Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Гуманитарные и социальные науки

Гуманитарные и социальные науки №3 2009

0   0
Страниц81
ID275617
АннотацияНаучный журнал «Гуманитарные и социальные науки» является сетевым изданием, публикует статьи, сообщения, рецензии и другие материалы образовательного, научного, гуманитарного, социально-экономического и культурно-просветительского характера и предоставляет возможность преподавателям, докторантам, аспирантам, практическим работникам представить результаты своих научных исследований на рассмотрение максимально широкой аудитории.
Гуманитарные и социальные науки .— 2009 .— №3 .— 81 с. — URL: https://rucont.ru/efd/275617 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Рассматривается «художественный вкус» как феномен в культурно-фило софском и искусствоведческом контексте. <...> Художественный вкус – достаточно «объем ный» предмет для изучения и осмысления. <...> Ключевые слова: искусство, произведения восточного искусства, произ ведения европейского искусства, ценности, ценностные ориентации. <...> характеристика расхождения видов искусства; Гуманитарные и социальные науки <...> Далее на развитие искусства художественный вкус оказывает определенно сильнейшее воздействие. <...> В процессе воплощения образа на ранних стадиях примитивного творче ства художественный вкус играет роль самостоятельного слагаемого. <...> Стремление иметь произведения восточного искусства подчеркивалось престижностью соображений, т.к. драгоценность данных произведений символизировала богатство и знатность. <...> В качестве примера можно привести сочетание произведений восточного и европейского искусства, находящихся в Петергофском и Китайском двор цах, позволяющие понять, что именно привлекало в то время в этих работах, почему мода на восточные шедевры покорила европейцев. <...> В обоих дворцах основная экзотика строилась в сочетании подлинных произведений ки тайского и европейского искусства и несмотря на многообразные и разнород ные элементы декоративного убранства и другие подлинные произведения восточного искусства, в то время они воспринимались и привлекали внима ние своей экзотической причудливостью форм и цветосочетанием. <...> Данная концепция оказывала определяющую динами Гуманитарные и социальные науки <...> М., 1955 Северо-Кавказский научный центр Высшей школы ЮФУ Гуманитарные и социальные науки <...> Дмитрий Ростовский в 1702 г. осно вал в Ростове школу, где училось около 200 человек и изучались русский, греческий, латинский языки, география, был устроен театр, в котором испол нялись пьесы духовного содержания. <...> Северо-Кавказский научный <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№3_2009.pdf
ФИЛОСОФИЯ (Статьи по специальности 09.00.13) © 2009 г. Вахрушева Е.Ю. ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА В ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Рассматривается «художественный вкус» как феномен в культурно-философском и искусствоведческом контексте. Отмечено, что не только объективные причины в рассмотрении эстетической категории вкус дают возможность понять направляющую деятельность людей, но и проникнуться в ее субъективные мотивы. Данная категория позволяет выйти из общих представлений об образе жизни к закономерностям структуры объектно-пространственной среды, разворачивая образ жизни к ценностным моментам среды и к ее вкусообразованиям. Художественный вкус – достаточно «объемный» предмет для изучения и осмысления. Его исследование на всех этапах развития, начиная с бытия отдельного человека и заканчивая характеристиками общества и культуры, затруднял порядок его социального подчинения. Ключевые слова: искусство, произведения восточного искусства, произведения европейского искусства, ценности, ценностные ориентации. Наивно предположение, что истинное изображение мира в природе и есть зарождение искусства, чувства прекрасного, и на первый взгляд является заблуждением. Хотя, например, люди каменного века в наскальных рисунках достаточно реалистично изображали животный мир и различные сцены человеческого бытия, уже в первоначальных примитивных картинах отмечается явно сильная и широкая тенденция к развитию художественного вкуса. По утверждению Ю. Бореева, постигая специфику развития системы произведений различных видов искусства, можно проследить их историческое развитие с учетом следующих тенденций: ● влияние литературы на другие виды искусства; ● время возникновения вида искусства, развития его бытия и воздействия на конкретную эпоху; ● исторические изменения в различных искусствах; ● характеристика расхождения видов искусства; Гуманитарные и социальные науки 2009. № 3 2
Стр.1
