ОБРАЗ КНИГИ
«Иллюстратор
он едкий и
внимательный…»
В июле исполняется 125 лет со дня рождения Юрия Анненкова ñ замечательного
художника, проявившего себя во многих амплуа: от сценографии до станковой
живописи и ´научного рисункаª. <...> В историю искусства Анненков вошел также как
выдающийся книжный график, создатель серии портретов русских и зарубежных
писателей ХХ века. <...> К юбилею художника в Москве в Государственном литературном
музее прошла выставка, посвященная его книжным работам разных лет. <...> О
н родился на окраине империи в семье народовольца,
сосланного за причастность
к покушению на Александра II. <...> Анненков во многом унаследовал от отца левые взгляды: в юности рисовал политические карикатуры (за что был исключен из казенной гимназии), позже
соединил в своей художественной манере модерн и кубизм (живописи он
учился в Петербурге и Париже). <...> Он и
с советской властью на первых порах
успешно сотрудничал: оформлял революционные праздники, иллюстрировал книги пролетарских писателей,
рисовал портреты Ленина и Троцкого. <...> Однако, воспользовавшись оказией, в
середине 1920-х уехал во Францию и
прославился за границей как Жорж
Анненков. <...> Он оформил десятки театральных постановок на сценах Парижа и Монте-Карло, как художник кино номинировался на премию «Оскар», работал на телевидении ФРГ. <...> Анненков «сумел органично соединить в своих произведениях, в том числе в живописи и графике,
гибкую ритмику и декоративность
модерна с чертами гротескной “зауми” в духе футуризма», – пишет его
биограф. <...> Книга и литература занимали в
творческой судьбе Анненкова особое
место. <...> С 1913 года он занимался журнальной иллюстрацией, сотрудничал с
популярными петербургскими журналами (в частности, сатирическими:
так выработался его острый, на грани
гротеска стиль). <...> Через несколько лет
Анненков уже – востребованный художник книги. <...> Весной 1918 года
созданы его знаменитые иллюстрации
к поэме Александра Блока «Двенадцать». <...> Поэт высоко <...>