ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА
В ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Рассматривается «художественный вкус» как феномен в культурно-фило
софском и искусствоведческом контексте. <...> Художественный вкус – достаточно «объем
ный» предмет для изучения и осмысления. <...> Ключевые слова: искусство, произведения восточного искусства, произ
ведения европейского искусства, ценности, ценностные ориентации. <...> характеристика расхождения видов искусства;
Гуманитарные и социальные науки <...> Далее на развитие искусства художественный вкус оказывает
определенно сильнейшее воздействие. <...> В процессе воплощения образа на ранних стадиях примитивного творче
ства художественный вкус играет роль самостоятельного слагаемого. <...> Стремление иметь произведения восточного искусства
подчеркивалось престижностью соображений, т.к. драгоценность данных
произведений символизировала богатство и знатность. <...> В качестве примера можно привести сочетание произведений восточного
и европейского искусства, находящихся в Петергофском и Китайском двор
цах, позволяющие понять, что именно привлекало в то время в этих работах,
почему мода на восточные шедевры покорила европейцев. <...> В обоих дворцах
основная экзотика строилась в сочетании подлинных произведений ки
тайского и европейского искусства и несмотря на многообразные и разнород
ные элементы декоративного убранства и другие подлинные произведения
восточного искусства, в то время они воспринимались и привлекали внима
ние своей экзотической причудливостью форм и цветосочетанием. <...> Данная концепция оказывала определяющую динами
Гуманитарные и социальные науки <...> М., 1955
Северо-Кавказский
научный центр Высшей школы ЮФУ
Гуманитарные и социальные науки <...> Дмитрий Ростовский в 1702 г. осно
вал в Ростове школу, где училось около 200 человек и изучались русский,
греческий, латинский языки, география, был устроен театр, в котором испол
нялись пьесы духовного содержания. <...> Северо-Кавказский
научный <...>
Гуманитарные_и_социальные_науки_№3_2009.pdf
ФИЛОСОФИЯ
(Статьи по специальности 09.00.13)
© 2009 г. Вахрушева Е.Ю.
ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА
В ИСТОРИКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Рассматривается «художественный вкус» как феномен в культурно-философском
и искусствоведческом контексте. Отмечено, что не только объективные
причины в рассмотрении эстетической категории вкус дают возможность
понять направляющую деятельность людей, но и проникнуться в ее
субъективные мотивы. Данная категория позволяет выйти из общих представлений
об образе жизни к закономерностям структуры объектно-пространственной
среды, разворачивая образ жизни к ценностным моментам
среды и к ее вкусообразованиям. Художественный вкус – достаточно «объемный»
предмет для изучения и осмысления. Его исследование на всех этапах развития,
начиная с бытия отдельного человека и заканчивая характеристиками
общества и культуры, затруднял порядок его социального подчинения.
Ключевые слова: искусство, произведения восточного искусства, произведения
европейского искусства, ценности, ценностные ориентации.
Наивно предположение, что истинное изображение мира в природе и есть
зарождение искусства, чувства прекрасного, и на первый взгляд является заблуждением.
Хотя, например, люди каменного века в наскальных рисунках
достаточно реалистично изображали животный мир и различные сцены человеческого
бытия, уже в первоначальных примитивных картинах отмечается
явно сильная и широкая тенденция к развитию художественного вкуса. По
утверждению Ю. Бореева, постигая специфику развития системы произведений
различных видов искусства, можно проследить их историческое развитие
с учетом следующих тенденций:
● влияние литературы на другие виды искусства;
● время возникновения вида искусства, развития его бытия и воздействия
на конкретную эпоху;
● исторические изменения в различных искусствах;
● характеристика расхождения видов искусства;
Гуманитарные и социальные науки
2009. № 3
2
Стр.1
● эпохальная актуальность каждого вида искусства.
В развитии художественных произведений, вкус на протяжении длительного
времени является более серьезным аффектом, и оказывает сильное воздействие.
В эпоху античности художник уже достаточно хорошо показывает
свои познания в анатомии не только животного, но и человека. «Интерес греческого
изобразительного искусства к силе и красоте имеет глубокие конкретно-исторические
корни» [1, с. 303].
