. Семенов об изменениях в одежде крестьян начала ХХ в. писал, что «самотканки вытеснялись ситцем. Зипуны и кафтаны заменились кофтами и пиджаками». Мужчины надевали поддевки, пиджаки, штаны не «набойчатые», а суконные и бумажные. Молодые люди ходили в пиджаках, подпоясывая брюки ремнями с пряжками. В прошлое уходили традиционные женские головные уборы. Сельские девушки ходили с непокрытой головой, украшая ее искусственными цветами, накидывая платок на плечи. Деревенские модницы носили приталенные кофточки, «польты», шубки. Обзавелись зонтиками и калошами. Последние стали «писком» деревенской моды. Их носили больше для украшения, так как надевали в тридцатиградусную жару, идя в церковь [5]. Система питания украинского населения губернии не претерпела значительных изменений. Вот что отметил в одном из своих трудов Ф. Никонов: «… хохол любит есть наиболее горячее, а из холодного всего более нравятся ему свиное сало да селедка; кислого он ест мало, черного хлеба и русского квасу не терпит и более обычные кушанья его следующие: кулиш (суп из пшена) с салом или мясом и дома и в поле; галушки (шарики из черного пшеничного теста) сваренные в воде, иногда в молоке; при достатке вареники и блинцы с сметаною и коровьим маслом; при бедности – капуста (густое кушанье из капусты и пшена и очень кислое), или затирка (образовавшиеся из брызгов по муке теплой водой шарики, сваренные в воде); в заключении ужина почти всегда крутая каша с горячим и соленым молоком. Наедается малоросс скоро, т.е. потребляет немного, но принимается за еду чаще русского» [6]. Основной формой украинской семьи была малая, двухпоколенная (родители – дети) и расширенная – трёхпоколенная. Постепенно под влиянием развивавшихся товарно-денежных отношений в конце XIX в. усиливался процесс частичного или полного распада больших семейных коллективов. В семейном быту в массе своей украинское население старалось сохранить традиции предков, что было, в первую очередь, обусловлено непринятием этнически смешанных браков. «Во второй половине XIX в. национальная обособленность сильнее была выражена в тех случаях, когда русские и украинцы жили более или менее компактно, в отдельных селах, которые в проГуманитарные и социальные науки 2011. № 3 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.