● эпохальная актуальность каждого вида искусства. В развитии художественных произведений, вкус на протяжении длительного времени является более серьезным аффектом, и оказывает сильное воздействие. В эпоху античности художник уже достаточно хорошо показывает свои познания в анатомии не только животного, но и человека. «Интерес греческого изобразительного искусства к силе и красоте имеет глубокие конкретно-исторические корни» [1, с. 303]. Изобразительное искусство средневековья в большей степени вглядывается во внутренний мир человека, пытаясь проникнуть вглубь его духа. И уже внешняя красота (обнаженное тело) скрывается в монашеские одежды. В искусстве эпохи Возрождения, как и в моде, претерпевая незначительные изменения, вновь прослеживается культ обнаженного тела, подчеркивающий наравне с красотой и мощью его чувственную привлекательность. «Радость бытия, духовное и чувственное наслаждение жизнью сквозят в живописи Возрождения, воспевающей прелесть женского тела, всю его джорджоневскую целомудренность, рубенсовскую пышность, тициановскую земную и небесную красоту, эльгрековскую одухотворенность» [1, с. 303-304]. Отличительная черта эпохи Возрождения от Античности, заключалась в том, что художники показывают в своих произведениях как общие анатомические изображения человека, так и его возрастные особенности. Улавливая и точно воспроизводя соотношение частей тела ребенка и взрослого, открывают анатомическую динамику человека при различных темпах, резкости, ракурсах и направлениях движения. Движение изобразительного искусства в данную эпоху к вершинам мирового духа задавала социальная потребность. Этот механизм продвижения можно проследить и в других видах развивающегося искусства. Далее на развитие искусства художественный вкус оказывает определенно сильнейшее воздействие. И вместо воспроизведения впечатления внешних деталей, он становится наиболее выраженным феноменом повышенного внутреннего аффекта. Таким образом, художественные произведения становятся одной целью основного аффекта: возвышенности, торжественности в египетском, греческом и готическом искусствах. В процессе воплощения образа на ранних стадиях примитивного творчества художественный вкус играет роль самостоятельного слагаемого. Именно в этот момент происходит расположение к построению самых простейших Гуманитарные и социальные науки 2009. № 3 3
Стр.2
форм по отношению к геометрическим образованиям. Желание упростить формы – это первоначальная тенденция душевного аппарата, потому что человек в окружающем мире еще не пытается подвергнуть анализу и обработке несимметричные, сложнейшие формообразования в живых организмах. В свою очередь геометрические очертания встречаются в малом количестве, и это ни в коем случае не сравнивается с его обязательностью в примитивном искусстве. Поэтому не допустимо, чтобы геометрическое извне перешло в способы передачи объектов с помощью рисования. Конечно, кое-что допустимо технически – моторно, т.к. некоторые приемы изображения являются просто необходимыми. Понимание стремления к упрощению или дублированию формы, находящейся в тесном контакте с ритмическими тенденциями в психомоторной области есть первичные тенденции душевного аппарата. В оптической области все это рассматривается в примитивном искусстве, или стремлении к двустороннему дублированию отдельной фигуры или многочисленном орнаментальном «одевании» одинакового геометрического художественного мотива. С помощью этих художественных принципов, взаимодействующих с многочисленными факторами, постепенно из примитивного изобразительного искусства стало появляться средство духовного сообщения из образа в современное письмо, как средство высокой душевной жизни. Дальнейший процесс развития, начиная с художественного рисунка как путеводителя или фиксирования чего-либо в памяти, можно проследить поэтапно. На наивысшей ступени вновь происходит встреча с художественными принципами, удовлетворение от упрощенной и правильной формы в схематическом облике, с существенной тенденцией при философском и математическом мышлении. XVII – XVIII вв. были характерными периодами развития художественного вкуса в европейском искусстве Нового времени. Этот период времени ознаменован развернувшейся деятельностью различных компаний, проявившие интерес к произведениям восточного искусства, которые стали предметом импорта, они вызывали определенный пристальный интерес и даже коллекционировались. Стремление иметь произведения восточного искусства подчеркивалось престижностью соображений, т.к. драгоценность данных произведений символизировала богатство и знатность. Таким образом, постепенно возникшая мода на восточные произведения стала проявляться в евроГуманитарные и социальные науки 2009. № 3 4
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.