Изобразительное искусство средневековья в большей степени вглядывается
во внутренний мир человека, пытаясь проникнуть вглубь его духа. И
уже внешняя красота (обнаженное тело) скрывается в монашеские одежды. В
искусстве эпохи Возрождения, как и в моде, претерпевая незначительные изменения,
вновь прослеживается культ обнаженного тела, подчеркивающий
наравне с красотой и мощью его чувственную привлекательность. «Радость
бытия, духовное и чувственное наслаждение жизнью сквозят в живописи
Возрождения, воспевающей прелесть женского тела, всю его джорджоневскую
целомудренность, рубенсовскую пышность, тициановскую земную и
небесную красоту, эльгрековскую одухотворенность» [1, с. 303-304]. Отличительная
черта эпохи Возрождения от Античности, заключалась в том, что художники
показывают в своих произведениях как общие анатомические изображения
человека, так и его возрастные особенности. Улавливая и точно воспроизводя
соотношение частей тела ребенка и взрослого, открывают анатомическую
динамику человека при различных темпах, резкости, ракурсах и
направлениях движения. Движение изобразительного искусства в данную
эпоху к вершинам мирового духа задавала социальная потребность. Этот механизм
продвижения можно проследить и в других видах развивающегося
искусства. Далее на развитие искусства художественный вкус оказывает
определенно сильнейшее воздействие. И вместо воспроизведения впечатления
внешних деталей, он становится наиболее выраженным феноменом повышенного
внутреннего аффекта. Таким образом, художественные произведения
становятся одной целью основного аффекта: возвышенности, торжественности
в египетском, греческом и готическом искусствах.
В процессе воплощения образа на ранних стадиях примитивного творчества
художественный вкус играет роль самостоятельного слагаемого. Именно
в этот момент происходит расположение к построению самых простейших
Гуманитарные и социальные науки
2009. № 3
3
Стр.2
форм по отношению к геометрическим образованиям. Желание упростить
формы – это первоначальная тенденция душевного аппарата, потому что человек
в окружающем мире еще не пытается подвергнуть анализу и обработке
несимметричные, сложнейшие формообразования в живых организмах. В
свою очередь геометрические очертания встречаются в малом количестве, и
это ни в коем случае не сравнивается с его обязательностью в примитивном
искусстве. Поэтому не допустимо, чтобы геометрическое извне перешло в
способы передачи объектов с помощью рисования. Конечно, кое-что допустимо
технически – моторно, т.к. некоторые приемы изображения являются
просто необходимыми. Понимание стремления к упрощению или дублированию
формы, находящейся в тесном контакте с ритмическими тенденциями в
психомоторной области есть первичные тенденции душевного аппарата. В
оптической области все это рассматривается в примитивном искусстве, или
стремлении к двустороннему дублированию отдельной фигуры или многочисленном
орнаментальном «одевании» одинакового геометрического художественного
мотива. С помощью этих художественных принципов, взаимодействующих
с многочисленными факторами, постепенно из примитивного
изобразительного искусства стало появляться средство духовного сообщения
из образа в современное письмо, как средство высокой душевной жизни.
Дальнейший процесс развития, начиная с художественного рисунка как путеводителя
или фиксирования чего-либо в памяти, можно проследить поэтапно.
На наивысшей ступени вновь происходит встреча с художественными
принципами, удовлетворение от упрощенной и правильной формы в схематическом
облике, с существенной тенденцией при философском и математическом
мышлении.
XVII – XVIII вв. были характерными периодами развития художественного
вкуса в европейском искусстве Нового времени. Этот период времени
ознаменован развернувшейся деятельностью различных компаний, проявившие
интерес к произведениям восточного искусства, которые стали предметом
импорта, они вызывали определенный пристальный интерес и даже коллекционировались.
Стремление иметь произведения восточного искусства
подчеркивалось престижностью соображений, т.к. драгоценность данных
произведений символизировала богатство и знатность. Таким образом, постепенно
возникшая мода на восточные произведения стала проявляться в евроГуманитарные
и социальные науки
2009. № 3
4
Стр.3