6+
ф
ISSN 1817-3292
Научно-практическое издание Ассоциации «Башкирский
педагогический государственный университетский комплекс»
Издается с декабря 2005 года
один раз в два месяца
Главный редактор
Асадуллин Раиль Мирваевич, доктор педагогических
наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Башкирский
государственный педагогический университет имени
М. <...> Заместитель главного редактора
Ефимова Елена Викторовна, кандидат педагогических
наук,
доцент
ФГБОУ
ВПО
«Башкирский
государственный педагогический университет имени
М. <...> Редакционная коллегия
*Амиров Артур Фердсович, доктор педагогических наук,
профессор, заведующий кафедрой педагогики и
психологии, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный
медицинский
университет»
(г. <...> Arthur Ferdsovich Amirov, Doctor of pedagogical sciences,
Professor, the head of the Department of pedagogics and
psychology, SBEI HPE Bashkir State Medical University
(Ufa). – E-mail: amirov.af@yandex.ru.
*Амирова Людмила Александровна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе,
ФГБОУ
ВПО
«Башкирский
государственный
педагогический университет имени М. <...> Lyudmila Aleksandrovna Amirova, Doctor of pedagogical
sciences, Professor, vice-rector on scientific work, FBSEI
HPE Bashkir State Pedagogical University named
M. Akmullah (Ufa). – E-mail: ms-amirova@ya.ru.
*Бенин Владислав Львович, доктор педагогических наук, профессор, декан
социально-гуманитарного факультета, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный
педагогический университет имени М. <...> Серия “Психология”», издатель и главный редактор
интернет-журнала «Развивающее образование») (г. <...> Rimma Muhametovna Fatihova, Doctor of pedagogical sciences, Professor of the
Department of general and social psychology of FBSEI HPE Bashkir State Pedagogical
University named after M.Akmullah (Ufa). – E-mail: docbell0726@bk.ru.
*Шафикова Гульназ Радмиловна, доктор психологических наук, профессор,
Министр образования Республики Башкортостан (г. <...> Найденова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ .. 15
В. <...> Каримов
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ............................... 134
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю. <...> Это солидный возраст, позволяющий подвести промежуточные <...>
Педагогический_журнал_Башкортостана_№6_(61)_2015.pdf
РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ......................................................................... 7
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
С.В. Иванова
СОСТОЯНИЕ И ПРАВОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ................................................................... 9
Н.Н. Найденова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ГЛОБАЛЬНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ .. 15
В.А. Ермоленко
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В РОССИИ
НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ, ПРОИЗВОДСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ ........... 22
Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина
ДЕТИ МИГРАНТОВ В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИХ ШКОЛАХ: ПРОБЛЕМЫ
ОБУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИИ ........................................................................................ 26
О.П. Морозова, А.Ю. Чистобаева
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ............................................................................................... 36
Т.С. Копосова, Е.В. Казакова
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ СЕМИ- – ОДИННАДЦАТИЛЕТНИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИПОЛЯРНОГО РЕГИОНА ............................................................ 42
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
З.Р. Саматова, А.С. Розенфельд
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА УШУ КАК СРЕДСТВО
ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ.............................................. 49
О.И. Гаинцева, О.Л. Карпова, А.Я. Найн
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
УЧАЩИХСЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ................................................ 54
Н.С. Белобородова, З.К. Гареева
ФОРМИРОВАНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ....................................................................................... 59
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.М. Асадуллин, Г.Р. Гильманова, Г.И. Калимуллина
ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА СООТВЕТСТВИЯ РАБОТНИКОВ ТРЕБОВАНИЯМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ..................................................................... 64
5
Стр.5
Е.В. Ткаченко, В.Э. Штейнберг, Н.Н. Манько
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН – ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД ........................... 74
В.Н. Саттаров, А.В. Ивашов, Т.О. Быкова
СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕДОНОСНОЙ ПЧЕЛЫ:
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
М. АКМУЛЛЫ И КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
В.И. ВЕРНАДСКОГО .................................................................................................... 88
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, НАУКА, ПРАКТИКА
М.В. Кларин, И.М. Осмоловская
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В КОНТЕКСТЕ
КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ДИДАКТИКИ .................................. 94
М.Н. Дудина
КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ101
Е.А. Яковлева, А.С. Кобыскан
РАСШИРЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ ПОДЪЯЗЫКОВ ................................... 109
Т.Л. Малеева
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА-ФАРМАЦЕВТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ
ТОВАРОВ ДИЕТИЧЕСКОГО И ЛЕЧЕБНОГО ПИТАНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ
РЫНОК ........................................................................................................................ 114
И.Ю. Матвеева
ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ
РАЗВИТИЕМ СПЕЦИАЛИСТОВ СОВРЕМЕННЫХ БИБЛИОТЕК ........................... 119
И.С. Рыбина
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ...................................... 125
Е.В. Гурова, Ф.Ф. Каримов
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
У РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ............................... 134
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Ю.В. Ергин
Ф.Н. ШВЕДОВ (1840–1905) – ОСНОВОПОЛОЖНИК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ .................................................................. 140
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛЕНТА ....................................................................................... 151
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ......................................................................................... 159
6
Стр.6