ФИЛОСОФИЯ
УДК 101
Е.А. Агапова
Южный федеральный университет
Ростов-на-Дону, Россия
e-agapova@yandex.ru
МИМИКРИЯ ЦЕНЗУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
[Agapova E.A. Mimicry of censorship in modern society]
In the new informational society the most effective way of filtrating information is carried out
through manipulation of individuals' consciousness. Thus, the role of the institution of censorship is taken
to the sphere of high technologies and scientific research of the human’s psychic setup. There was a
genuine revolution in the ways of social and political government. The main trend of evolution of
authority's technologies and the aim of their change and improvement consists in getting the maximum
effect of influence upon people and their voluntary submission with the minimum expenditure.
Key words: society, mimicry, high technology, manipulation, power, culture.
В последние сто лет произошла настоящая революция в способах социального
и политического управления: основная направленность эволюции
технологий власти и цель их изменений и совершенствования заключаются в
том, чтобы, используя наименьшие затраты средств, получить максимальный
эффект воздействия на людей, обеспечив их добровольную подчиняемость.
Э. Тоффлер отмечает, что высшее качество и наибольшую эффективность
современной власти придают знания, позволяющие «достичь искомых целей,
минимально расходуя ресурсы власти; убедить людей в их личной заинтересованности
в этих целях; превратить противников в союзников» [8].
Таким образом, рассматривая СМИ и их влияние на массы, можно отметить,
что в постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится
решающей в управлении обществом, отодвигая на второй план влияние
государственного принуждения. Иными словами, государственное, силовое
вмешательство заменяется на информационно-психологическое воздействие.
В наибольшей степени непосредственному воздействию информационной
среды подвержена духовная сфера общества, деструктивные изменения которой
в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных
стереотипов и установок, ложных ценностей, в свою очередь, влияют на состояГуманитарные
и социальные науки
2015. № 5
2
Стр.1
ние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. Отличительной
особенностью современного мира является переход к новому качественному состоянию
общества, для которого характерно резкое повышение информационных
процессов и создание целой индустрии производства информации.
Средства массовой информации всегда были важной частью человеческой
жизни, научно-технический прогресс послужил толчком к их развитию,
а, как следствие, возросло количество и психологических средств воздействия
на людей. Поле для работы с общественным мнением за последнее время
выросло в сотни раз, углубились знания в области психологии, PR, вследствие
чего возникает термин «манипулирование». Данный термин имеет истоки
в латинском языке (manipulare), где означает «управлять», «управлять
со знанием дела», «оказывать помощь». Однако в научной литературе его
значение весьма неоднозначно в силу того, что разные ученые наполняют его
своим специфическим содержанием. Кроме того, большинство исследователей
акцентируют внимание на процессуальной составляющей манипуляционного
воздействия, а именно, на процессах социализации и легитимизации,
поскольку именно через них личности и группы становятся стандартизированными
и «омассовленными». По сути, СМИ становятся своеобразным
фильтром, пропускающим идеи, повышая ценность одной и обесценивая другую,
поляризуя, таким образом, всё поле культуры. Для достижения данных
целей существуют методические приемы, такие как: фабрикация фактов или
прямая ложь, отбор событий реальности для сообщений, серая и черная пропаганда,
большие психозы, изменение смысла слов и понятий, упрощение и
стереотипизация, утверждение и повторение, сенсационность и т.д.
Исходя из этого, одним из важнейших правил манипуляции сознанием
является обеспечение тоталитарности воздействия, т.е. обеспечение информацией
только из полностью контролируемых источников. Для обеспечения
иллюзии плюрализма создаются информационные сообщения от разных типов
организаций, но формирующих единые стереотипы. «Ненужная» информация
замалчивается, поток рекламы разрывает целостное восприятие информации,
возникает невозможность анализа и концентрации внимания на
серьезном событии. Поток никчемной информации осложняет поиск смысла
для индивида. Таким образом СМИ прежде всего формируют из общества
массу людей – толпу, которая шла бы в заданном руководством направлении:
Гуманитарные и социальные науки
2015. № 5
3
Стр.2
происходит стандартизация образа мысли и отпадает прямая необходимость
в цензурных запретах, информационные технологии выхолащивают возможность
анализа и индивидуального мышления.
Одной из разновидностей манипуляции является также придание речи совершенно
другого смысла. Из языка исключаются все слова, вызывающие отрицательные
ассоциации, а вместо них вводятся слова нейтрального толка.
Данные эвфемизмы формируются из редко употребляемых или новых слов,
смысл которых для большинства неизвестен.
Манипуляция сознанием при помощи СМИ, прежде всего, рассчитана на
среднего человека, носителя потребительской, а не высокой культуры. Хаотизация
информации лишь видимость, СМИ конструируют потоки информации
с целью создания нужного владельцам данных СМИ образа действительности.
Критерии отбора информации основываются на научных достижениях
в областях психофизиологии, нейролингвистики, кибернетики. В качестве
одного из основных методов можно выделить метод дробления информации:
информация преподносится настолько мелкими, разрозненными и протяженными
во времени частями, что человек не получает завершенного знания.
Все эти методы призваны поддерживать в обществе необходимый уровень
нервозности, который снижает способность критически оценивать поступающую
информацию и повышает внушаемость. Общество превращается
в управляемую массу, потребляющую масскультуру, озабоченную достижением
удовольствия любой ценой. Можно четко сформулировать, что современное
общество направленно формирует массового человека, и, наконец,
сформировался и доминирующий в массе этого общества образ жизни, который
отнюдь не располагает к умственным занятиям, при этом статус образования
существенно понизился, о человеке стали судить исключительно по
его материальному достатку. Размышления заменены спонтанным проявлением
бессознательного, мотивы – импульсами, определенность – нетерпимостью.
Культурно-творческая позиция утрачивает свой статус и значение, ее
место занимает потребительская позиция, направленная на материальный,
внешний мир. Этому также способствует замена культурной отечественной
продукции западной третьесортной продукцией, нацеленной на пересмотр
прежних культурных представлений и ценностей, традиционного образа жизни,
характеризующего бытие народа из поколения в поколение. Таким обГуманитарные
и социальные науки
2015. № 5
4
Стр.3